Минас Саргсян. «В церковно-приходской школе. Первые опыты в рисовании». Главы из биографии Айвазовского «Жизнь великого мариниста»

14 августа, 2020 - 12:19

В этой главе автор рассказывает о том, что маленький Айвазовский любил копировать старинные гравюры на военную и морскую тематику. По мнению биографа, это увлечение заложило семена патриотизма в душе будущего гения. От родителей Иван Константинович знал, как тяжко приходится его соотечественникам под османским гнётом. Всю жизнь Айвазовский испытывал сочувствие к угнетаемым народам, отражая это в своих морских батальных сценах на тему русско-турецких войн.

Свое начальное образование Иван Айвазовский получил в родной Феодосии. Осенью 1825 года, в возрасте восьми лет, он стал посещать церковно-приходскую школу при армянской церкви Святого Саркиса. Это была начальная школа, где дети обучались армянскому и русскому языкам, Закону Божьему, географии и истории армянского народа. Здесь он учился пять лет.

С раннего возраста у него появился интерес к рисованию и музыке. Рисовал на книгах и газетах, а иногда даже на стенах домов — мелом и углем. Сохранилось несколько графических рисунков зрелого Айвазовского, сделанных в 1877 году, на которых художник изобразил себя в юном возрасте, рисующим людей и виды природы (на одном из них — солдаты и корабли). В 1887 году на картине, написанной маслом, Айвазовский изобразил мальчика, сидящего на возвышении и рисующего природу. В углу холста он подписал: «Айвазовъ, 1825. Написан в 1887».

Эта работа, хранящаяся в Феодосийской картинной галерее и подтверждает, что Айвазовский начал рисовать в довольно раннем возрасте.

С юных лет Айвазовский любил музыку и пел. Он самостоятельно научился играть на скрипке и настолько хорошо, что однажды городской голова Александр Иванович Казначеев, случайно услышав его скрипку на улице, «ласково попросил его продолжать и похвалил за искусство».

Рисунки юного художника привлекли внимание городского архитектора Коха. Увидев их, Кох дал советы начинающему художнику, познакомил с первоначальными сведениями по перспективе, объемному изображению и правилам светотени. «Эти первые уроки рисования принесли мне большую пользу», — признавался художник впоследствии.

Школьные годы юного Ивана прошли в весьма стесненных материальных условиях. Отец, «по неимению средств, — свидетельствовал спустя годы Айвазовский, — не мог дать брату моему воспитания, соответствовавшего его способностям» и вынужден был отдать его в 1826 году в католический пансионат ордена мхитаристов на острове Святого Лазаря, близ Венеции. Мать художника, Рипсиме, занималась вышивкой, беря заказы у состоятельных горожан. Разносить её замечательные работы поручали Ивану.

Живя в сложных условиях, мальчик ни на день не оставлял своих упражнений по рисованию. В 1878 году петербуржский журнал «Русская старина» со слов художника писал: «Припоминая своё детство и отрочество, Иван Константинович не может с точностью определить, с какого именно времени почувствовал он в себе искру художнического творчества; но любовь к музыке и живописи развилась в нём очень рано, и, можно сказать, возрастала с ним вместе. Ребёнком 10–12-ти лет Айвазовский самоучкою играл на скрипке и занимался рисованием, копируя с литографий и плохих гравюр, изображавших портреты героев восстания Греции и её борьбы за независимость: Канариса, Миаулина, Баболины, или виды взятия Варны, Силистрии и других крепостей во время войны 1828–1829 годов.

Развернувшаяся борьба греческого народа за свободу в двадцатых годах XIX столетия нашла широкий отклик среди свободолюбивых народов мира и передовых деятелей того времени. Так, сторонником этой борьбы стал Джордж Байрон. Великий английский поэт в 1823 году, во главе группы добровольцев, боролся против турок. С восхищением приветствовал освободительную борьбу греков и Александр Пушкин.

Нет сомнения, что мальчик слышал от родителей и почерпнул из школьных занятий о трагической судьбе армянского народа, его героической борьбе, об освободительных войнах варданидов. Естественно, он не мог оставаться равнодушным к гравюрам, изображавшим эпизоды сражений греческих героев против турецких войск. В его юной душе, как и в душе Пушкина, «гневом дух пылал». Не случайно, став великим живописцем, Айвазовский в картинах на тему русско-турецких войн изображал эпизоды, прославляющие победу русского флота. В успехах русского оружия он видит залог освобождения малых христианских народов, стонущих под игом турецкой деспотии.

Источник: Минас Саргсян. «Жизнь великого мариниста». Феодосия, Москва : Издательский дом «Коктебель», 2010 год.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image