Тигран Манасян: «Левон Айрапетян говорил, что воодушевление приводит к своим корням»

22 сентября, 2020 - 13:07

Тигран Манасян — человек, в котором соединились интерес к истории и любовь к кино. Историк по образованию, он успешно занимается созданием и продюсированием художественных и документальных фильмов. Тигран — один из продюсеров фильма об Араме Хачатуряне «Танец с саблями», сценарист и продюсер документальных картин «Урарту. Забытое царство» и «Национальный благотворитель. Левон Айрапетян». Об этих работах — их создании и главной идее — Тигран Манасян рассказал в беседе с Армянским музеем Москвы.

— Тигран, вы родились в Ереване. Каким был город вашего детства?

— Я успел застать ещё советский Ереван. У меня сохранились смутные, размытые воспоминания не от Еревана как такового, а от того, что происходило вокруг меня. Помню, как по телевизору показывали выступления народных депутатов в Верховном Совете, помню выступления Горбачёва с его фразой «Союз СР». Тогда постепенно начинал разгораться конфликт в Карабахе.

У меня очень большая и дружная семья. Дяди, тёти, двоюродные и троюродные братья и сёстры. Мы ходили друг к другу в гости, любили вместе ездить в Цахкадзор и Дилижан. В общем, всё это пришлось на те времена. А потом — развал Советского Союза. Этот период хорошо помню. Мы жили в самом начале улицы Налбандяна, там, где Картинная галерея и Музей истории Армении, бывший Музей революции.

С нашего балкона, который выходил на улицу, открывался вид на площадь Ленина (площадь Республики сегодня). В памяти ясно сохранился день, когда сбрасывали памятник Ленину. Шум, гам, крики, все радовались, что «наконец мы Ленина сейчас скинем». На самом деле, ничего хорошего в этом нет. Всё-таки уничтожение памятников не делает чести никому. Это был 1991 год. А дальше помню времена энергетического кризиса. Не было ни электричества, ни отопления, ни газа, воду давали по несколько часов в день. И так не один год. В 1993-м моя семья переехала в Москву. А здесь была совершенно другая жизнь.

— История — это ваша профессия, вы окончили исторический факультет МГУ. Чем объясняется выбор связать свою профессиональную деятельность с изучением прошлого?

— Я с детства интересовался историей. Мне папа как-то раз подарил видеокассету с мультфильмом о Древнем Египте, сейчас уже не помню, как он назывался. Вот я и впечатлился этим мультиком. Можно сказать, это стало моим первым приобщением к древним временам. Так детский интерес, а затем и увлечение предопределили то, чем я буду заниматься. Правда, при поступлении в вуз у меня был выбор — либо исторический факультет МГУ, либо режиссёрский факультет ВГИКа. В итоге, история «победила». Я окончил истфак, затем аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию. После того, как пару лет преподавал историю Армении и этнополитологию, ушёл в кино.

— Кинематограф — один из способов интересно и доступно рассказать о прошлом. На ваш взгляд, что самое важное в переносе истории на экран?

— Кино отличается от истории тем, что в нём можно создать красивую картинку, немного приукрасить. Не показать что-то один в один, как известно, а подать под другим углом зрения. Здесь нужно ориентироваться на зрителя, чтобы ему было интересно. Ведь не всегда интересно смотреть то, что реально происходило. Однако, бывает и обратное. Порой произошедшее на самом деле намного увлекательнее — настолько, что сложно придумать нечто подобное.

Поэтому, главное — сделать всё для того, чтобы показать тот период, ту историческую личность в том ракурсе, который был бы интересен и который запомнился бы зрителю. Если после просмотра фильма, через час, день, месяц или даже год, он хотя бы раз вернётся мыслями к увиденному, то можно сказать, что его создатели справились со своей задачей.

— Ваш интерес к кино неслучаен? Это идёт из семьи?

— Да, всё связано с моим отцом. Он окончил горный факультет Ереванского политехнического института. Так получилось, что по профессии он недолго проработал. Переехав в Москву в 1993 году, он вместе с Рубеном Дишдишяном стал заниматься кино. Рубен создал компанию «Централ Партнершип», и отец начал работать там. Снимали они много, порой по два-три фильма в год. Несколько десятков фильмов будет точно. Отец брал меня на съёмки, и я с детским любопытством наблюдал за всем, что происходило вокруг. Знаете, я ведь поначалу актёром мечтал стать.

— Ваша мечта отчасти исполнилась? Например, в фильме Юсупа Разыкова «Танец с саблями» вы сыграли в эпизодической роли.

— На самом деле, моя небольшая роль в «Танце с саблями» связана с тем, что иногда приходится экономить бюджет и не брать ещё одного актёра. Я соглашаюсь войти в кадр, если понимаю, что справлюсь. На большую роль, если мне предложат, я никогда не соглашусь, потому что я не артист. Это же целая профессия, и ею надо владеть. В эпизодах я появляюсь не только в «Танце с саблями», но, например, и в «Урарту». А впервые я сыграл маленькую роль в «Ералаше», в серии под названием «Опасная зона», ещё году в 1997-м.

— Обратимся к фильму «Урарту. Забытое царство». Для его создания вы привлекали к съёмкам историков из Армении, России, Англии и Франции. Расскажите, как возникла идея этой кратины?

— Всё началось с дружбы. В Армении есть медиакомпания Para TV. Там работает мой друг детства Элизабет Петросян. Как-то мы встретились в Ереване. Разговорились о кино. К тому времени мы уже сделали несколько совместных мини-фильмов об истории Армении. Элизабет предложила сделать полноценный документальный фильм. Предложение я принял, и мы стали думать над темами. У меня их было несколько: принятие Арменией христианства и история государства Урарту. Я стал думать, почему все знают о Древнем Египте и Древней Греции, а об Урарту нет. Кстати, а ведь раньше говорили, что история СССР начинается с Урарту — с самой древней цивилизации, существовавшей на его территории. Первая глава учебника по истории Советского Союза была посвящена как раз Урарту. Так вот, остановились мы на этой теме и стали работать. Я обратился к директору Института истории Армении Ашоту Мелконяну, который очень нам помог в привлечении армянских специалистов и, конечно, поучаствовал сам.

Работали мы и с музеем «Эребуни», ставшим одним из главных звеньев в создании нашего фильма. Нас очень поддержал его нынешний директор Микаэл Бадалян. В съёмках фильма участвовали французский историк, один из крупнейших специалистов по ахеменидскому периоду Стефан Дешам и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Мы дважды ездили в Санкт-Петербург, чтобы записать интервью с Михаилом Борисовичем, который разрешил сложнейшие съёмки в залах, посвящённых истории Урарту и Армении. Он сказал нам, что это для него честь, тем более в фильме мы рассказываем о его отце — выдающемся историке и археологе Борисе Борисовиче Пиотровском. Ещё помогали специалисты из Армении, одним из главных консультантов был Ваге Саркисян, а также ушедший от нас Айк Акобян, просмотревшие сценарий фильма и внёсшие важные правки.

Всего создание фильма «Урарту. Забытое царство» у нас заняло два года. Когда он был готов, первым, кто взял его для показа, стал Первый испанский телеканал. Признаться, мы были приятно удивлены. Его также уже можно посмотреть на платформе Amazon и в онлайн-кинотеатре Okko.

Снимая этот фильм, наша команда ставила перед собой цель воскресить в Армении и мире знание об уникальной цивилизации Урарту. Мне кажется, что мы тихо-тихо к ней приближаемся. Фильм вызвал интерес в разных странах, на него обратили внимание испанцы, итальянцы, американцы, французы и японцы. Левон Айрапетян говорил, что воодушевление приводит к своим корням. Вот мы и хотели воодушевить людей, чтобы они задумались о своих корнях, понимали, кто они есть.

— Документальный фильм «Национальный благотворитель. Левон Айрапетян» — какова его предыстория? Почему вы решили обратиться к этой личности?

— У моего отца и Левона Айрапетяна был один общий близкий товарищ. Мне доводилось несколько раз видеть Левона Гургеновича. Я не был с ним близко знаком, но видел, как он общается, как держится. В общем, я к нему проникся большим уважением. Да и всем же известно было о том, что он делает и как помогает людям. Организовал в Арцахе 700 свадеб, восстанавливал монастыри и кладбища. Например, кладбище Ходживанк в Тбилиси, где похоронены Ованес Туманян и многие другие выдающиеся армянские деятели, было восстановлено при его участии. И не только Армения и Грузия — сколько он всего сделал в Ливане, Франции, США. В России по его инициативе восстанавливались православные храмы.

Понимаете, я как человек, который занимается кино, не мог не обратиться к личности Левона Айрапетяна. Потому что он являет собой пример беззаветной любви к родине. Он отдавал всего себя ей, не задумываясь ни о чём, мог отдать последнее — чтобы только она была в безопасности и процветала.

Как-то я встретился с товарищем отца, его зовут Арсен Мартиросян, и рассказал, что с командой собираюсь делать кино об Айрапетяне. Он пообещал поддержать нас. Мы бросили клич, стали искать финансовую поддержку. Я был удивлён, как быстро были собраны деньги. Это самым ярким образом продемонстрировало, что имя Левона Айрапетяна продолжает жить, его помнят и гордятся своим выдающимся соотечественником.

16 октября 2020 года — в день знаменитых 700 свадеб — фильм будет доступен в интернете на YouTube-канале HAYASA. Пройдут премьерные показы в Ереване и Степанакерте.

— Над чем вы сейчас работаете?

— Готовим фильм о великом Арно Бабаджаняне — к его столетию. Уверен, эта дата важна не только для нашей страны. Его ведь любили и уважали и за пределами Советского Союза. В Японии ему вручили приз как лучшему композитору 1972/1973 года. А получил он свою награду из рук самого Фрэнка Синатры. Песни Бабаджаняна пела Мирей Матьё, его слушали в Америке, Франции, Испании. Любили его не только за талант, но и за то, что он был очень добрым человеком. И сейчас, когда мы берём интервью у разных людей, знавших Бабаджаняна, практически все вспоминают его с теплом и восхищением.

Я и сам с детства любил музыку Арно Бабаджаняна. И наконец пришло время, когда могу свои любовь и восхищение реализовать на практике. Делаю я это с большой командой. Режиссёр фильма — Вага Варданян, который снимал фильмы и об Урарту, и о Левоне Айрапетяне. Мы сейчас отсняли московский блок, скоро поедем в Ереван.

Беседовала журналист, литературный редактор Рипсиме Галстян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image