МИГ И ВЕЧНОСТЬ МАСТЕРОВ

30 декабря, 2020 - 18:11

Он уехал в США в самом начале девяностых годов. Известный кинооператор и кинорежиссер, мастер документального кино, лауреат премии "Ника", лауреат Всесоюзного и международных кинофестивалей Михаил ВАРТАНОВ был близким другом Сергея Параджанова.

ЗА ДРУЖБУ И ПЕРЕПИСКУ С ПАРАДЖАНОВЫМ ОН ПРОБЫЛ в черных списках КГБ вплоть до своего отъезда из страны. Известны его кадры, снятые на съемках фильма "Цвет граната" легендарного кинорежиссера. Через несколько месяцев после ареста Параджанова, Вартанов был уволен из "Арменфильма".

В качестве оператора-постановщика М. Вартанов снял множество фильмов, среди которых "Шелковица" Геннадия Мелконяна и черно-белая лента "Времена года" Артавазда Пелешяна. Один из лучших его фильмов "Параджанов. Последняя весна", в которой Михаил Вартанов выступил как режиссер, автор сценария и продюсер. Этот фильм высоко оценен международной прессой, известными деятелями кино, получил массу премий. Фильм высоко оценили Френсис Форд Коппола, Тонино Гуэрра, Мартин Скорсезе. Уехав в США, Вартанов жил и работал в Голливуде. В 2009 году 31 декабря он умер в Америке, вдали от Родины.

Фильм "Параджанов. Последняя весна" с триумфом прошел по всему миру, представляя армянское киноискусство в Санкт-Петербурге, Париже, Берлине, Праге, Гетеборге, Монреале, Сеуле, Вашингтоне, Нью-Йорке, Чикаго… В разное время он удостаивался высших наград на самых престижных международных фестивалях. В 1993г. фильм был удостоен высшей кинематографической награды Российской академии киноискусств. В 1995 году на международном кинофестивале в Сан-Франциско, где было представлено 1280 фильмов из 51 страны, фильму "Параджанов. Последняя весна" был присужден главный приз фестиваля Colden Gate за лучший документальный фильм. А в 2003г. он был удостоен высшей награды международного кинофестиваля в Беверли-Хиллз Colden Palm как лучший фильм фестиваля.

Работа Михаила Вартанова и всей съемочной группы (соавтор М. Вартанов по сценарию Мартин Вартанов, операторы М. Вартанов, Г. Киракосян, звукооператоры Карен Курдиян, Мартин Исраелян) нетривиальна по форме и глубока по содержанию.

ЭТО ФИЛЬМ О ЛИЧНОСТИ, КОТОРАЯ потрясает своим масштабом. Сколько тайн в его поистине новаторском легендарном искусстве, в самой его уникальной личности. "Жизнь Сергея Параджанова была самым его трагическим, самым карнавальным, самым сказочным и самым незавершенным из его тридцати сценариев. Самым загадочным из его тысячи коллажей", так писал один из поклонников таланта великого мастера. Справедливость этих слов подтверждает и художественно-документальная лента его друга Михаила Вартанова. Это, наверное, одно из сильных переживаний - потрясение человеком, громадностью его таланта и фантазии, напряжением ума и души, неисчерпаемыми энергетическими ресурсами. Замечательной особенностью фильма является горячий интерес к личности Параджанова, его творчеству, к духовному наследию, стремление запечатлеть для современников и потомков высокие мгновения и труд мастера.

Объект фильма - кардиограмма последнего года жизни художника. Вместе с тем представлены кадры, снятые М. Вартановым на съемках фильма "Саят-Нова" ("Цвет граната"), тифлисский дом Параджанова и оживающий в нем дух его фильмов, рисунков, коллажей, уникальные кадры из незавершенного фильма "Исповедь", которые зрители видят впервые, полные отчаяния и тревоги письма и рисунки из тюрьмы, адресованные Вартанову, выставка его работ, прощание с мастером… Все это художественный документ, материал высокий и драматичный. Эти кадры - целая гамма состояний, мгновения творческого вдохновения, жизнь человеческого лица, слагающие художественный образ кинорежиссера.

В фильме М. Вартанова мы найдем ответы на многие вопросы, среди которых и самый главный: где искать источник света параджановских фильмов. Конечно же, в детстве. Параджанов до конца жизни остался светлым солнечным ребенком, словно спустившимся в этот мир из другой, более совершенной вселенной. И в фильмах его нельзя не увидеть тоску по чистоте детства, память о радости впервые увиденного балагана, упоение ребенка чудесами фокусников, что-то поэтическое, сказочное, андерсеновское. Недаром первые кадры показывают дом его детства, куда он вернулся после 4-летнего заключения и где прожил свои последние годы. Здесь он писал сценарии, рисовал эскизы к фильмам, создавая свои уникальные коллажи, удивительные женские шляпки, здесь из его рук вышли многие шедевры, ставшие ныне бесценными реликвиями и хранящиеся в ереванском музее его имени. Именно здесь он начал работу над картиной "Исповедь", оставшейся незавершенной.

…ВОТ ОН СИДИТ ВО ДВОРЕ ТИФЛИССКОГО ДОМА. Крупные планы Параджанова, лицо, глаза, вопрошающие и полные тоски, сложенные на коленях руки. Далее бесценные кадры из фильма "Исповедь", которые длятся не очень долго, но говорят о режиссере много, выявляют то, что трудно передать словами. Их нужно увидеть, чтобы понять, прочувствовать смысл, новое звучание имени Параджанов. Один из ключевых моментов в фильме - кадры, показывающие художника за решеткой. Он на себе почувствовал пресс тоталитарной машины, подавляющей тех, кто мыслит свободно, вопреки шаблонам и предписаниям. Невозможно спокойно думать о тех, кто судил Параджанова, решал его судьбу, перекрывал нам дорогу к его фильмам. Как несоизмеримы они с ним - великим в своей свободе и неуправляемым! Даже запертый в четырех стенах, лишенный возможности снимать фильмы, Параджанов продолжал творить, рисуя по коллажу в день, занимаясь живописью, графикой, делая "галеры" из крышек, которые он подбирал в мусорных баках тюремной больницы, изображая на них портреты друзей. Это помогало ему выдержать в тюрьме 4 года и 11 дней. Находясь в заключении, он тайно пересылал свои произведения Михаилу Вартанову и другим своим друзьям. Особенно впечатляют своим трагизмом письма к Вартанову, которые впервые озвучены в этом фильме. Кадры, посвященные этим трагическим дням, помогают понять, как под прессом, уничтожающим все живое, сохранился Человек.

Невозможно без слез смотреть заключительные кадры фильма о последних днях жизни Параджанова. На экране изможденное лицо очень усталого, страдающего человека с горящим взглядом огромных черных глаз. В них горечь усталости, драма художника, трагедия конца, перед которыми ничтожными кажутся мелкие людские страсти. И… похороны, сцена прощания, печальные, полные немой тоски лица провожающих художника в последний путь. И самый последний символический кадр: из могилы вылетает голубь и улетает … в бессмертие. Это победа духа над временем и судьбой.

Мариэтта Шагинян как-то заметила: "Великие произведения дают стиль эпохе". Это высказывание можно отнести и к Параджанову, к его фильмам, которые будут жить вне времени, как творения Шекспира, Гете, Хачатуряна, Шостаковича. У них судьба вечно живого искусство, о чем говорит и фильм его друга Михаила Вартанова.

Наталия ГОМЦЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image