Арцахской республике 29 лет

1 сентября, 2020 - 17:01

Истоки Карабахского движения

Карабахское национально-освободительное движение воплотило стремление народа Карабаха (Арцаха) реализовать своё неотъемлемое право на самоопределение, свободу и независимость на основе существующих правовых механизмов – действовавшего тогда советского законодательства и международных норм.

Истоки Карабахского движения приходятся на 1920-е годы, когда под давлением Сталина армянский Карабах был включён против воли населения в пределы советского Азербайджана. Таковы были реалии большевизма: решение о судьбе армянского края принимало Кавбюро РКП (б). Это абсурдное и волюнтаристское решение партийного органа третьей стороны по сей день является единственным «документом», которым бакинский политический режим пытается обосновать свои территориальные претензии к древнему исконно армянскому краю…

Естественно, армяне Нагорного Карабаха не могли мириться с такой вопиющей несправедливостью и периодически выражали свой протест. В той или иной форме это фактически продолжалось все 70 лет вынужденного пребывания Карабаха в составе новообразованной Азербайджанской ССР. Примечательны события периода «оттепели» 1960-х, когда в НКАО стало шириться движение за воссоединение с Арменией. В 1965 году десятки тысяч арцахцев подписались под требованием о воссоединении исторической армянской области с Армянской ССР. Было составлено «письмо 13-ти» (13-ти интеллигентов во главе с историком и писателем Багратом Улубабяном) о присоединении НКАО к Армении, адресованное Генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И. Брежневу. Однако Центр замял вопрос, а власти советского Азербайджана применили к лидерам движения жестокие репрессии, они были либо отстранены от своих должностей, либо высланы из области.

Политика перестройки, провозглашённой в Советском Союзе в 80-х годах ХХ века, вновь пробудила у арцахцев и в целом у армянского народа надежду на исправление ошибок сталинского режима. Однако центральным властям вновь не хватило смелости признать правду, а Азербайджан попытался заглушить голос Арцаха блокадой, обстрелами и бомбёжками мирных населённых пунктов, а затем и широкомасштабной военной агрессией против объявившего свою независимость Арцаха.

Февраль 1988 года – отправная точка современного этапа Карабахского движения

Февраль 1988-го года стал поворотным в истории Нагорного Карабаха и переломным в народной освободительной борьбе. Этот месяц стал отправной точкой современного этапа Карабахского движения. Именно в эти февральские дни армяне Арцаха во весь голос заявили о своих исконных правах и свободах, которые грубо попирались на протяжении многих лет со стороны азербайджанских властей.

Движение было неизбежным, и люди вышли на площадь требовать справедливости. Они искренне верили в происходившие в советской стране общественно-политические процессы – гласность, демократизацию – и надеялись на скорое решение карабахского вопроса. Однако если «перестройка» в понимании карабахцев означала представившуюся наконец возможность освобождения из-под диктата Азербайджана, то в бакинской трактовке она, наоборот, подразумевала изгнание карабахцев с родной земли и окончательную азербайджанизацию древнего армянского края.

Вторая декада февраля стала апогеем в противостоянии между стремлением Баку ликвидировать армянский Карабах и мечтой Карабаха избавиться от ига Азербайджана – подавляемые до этого эмоции выплеснулись наружу. Надеясь на свои силы и поддержку союзных властей, бакинский режим предпринял решительный шаг к достижению своей цели. Желая придать своим действиям видимость цивилизованности, Баку попытался добиться санкции у народа на подавление «экстремистско-сепаратистского» движения. С этой целью было решено организовать в Степанакерте и райцентрах собрания партийно-хозяйственных активов, а обобщив результаты на областном партийно-хозяйственном активе, приступить к конкретным практическим действиям. У руководства Азербайджана, по всей видимости, не было сомнений в том, что протоколы активов дадут желанный результат.  Остальное считалось делом техники, которым административно-репрессивный аппарат владел в совершенстве.

Накануне, 11 февраля, в Степанакерт приехала большая делегация представителей высшего руководства Азербайджана во главе со вторым секретарём ЦК КП Азербайджана Василием Коноваловым. Вместе с ним в областной центр явились представители КГБ, МВД, прокуратуры, Верховного суда, множество сотрудников спецслужб. В своих угрозах и попытках «образумить» карабахцев гости из Баку не стеснялись в выборе средств и выражений. Характерны угрозы заведующего отделом административных органов ЦК КП Азербайджана М. Асадова: «Мы превратим Карабах в армянское кладбище» …

Однако бакинский режим потерпел полное фиаско – карабахские армяне твёрдо стояли на своём. И именно события второй декады февраля предопределили проведение 20 февраля исторической сессии, ознаменовавшей собой успех Движения в целом и достижение долгожданной свободы.

Внеочередная сессия Совета народных депутатов НКАО

20 февраля 1988 года была созвана внеочередная сессия Совета народных депутатов Нагорно-Карабахской автономной области ХХ созыва, которая приняла решение обратиться к Верховным Советам Азербайджанской ССР и Армянской ССР c предложением рассмотреть вопрос передачи НКАО из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР. Этому предшествовали аналогичные решения районных Советов.

Однако Политбюро ЦК КПСС 21 февраля приняло постановление, по сути противоречащее международным принципам самоопределения народов: политическое решение проблемы центр пытался подменить социально-экономическими мерами, что вызвало категорические протесты населения области, в отношении которой власти Азербайджанской ССР проводили открытую дискриминационную политику по всем направлениям с целью вытеснить армян Арцаха, по примеру Нихичевана, с родной земли.

Проведение внеочередной сессии Совета народных депутатов НКАО, на которой было принято судьбоносное для карабахцев решение, было исторической необходимостью, и любое промедление грозило истреблением армян. В тот период, как утверждали очевидцы событий, подразделения азербайджанского ОМОНа совместно со спецназом советской армии уже были готовы к осуществлению массовых репрессий в отношении народа Нагорного Карабаха.

Вместе с тем историческое решение сессии продемонстрировало необратимость освободительной борьбы арцахского народа. Это было поистине демократическим движением, борьбой во имя гражданских прав, национальной идентичности, экономического равенства и достойной жизни.

Соблюдая все действующие правовые нормы и используя исключительно демократические формы выражения своей воли, карабахцы выступили с обоснованным во всех смыслах и справедливым требованием о воссоединении с Арменией. Однако в ответ на мирные акции армян Карабаха, которые составляли свыше 80% населения Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО), бакинские власти предприняли самую бесчеловечную агрессию против мирного населения, сначала устроив массовые армянские погромы в Сумгаите, а затем в Баку, Кировабаде и других населённых пунктах Азербайджана, осуществив этнические чистки в северном Арцахе, а затем развязав широкомасштабную войну против мирного населения провозглашённой Нагорно-Карабахской Республики.

Образование Нагорно-Карабахской Республики

2 сентября 1991 года в Степанакерте состоялась совместная сессия Нагорно-Карабахского областного и Шаумянского районного Советов, которая на основе всенародного волеизъявления приняла Декларацию о провозглашении Нагорно-Карабахской Республики в границах НКАО и Шаумянского района. А 10 декабря 1991 года на общереспубликанском референдуме 99,89% участников проголосовало за независимость Нагорно-Карабахской Республики.

Образование Нагорно-Карабахской Республики (Республики Арцах) можно назвать безупречным с международно-правовой точки зрения: на фоне развала советской империи на территории бывшей Азербайджанской ССР, в полном соответствии с международным правом и действовавшим законодательством СССР, в частности, законом от 3 апреля 1990 года «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР»,  образовались два независимых государства – Азербайджанская Республика и Нагорно-Карабахская Республика.

Необходимо также отметить, что существующий издревле Карабах (исторический Арцах, входивший в состав Великой Армении в качестве провинции) никогда не был и даже теоретически не мог быть в составе независимого Азербайджана, общая история которого, вкупе с советским периодом, насчитывает всего порядка 100 лет.

Более того, нынешняя Азербайджанская Республика, как известно, провозгласила себя правопреемницей, существовавшей в 1918–1920 годах Азербайджанской Демократической Республики, в состав которой Нагорный Карабах не входил.

Иными словами, независимость Нагорного Карабаха и территориальная целостность Азербайджана лежат в разных правовых плоскостях, и независимость НКР никоим образом не нарушает территориальную целостность Азербайджана, прежде всего потому, что Нагорный Карабах никогда не составлял часть независимого азербайджанского государства и самоопределился на своей исторической территории.

Война против Нагорно-Карабахской Республики

По вине официального Баку Карабахское движение приняло характер открытой конфронтации, переросшей вскоре в продолжительное и кровавое вооружённое противостояние (1991 – 1994 гг.).

В начале 90-ых годов административный центр области (столица провозглашённой в 1991-ом году Нагорно-Карабахской Республики) г. Степанакерт, зажатый в кольцо блокады, подвергался круглосуточным обстрелам из превращённого азербайджанцами в военную базу города Шуши и высот вокруг, в том числе из реактивной системы залпового огня «Град» и артиллерийских орудий – из того же Шуши, а также Ходжалу, Агдама и других азербайджанонаселённых пунктов. Ежедневно в Степанакерте взрывалось до 200 вражеских снарядов. Город периодически бомбила и азербайджанская авиация. Число погибших и раненых исчислялось многими десятками. Баку пытался планомерно стереть с лица земли 55-тысячный Степанакерт, сломить не только волю его жителей, но и физически уничтожить их. Иностранные журналисты сравнивали Степанакерт с блокадным Ленинградом 1941 – 1943 годов. Однако столица Арцаха обстреливалась прямо в упор и со всех сторон…

Ценой беспрецедентного героизма и стойкости карабахцы сумели предотвратить угрозу своего физического уничтожения и твёрдо встать на путь реализации исконного права на самоопределение в соответствии с основополагающими международными нормами.

Армянство Арцаха консолидировалось и при общенациональной поддержке сумело отстоять в навязанной ему неравной войне своё право свободно жить на исторической родине, создав независимую государственность – Республику Арцах.

Правомерность и необходимость международного признания Республики Арцах

Арцах неуклонно следует по избранному им пути, последовательно развивая основанную на демократических ценностях государственность – важнейшую гарантию свободы и безопасности своего народа.

На протяжении всех трёх десятилетий независимости де-факто республика продемонстрировала способность брать на себя ответственность, выполнять международные обязательства, в основном в одностороннем порядке.

С уверенностью можно сказать, что Республика Арцах (Нагорно-Карабахская Республика) как фактически состоявшееся государство, имеющее уже 30-летнюю историю и все необходимые атрибуты, и институты государственности, вправе воспользоваться многочисленными прецедентами в международном праве и быть принятым в ООН, ибо положения о самоопределении и самообороне Нагорного Карабаха были осуществлены исключительно на законных основаниях и в рамках международного права, в соответствии с Уставом ООН.

Более того, Арцах с его боеспособной, поистине народной армией, не только надёжно обеспечивает свою безопасность, но и является существенным фактором стабильности всего кавказского региона...

Международное признание независимости НКР может стать дополнительной политико-дипломатической мерой сдерживания правящего в Азербайджане диктаторского режима и обеспечения стабильности на всем Южном Кавказе. И, наоборот, затягивание мировым сообществом признания де-юре государственной независимости НКР стимулирует недоговороспособные и одержимые реваншистскими целями власти Азербайджана демонстрировать всё более жёсткую риторику и предпринимать шаги, угрожающие региональной безопасности.

С другой стороны, де-юре признание Республики Арцах подтвердит приверженность международного сообщества общечеловеческим ценностям и демократическим принципам.

Международное признание Арцаха зафиксирует существующие реалии и, главное, будет существенным образом способствовать установлению долгожданного мира и стабильности в кровоточащем кавказском регионе. Было бы аморально в угоду больным политическим амбициям бакинского режима принести в жертву безопасность целого региона...

Ашот Бегларян, писатель, публицист, Степанакерт

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image