Армянский архитектор Трдат — мастер реставрации купола Святой Софии Константинопольской

12 августа, 2020 - 15:32

Главными строителями известной нам юстиниановской базилики Святой Софии в Константинополе были в VI веке Исидор Милетский и Анфимий Тралльский, однако над куполом после землетрясения в конце X века поработал Трдат — архитектор из Армении, создатель храма в Ани. Историю собора Агия София исследовала Алиса Поплавская, культурный обозреватель Армянского музея Москвы.

330 год. Император Константин переносит центр Римской империи в Византию и называет город Новым миром. Это оказывается не особо удачным решением: столицу в народе все чаще именуют Константинополем. Топоним настолько пришёлся по вкусу, что теперь кажется — этот город на Босфоре всегда назвался так пышно и красиво. Константинополь.

В эти же тридцатые годы IV века на рыночной площади Августеон император закладывает базилику и называет её в честь Премудрости Божией — Святая София — так, чтобы понятно и близко было «и эллину и иудею». Этот момент становится началом невероятно длинной истории одного из самых известных и красивых архитектурных памятников мира и символа всех христиан.

Базилика за все время своего существования пережила множество изменений. Сначала из-за быстрого прироста населения в Константинополе ее решают увеличить в размерах, а затем целых три раза подряд — в 404, 415 и 532 годах — святыня сгорает. В 415-м пожар уничтожает воссозданную на месте базилики церковь, а в два других года сама базилика страдает во время мятежа, после чего Святую Софию усердно восстанавливают.

В 532 году во время восстания Ника, крупнейшего бунта в истории Византии, произошедшего при правлении императора Юстиниана I, Константинополь был существенно разрушен из-за пожара. Сгорела и тогдашняя София, которая, если верить источникам, являла собой большую пятинефную базилику с богатым мраморным убранством. Восстание было спровоцировано налоговым гнётом и церковной политикой Юстиниана, преследовавшего еретиков и язычников. Тирания Юстиниана не устраивала многие слои населения и заставила народ объединиться и выступить против императора. Дело зашло так далеко, что Юстиниан собрался бежать из страны, но ситуацию храбро спас полководец Велизарий, вошедший в Константинополь и подавивший бунт. В честь победы Юстиниан решил выкупить территории вокруг сгоревшей базилики и построить на этом месте самый грандиозный в мире храм, который мог бы поражать мощью и великолепием, привлекая жителей страны и многочисленных паломников.

Для этой цели были приглашены два, очень известных для того времени, архитектора и крупнейших ученных-теоретика: Анфимий из Тралла и Исидор из Милета. Первый делал математические и геометрические расчеты, а второй реализовывал это в камне. Для собора со всех концов империи доставляли лучший мрамор: белоснежный из Проконеза, зеленый из Каристоса, красный из Ясоса. Восемь готовых колонн привезли из самого храма Артемиды из Эфеса, а восемь других из храма Солнца из Баальбека. Ежедневно на стройке трудились более 10 тысяч рабочих. Они бросали в растопленное золото жемчуг и драгоценные камни, чтобы украсить этим сплавом поверхность престола. 

Все доходы империи уходили на создание церковной утвари, которую изготавливали из драгоценных металлов. Современники утверждали, что на облицовку храма ушло 40 тысяч фунтов серебра, а золотой пол украсили мозаики, как и стены храма, которые были полностью ими покрыты. Иконостасом храму служили 12 серебряных колонн с капителями из золота, на которые поместили иконы.  


«…Храм представлял чудесное зрелище — для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нем — совершенно невероятным. В высоту он поднимается как будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом, украшая его как составная его часть, сам украшается им, так как, будучи его частью и входя в его состав, он настолько выдается над ним, что с него можно видеть весь город, как на ладони. Можно было бы сказать, что место это не извне освещается солнцем, но что блеск рождается в нем самом: такое количество света распространяется в этом храме».

Византийский летописец VI века Прокопий Кесарийский

Постройка храма заняла 5 лет, после чего его освятили и в честь этого устроили празднества: говорят, что жители города радовались и ликовали целых пятнадцать дней. Размеры базилики Святой Софии и её богатое внутреннее и внешнее убранство производили колоссальное впечатление на граждан Византийской империи и на иностранцев, прибывавших как ради торговли, так и с целью увидеть воочию самую большую постройку «крещённого» мира. Согласно христианской концепции мироустройства, храм воплощал Вселенную, а купол его — небесный свод.

В X веке, при правлении киевского князя Владимира Святославича, из Руси в Константинополь приехали послы и поразились роскошью храма: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать» [«Повесть временных лет», перевод Д.С. Лихачева. — Прим. авт.].

557 год. Однажды в полночь в Константинополе началось землетрясение, от которого пострадало множество простых жителей из бедных районов города, где ненадёжные дома не выдерживали нагрузки и рушились от подземных толчков почти моментально. В Византии такой природный катаклизм не был редкостью, и горожане, не без «помощи» церкви», объясняли природное явление гневом Божьим. Собор Святой Софии устоял, но после повторного землетрясения в 558 году восточная часть купола обрушилась прямо на алтарь. Архитекторов, возводивших Софию, уже не было в живых, и за исправление ситуации взялся племянник Исидора из Милета. Он приподнял купол на 9 метров, но не смог сохранить его легкость, что немного утяжелило облик всего собора. 

Трдат — мастер кафедрального собора Ани

На этом реставрационные работы храма не закончились. Землетрясение 989 года (по другой версии 986-го) причинило еще больший урон и разрушило западную часть купола и один из полукуполов. За престижную работу по восстановлению взялся армянский архитектор Трдат. Точные годы жизни зодчего остаются для нас неизвестными (предположительно, 950–1020 гг.), но его наследие как нельзя лучше хранит память о нем.

До сих пор неизвестно, каким образом зодчий получил приглашение в Константинополь. Одни источники говорят, что Трдат в момент землетрясения находился в Византии и сам предложил свои услуги. Другие повествуют о том, что Трдат к этому моменту стал прославленным строителем. Ему как раз доверили сооружение кафедрального собора (989–1001 гг.) в Ани — столице Армянского царства Багратидов.

Благодаря таланту и безупречной репутации Трдат получил заказы на строительство собора в резиденции католикоса в Аргине (985 г.) и дворцовой часовни царя Гагика II (примерно 1001–1005 гг.). Ему приписывают также главные церкви монастырей Мармашен, Санаин и Ахпат, сооруженные во второй половине X века. «Столь масштабные проекты сделали Трдата знаменитым — он относится к числу немногих средневековых архитекторов, упоминаемых в письменных источниках своего времени», — пишет исследователь наследия Трдата, арменовед Кристина Маранчи в статье «Архитектор Трдат и купол Святой Софии», опубликованной фондом развития и поддержки арменоведческих исследований «Анив». [Согласно некоторым источникам, строительство Анийского собора и реставрация Святой Софии производились в один и тот же временной период — начиная с 989 года. Неточности хронологии не дают нам право с уверенностью говорить, какая именно постройка — дело рук Трдата. Но позволяют предполагать, что путаница закралась в документы, раз о Трдате упоминают разные источники одного и того же периода и даже года.— Прим. ред.].

Архитектурная практика Трдата, описанная в литературных источниках и в самих сохранившихся сооружениях, содержит довольно важные сведения о строительстве Средних веков. Однако письменные данные об этом мастере крайне асиметричны. В арменологических исследованиях встречается много информации о проектах Трдата на родине, византинисты же часто говорят о работе архитектора в Константинополе, но редко упоминают сооружения, построенные им в Армении.  

Во «Всеобщей истории» XI века Степанос Таронеци (армянский историк рубежа X–XI веков) пишет: «Даже собор Софии развалился на куски от вершины до подножия. Многие опытные греческие мастера неоднократно пытались его восстановить. Архитектор и строитель армянин Трдат тоже находился там, он представил план, с мудрым пониманием дела изготовил модель и приступил к начальной работе, так что церковь была восстановлена еще красивей прежнего». Трдат и правда представил план восстановления собора. Он сделал чертеж, что было совершенно ново для византийских архитекторов, и подготовил модель отреставрированного собора.

Армянский архитектор достроил западную часть купола, укрепил западную арку и увеличил ее высоту. Исследователями Трдата была замечена асимметрия каменной кладки на внутреннем основании купола. Ученные Уильям Эмерсон и Роберт Л. Ван Найс пришли к выводу, что результатом асимметрии стало увеличение большой западной арки, созданное Трдатом намеренно, в целях предотвращения горизонтального распора в конструкциях арок, который создавался за счет опасной выпуклости южной части купола, сохранившейся с VI века. Расчеты армянского архитектора оказались верными. Благодаря ему мы и сегодня можем любоваться выделяющимся на фоне голубого неба куполом Святой Софии, окруженной с трех сторон Босфором, проливом Золотой рог и Мраморным морем. 

Как показывают события прошлого и настоящего, здание Святой Софии Константинопольской претерпевало различные изменения и не исключено, что ее ждут новые влияния, может быть, не вполне желательные, с учетом нынешней политической ситуации. Но несмотря на «временные обстоятельства», шедевр армянского и римских архитекторов величественно и гордо стоит на своем законном месте, украшая Константинополь и возвышаясь над городом, который современники называют Стамбул.

Журналист, искусствовед Алиса Поплавская

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image