ТЫСЯЧИ НАЕМНИКОВ С БЛИЖНЕГО ВОСТОКА ОБРЕТУТ НАПРАВЛЕНИЕ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

13 октября, 2020 - 12:53

"Создание объединенной армии Турана - вполне реальная перспектива", - отметил в интервью "ГА" доцент Института госслужбы и управления РАНХиГС при президенте РФ Сергей КАРНАУХОВ.

- На днях в прямом эфире, ссылаясь на турецкое издание, вы заявили о том, что 29 октября сего года на заседании Совета тюркоязычных государств в Баку планируется подписать соглашение о создании объединенной армии Турана, в которую войдут Турция, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан и Туркменистан. Эрдоган разродился новым лозунгом: "Шесть стран - одна нация". Между тем после того, как эта информация стала распространяться, ряд российских же экспертов сказали о том, что это брехня, дескать, этого не может быть потому, что этого не может быть никогда. Так может или не может?

- Мы при получении таких данных, безусловно, опираемся на открытую информацию, которую черпаем из турецких и иных СМИ. Информация о предстоящем 29 октября заседании в Баку и подписании упомянутого вами соглашения была в нескольких турецких СМИ. Вместе с тем мы уже давно отслеживаем стремление президента Турции Эрдогана к построению единого пантюркистского неоосманского государства. Так что это вовсе не является какой-то шокирующей новостью. Также в последнее время мы наблюдаем устрашающие тенденции в поведении Турции, которая фактически отвязавшись от взаимных обязательств с Европой и США, продвигает абсолютно самостоятельную позицию. Однако при этом не нужно скидывать со счетов тот факт, что эта позиция по своим векторам и интересам совмещена с позицией Великобритании, за спиной которой опять-таки стоят экономические и политические интересы США. И поэтому формирование вооруженных сил пока еще не существующего, но уже обретающего контуры Государства Туран, куда войдут много государств, на пути которых пока еще стоит Армения (так они считают), - перспектива вполне реальная. И она более реалистична, нежели, например, существование той же ОДКБ и других организаций, на сегодняшний день, к сожалению, выполняющих функцию лишь декларируемых объединений. В реальности никакой системной и ощутимой роли до сегодняшнего дня они не играли. Поэтому агрессивные высказывания Ильхама Алиева, публикации в турецких СМИ нужно воспринимать с максимальной серьезностью и озабоченностью как общественным деятелям, так и в первую очередь тем людям, которые принимают политические решения.

- В чем угроза для России, для Армении, других стран, если создание такого межгосударственного вооруженного формирования будет реализовано?

- Суть в том, что Алиев вместе с Эрдоганом могут наполнить эти, казалось бы, виртуальные вооруженные силы тысячами наемников с Ближнего Востока, - теми, кто в связи с усилиями России на сирийском направлении оказались не у дел. Сегодня они могут обрести направления боевых действий. Все это должно вызывать даже не озабоченность, а самую настоящую тревогу с последующими конкретными шагами. Мало ограничиваться лишь декларативными заявлениями, следует предпринять конкретные практические военно-политические действия, и они должны последовать со стороны государств, которым может быть нанесен в конечном итоге ущерб. И это, кстати говоря, в первую очередь Россия: мы ведь понимаем, что даже события в Нагорном Карабахе уже сегодня наносят колоссальный ущерб национальной безопасности РФ.

- Положим, вышеупомянутая встреча 29 октября состоится и на ней действительно будет анонсировано создание единой армии Турана. Если учесть, что в перечне потенциальных участников упоминаются Казахстан и Кыргызстан, не противоречит ли это каким-либо положениям ОДКБ - ведь и то и другое государство являются членами ОДКБ?

- В уставных документах ОДКБ и других организаций для государств-участниц нет запрета иметь членство в других объединениях и блоках, поэтому юридических препятствий нет, равно как и фактических. Чтобы понять, насколько все серьезно, достаточно посмотреть на действия Ильхама Алиева после, пожалуй, одних из самых длинных переговоров, направленных на прекращение огня в Карабахе и объявление гуманитарного перемирия. Судя по тому, что сегодня происходит, создается впечатление, что именно вопрос авторитета России являлся первопричиной и главным мотивом встречи. Не стремление к урегулированию, а стремление Алиева на пару с Эрдоганом продемонстрировать на весь мир ничтожную роль России в контексте внешнеполитических переговоров и действий. И они это сделали, поэтому остальные государства ведут себя так же. Они ищут поддержку и консолидацию там, где можно достигнуть быстрых сиюминутных результатов.

- В чем сейчас конкретно должна заключаться роль России с учетом всего вышесказанного и имеющихся реалий? Алиев не собирается придерживаться перемирия, в Арцахе вновь идут ожесточенные бои. На днях Владимир Соловьев, комментируя ситуацию, сказал симптоматичную фразу: "Не хотят слушать Лаврова - будут слушать Шойгу". Так какие действия востребованы сегодня?

- Знаете, я бы сказал так: первое и самое главное - Россия должна дождаться внятной, выраженной в конкретной дипломатической формуле позиции Армении по отношению к России. И, кстати, по отношению к Нагорному Карабаху - тоже. Могу сказать со всей уверенностью, не раскрывая каких-то тайн, которых не вправе озвучивать, что со стороны России Армения не брошена ни в одном из смыслов. Другой вопрос, что широкой публике, учитывая военные действия, знать характер и объем этой помощи необязательно. Но армянский народ должен понимать, что сейчас единственная страна, денно и нощно оказывающая помощь Армении и в первую очередь людям, воюющим на передовой, - это Россия.

Однако обратите внимание, в какую сторону дрейфует политическое руководство Армении, и вы увидите, что России в этой стороне нет. Есть многовекторная политика, но разве сейчас, когда идет война не на жизнь, а на смерть, война, еще более разрушительная, нежели первая освободительная война в Карабахе, такая позиция оправданна?! Пока премьер Пашинян со своей командой не обретут политической самостоятельности и продолжат кивать в сторону советчиков из "самого большого посольства в мире", Россия фактически будет лишена возможности оказывать глобальную помощь Армении. Положим, в этом случае попытается немного помогать Иран, но надо понимать, что Иран находится под жесточайшим давлением США и возможности помогать у него нет, и к тому же он не будет делать это в открытую. Потому что, поверьте мне, Израиль (и не только он) только того и ждет, чтобы Иран втянулся в конфликт, и тогда нанесет по нему удар. Таковы реалии.

Зара ГEВОРКЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image