Ш. Пашаева: Трагизм разделенного лезгинского народа. Проблема воссоединения

3 января, 2021 - 21:25

(посвящается Скорбной дате разделения лезгинского народа)

Дата разделения лезгинского народа имеет несколько этапов, на каждом из которых происходили роковые события, приведшие в итоге к тому, что между двумя частями одного народа появилась уже современная ратифицированная государственная граница. Каждый из этапов (формальное разделение между областью и губерниями внутри империи в 1860, «прозрачная» граница между автономией и союзной республикой в СССР в 1921, государственная граница между РФ и АР в 1991, ратифицированная государственная граница в 2010) можно считать датой Скорби, приблизившей и утвердившей современную военизированную межгосударственную границу внутри исторически единой этнической территории лезгин.

Историческая роль лезгин на Кавказе была беспрецедентной. Лезгины самый известный в древних источниках кавказский народ. Причина активной роли лезгин во всех значимых событиях на Кавказе его географическое расселение с античного времени на чрезвычайно важном стратегически прикаспийском участке на стыке между Северным и Южным Кавказом на важнейших путях прохождения древнейших народов Евразии. В истории Кавказа лезгины первыми принимали на себя удары со стороны бесчисленных завоевателей, представляя собой защитный щит для всех других кавказских народов, проживающих внутри нагорной части, путь к которым лежал исключительно через каспийские проходы. Лезгинский народ неоднократно находился под угрозой полного физического уничтожения, но сумел сохраниться, преодолев тяжелейшие исторические потрясения и испытания, потеряв при этом свою численность в разы, соответственно, и географию исконного расселения. Беспрецедентная историческая роль лезгинского народа в сдерживании агрессии практически всех завоевателей в центр Кавказа, как с севера на юг, так и с юга на север, сыграла роковую роль в его собственной судьбе и стала причиной невозможности полноценного этнического самовосстановления из бесконечных пепелищ после уничтожения древнейшей лезгинской государственности – конфедерации Кавказская Албания — невозможности восстановления утраченной государственности, невозможности организации новой военно-политической структуры, так как территория народа постоянно находилась под сокрушительными военными ударами могущественных завоевателей древности, бесчисленных античных кочевых орд, персов, арабов, монголов, тюрков-сельджуков, первой испытала на себе всю тяжесть колонизации царизма и кровавый режим турецкой военной интервенции 1918 года. Вся история лезгин связана с войнами. Бесконечные войны с римлянами, византийцами, персами, арабами, хазарами, монголами, тюрками-сельджуками и другими завоевателями обусловили известность лезгин в древних и средневековых первоисточниках в большей степени, способствовало в дагестанской историографии попыткам обобщения этнонима «лезгины» на все дагестанские народы, что является искажением исторической действительности и не имеет под собой никаких научно-исторических оснований. Можно привести многочисленные примеры искажения истории, культуры, музыкального искусства лезгин в ДАССР, нежелания признать действительно значимую роль лезгинского народа в историческом процессе, переписывания истории Дагестана в ущерб Южному Дагестану, также случаи отказа на уровне представительства МИД в РД отмечать лезгинские исторические даты в рамках всего Дагестана с странными объяснениями, что они не имеют отношения к «основному Дагестану», а относятся только к «южно-дагестанским народам». Мы не станем тут об этом всём. Здесь мы рассмотрим конкретную проблему исключения лезгинского народа из полноценного развития в советское время и данное обстоятельство связанно исключительно с уязвимым разделённым положением, при котором невозможно никакое нормальное развитие. Если разделить надвое любой живой организм в природе, он не сумеет выжить, не то что развиваться.

Народ такой же живой организм.

Начнём с начала XIX как времени появления предпосылок исторического разделения лезгинского народа и подробно рассмотрим советскую эпоху разделения, как наиболее значимый этап во всём процессе разделения от формального в империи, административного «прозрачного» в СССР и своего мрачного апогея: установления ратифицированной межгосударственной границы в 2010 году.

В феврале 1812 года Российская империя создала территориально-административную единицу на Кавказе под названием «Дагестанская область» со столицей в городе Куба, куда изначально входили: Кубинская провинция, Дербентская провинция, Кюринское ханство и Бакинская провинция. Бакинское ханство было под российским контролем уже с 1806 года, когда 3 октября 1806 года крепость Баку (тогда ещё не город) был взят без боя (хан сбежал) генералом от инфантерии Булгаковым, а его жители — приведены к присяге российскому императору. 12 (24) октября 1813 года произошло заключение Гюлистанского договора между Персией и Россией, в связи с которым все лезгинские земли перешли из состава Персии в состав Российской империи и были сразу же включены в состав новой территориально-административной единицы в составе империи – «Дагестанская область» с центром в Куба. В 1823 году центр области переносится из Кубы в Кусары и постепенно в состав Дагестана включаются все земли от Бакинской провинции включительно до андийских земель на севере. В 1840 году Кубинская провинция провозглашена уездом в составе Дагестанской области. В результате судебно-административной реформы 10 апреля 1840 года, провинции Баку, Шуша, Нуха (Шеки), Ленкорань, Шемаха стали уездами и вошли в состав новообразованной Каспийской области. В 1846 г. была основана Дербентская губерния. Уезды, входящие в состав Каспийской области, присоединились к новообразованной Шемахинской губернии, в том числе и Бакинский уезд, а Кубинский уезд остался в Дербентской губернии (Дагестанская область). В 1847 году Дербентская губерния вместе с не вошедшими в ее состав шамхальством Тарковским и ханством Мехтулинским образовала особую административную часть под названием Прикаспийского края. В состав Дербентской губернии были включены город Дербент, уезды: Дербентский, Кубинский, округа: Самурский, Даргинский, ханства: Кюринское, Казикумухское и остальные земли к югу от Аварского Койсу. По учреждению 1855 года Прикаспийский край состоял из двух частей: Дербентской губернии и земель Северного и Нагорного Дагестана. В 1859 году после разрушительного землетрясения в губернском центре Шемахе в конце мая — начале июня кавказским начальством ставится вопрос о переносе центра губернии в Баку. 6 декабря 1859 года Императорским указом город Баку возводился в степень губернского города, а губерния принимала наименование Бакинской. Обращаем внимание на тот факт, что Кубинский уезд ещё не был включён в состав Бакинской губернии по основании последней. На тот момент в Бакинскую губернию были отданы только территории Шемахинской губернии и речи не было о включении Кубинского уезда, населённого лезгинами, в состав Бакинской губернии. Ознакомимся с документом «Указ о переименовании Шемахинской губ. в Бакинскую и переводе губернских учреждений из г. Шемахи в Баку (6 декабря 1859)» : «Приняв во внимание, что губернский г. Шемаха подвергается частым землетрясениям, и признавая поэтому неудобным оставлять в этом городе находящееся ныне там губернское управление Шемахинской губ., мы, согласно представлению нашего наместника кавказского и положению Кавказского комитета, повелеваем: 1. Управление теперешней Шемахинской губ. и все находящиеся там губернские учреждения сей губернии перевесть из г. Шемахи в г. Баку. 2. Г. Баку возвести на степень губернского города. 3. Затем Шемахинскую губ. именовать впредь Бакинской губ.; — и 4. Г. Шемаху оставить уездным городом Шемахинского у. Правительствующий Сенат не оставит сделать к исполнению сего надлежащее распоряжение». На подлинном собственною е. и. в. рукою подписано: «Александр». В 1860 году Дербентская губерния была упразднена и только после этого Кубинский уезд отдали в состав Бакинской губернии. 5 апреля 1860 году наместником Кавказа князем А.И.Барятинским было учреждено «Положение об управлении Дагестанской областью». В состав области вошли Прикаспийский край (без Кубинского уезда) и вновь покоренные общества, которые в 1859 году были временно присоединены к Лезгинской кордонной линии. По этому положению Дербентская губерния была упразднена. Джаро-Белоканский округ был включен в Дагестанскую область и переименован в Закатальский военный округ, состоящий из Белоканского, Еникендского и Илисуйского. Вот тогда Кубинский уезд неожиданно отошёл в состав Бакинской губернии (!!!). Для лезгин кардинально всё поменялось с 17(5) апреля 1860 года, когда лезгинские этнические территории впервые в истории оказались разделены между Дагестанская областью и Бакинской губернией. Но это ещё было не всё. В 1868 года была создана новая губерния — Елисаветпольская. В ее состав вошли из Бакинской губернии уезды — Нухинский и Шушинский. Елисаветпольская губерния состояла из Елисаветпольского, Нухинского, Шушинского, Зангезурского и Казахского уездов. Часть лезгинского населения Шушинского и Нухинского уездов также оказалась в составе Елизаветпольской губернии. Таким образом, с 1867 года лезгинский народ оказался разделён на три части.

Советский этап разделения

После февральской революции при образовании новых республик лезгинские этнические территории 24 января 1921 г. разделили на две части — Азербайджанская ССР и Дагестанская АССР. Именно февральская революция должна была восстановить историческую справедливость: «Весь мир насилья мы разрушим. До основанья, а затем…». Что же произошло «затем»? Архивные данные и документы свидетельствуют о том, что лезгинские территории, разделённые в бытность российской империи между разными административными единицами, должны были после февральской революции в своих полных этнических границах вернуться в состав Дагестана. При внимательном изучении данных выяснилось, что официальные постановления ВЦИК по лезгинскому вопросу не были реализованы в ДАССР. В обращении Дагестанского просветительно-агитационного бюро (первый официальный печатный орган на языках народов Дагестана) населению о задачах, стоящих перед Дагестаном, и целях бюро (председатель бюро — Г. Саидов, зам.председателя — А. Султанов) было заявлено: «Наши братья кумыки и кюринцы (лезгины) были отторгнуты от нас и отнесены к разным административным центрам…И думается, что наши лозунги соответствуют нашим целям. Вот они :1) демократическая федеративная Российская республика;2) выделение горцев Северного Кавказа, дагестанцев, лезгин Кубинского уезда и горцев Закатальского округа в особую федеративную единицу…» (из Программы в Обращении Дагестанского просветительного бюро к дагестанскому народу, напечатано в газете «Время» на русском языке 24 мая 1917 г.). Из постановления ВЦИК об образовании ДАССР от 20 января 1921 года: «Всероссийский Центральный исполнительный Комитет постановляет: 1. Образовать ДАССР как часть РСФСР, в состав коей включить территорию всей Дагестанской области в прежних ее административных границах, состоящую из округов: Аварского, Андийского, Гунибского, Даргинского, Кази-Кумухского, Кайтаго-Табасарайского, Кюринского, Самурского, Темир-Хан-Шуринского и Хасавюртовского. В примечании к постановлению ВЦИК: «Точное разграничение ДАССР с независимой Аз.ССР, с Автономной Горской ССР и заинтересованными областями РСФСР в спорных территориях определяется специально назначенной Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета комиссией из представителей этих республик и областей РСФСР. Постановление подписано Председателем Президиума ВЦИК Калининым». Из Конституции ДАССР, принятой на I Учредительном Съезде Советов Дагестана 5 декабря 1921 года : «Территория ДАССР объединяет бывшую Дагестанскую область и Хасавюртовский округ Терской области и состоит из округов: Аварского, Андийского, Буйнакского, Гунибского, Даргинского, Казикумухского, Кайтаго-Табасаранского, Кюринского, Самурского и Хасавюртовского и из Каспийского побережья Дагестана, с рыболовным его районом, с городами Махачкала и Дербент с их районами». В примечании к Конституции ДАССР от 5 декабря 1921 года: «Точное разграничение автономной ДАССР с независимой Аз. ССР, с ССР Грузии, с автономной Горской ССР и заинтересованными областями РСФСР в спорных территориях определяется специально назначенной Президиумом ВЦИК комиссией из представителей этих республик и областей РСФСР». Из Резолюции съезда о принятии конституции ДАССР от 5 декабря 1921 года: «Заслушав доклад председателя Дагестанского Ревкома т. Коркмасова о проекте Конституции ДАССР, Вседагестанский учредительный съезд Советов утверждает проект Конституции целиком без изменений. Вместе с тем Вседагестанский съезд предлагает будущему ЦИК ускорить разрешение вопроса о границах с Азербайджаном, Грузией, Горской республикой и пограничными областями РСФСР, дабы присоединить к ДАССР спорные территории, входившие до покорения Кавказа (!!!) в состав Дагестана и тесно с ним связанные экономическими условиями, бытовыми, этнографическими и другими признаками, и тем облегчить испытываемые беднотой пограничных округов затруднения». В соответствии с данными указами, земли кумыков, входившие в Терскую область, были присоединены к Дагестану, но этого почему-то не произошло относительно лезгинских земель. Таким образом, Резолюция Учредительного съезда Советов Дагестана и Постановление ВЦИК по воссоединению лезгинских земель не были выполнены. Важный исторический факт: при провозглашении автономии Дагестана на Чрезвычайном съезде народов Дагестана 13 ноября 1920 года отсутствовали делегации из Самурского и Кюринского округов. На съезде выступили: Сталин от имени правительства РСФСР, Нахибашев — от аварского народа, Сулейманов — от даргинского народа, Габиев — от лакского народа, Коркмасов — от кумыкского народа, К.Мамедбеков — от имени партийно-советских органов. От лезгинского народа — выступления не было (!). На съезде не было и Нажмудина Самурского, который в это время находился в Гунибе. 18 ноября 1920 года в Хунзахе прошло собрание представителей Аварского, Андийского и Гунибского округов, посвященное поддержке решений Чрезвычайного съезда народов Дагестана об объявлении автономии Дагестана, но при этом, не были проведены аналогичные собрания в Самурском и Кюринском округах. Вопрос: почему? Вывод: автономия Дагестана была объявлена без представительства и без согласия лезгинского народа. Лезгинский народ был просто поставлен перед фактом сохранения имперского административного разделения ещё в 1918 году, когда была провозглашена АССР в старых границах Бакинской губернии, куда входили южные лезгинские земли (Кубинский уезд) с 1860 года. Сам факт, что большевики допустили в 1918 году провозглашение АССР в старых имперских границах Бакинской губернии с разделённым на севере лезгинским населением уже было нарушением самого первого обещания Ленина всем народам Российской империи от 1914 года «О праве наций на самоопределение», что следует понимать под этим правом: «…под самоопределением наций разумеется государственное отделение их от чуженациональных коллективов, разумеется образование самостоятельного национального государства», а также нарушение второго пункта «Декларации прав народов России» за подписями председателя СНК Ленина и народного комиссара по делам национальностей Сталина от 14 ноября 1917 года, в которой объявлялось, что национальная политика СНК будет проводиться на основе принципов: «1) равенство и суверенность народов России; 2) право на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства; 3) отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных ограничений; 4) свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России». Есть важный момент, который необходимо учитывать в оценках произошедшего. В 1918 году имело место иностранное вторжение на Южный Кавказ, известное в учебниках истории СССР под названием «Германо-турецкая интервенция в Закавказье — военная интервенция Центральных держав в Закавказье во время Гражданской войны в России в 1918 году». В связи с чем возникают резонные вопросы: можно ли назвать границу между нынешним Дагестаном и Азербайджаном юридически законной, если она установлена в 1918 году в ходе военного турецкого оккупационного режима и провозглашения Мусаватистской республики в 1918 году? Тогда турецко-мусаватские войска дошли до столицы Дагестана — Порт-Петровска, а народные лидеры лезгинского народа, революционеры Мухтадир Айдинбеков и Казимагомед Агасиев были растреляны турецкими интервентами. Из истории Дагестана всем известно, что турецкое военное вторжение в Дагестан было одной из чёрных страниц истории горских народов: в начале октября 1918 года турецкие заняли Дербент (6 окт.), Темир-Хан-Шуру (23 окт.). Турецкие интервенты крайне жестоко расправлялись с мирным нетюркским населением и тому есть много свидетельств в архивах. Против турецких интервентов вели борьбу советские войска во главе с М. Дахадаевым и У. Буйнакским. В связи с этим возникает вопрос о законности вторжения на Кавказ турецких военных формирований в 1918 году? Если вторжение было незаконным, как об этом заявлено в самой истории СССР, в таком случае, как можно называть часть лезгинских земель в составе северного Азербайджана неотъемлемой его государственной территорией, тем более, если данная республики была провозглашена в старых имперских границах Бакинской губернии насильственным путем силой турецкого оружия без учёта волеизъявления проживающих в нём нетюркских народов? Без учета мнения лезгинского народа в 1918-1920 годах произошло формирование обеих республик, которые поделили между собой лезгинские этнические земли в нарушении сталинской всесоюзной «Декларации о праве советских наций на самоопределение» — необходимость выполнения которой было декларировано во всех советских конституциях. Это вопиющий факт нарушения прав коренного народа. На сей день в архивах не обнаружены никакие юридические документы, подтверждающих законность границы между РСФСР (ДАССР) и АССР, ставшей ныне уже государственной. Зато есть документы, подтверждающие необходимость воссоединения единого лезгинского народа ещё в 1920 году! Почему все принятые резолюции и постановлении относительно кумыкского народы тогда были претворены в жизнь, а точно такие же резолюции и постановления ВЦИК относительно лезгинского народа так и остались на бумагах? Кто, когда, на каком правовом основании устанавливал существующие границы Дагестана с сопредельными республиками?

История лезгинского народа в СССР

оказалась весьма печальной. Она и не могла быть иной, так как само образование СССР стало для лезгинского народа не прогрессивным явлением, как ожидалось, а совсем напротив, сохраняло в полноте имперскую несправедливость, причём несправедливость, умноженную на разы в связи с разрушением многовекового уклада высокогорных лезгинских общин, насильственной коллективизацией, подменой духовных традиционных ценностей и регрессом в экономике. Напомним, что оформление вхождения в состав Российской империи самурских вольных обществ Ахтыпара, Докузпара, Алтыпара в ходе Кавказской войны было на договорной основе: все лезгинские вольные общества полностью сохраняют внутреннее самоуправление, взамен обязуются платить царской администрации подати. Не было никакого вмешательства в их внутреннюю жизнь со стороны империи и потому они имели шанс на сохранение своей самобытности. Лезгинские высокогорные общества по принципу управления представляли собой демократические единицы. В некоторых источниках их называют также республиками. Например, генерал Паулуччи в рапорте военному министру Румянцеву в 1812 году называл все «вольные» общества Южного Дагестана «республиканскими обществами лезгинцев». В СССР всё было иначе: имело место грубое насильственное вмешательство в жизнь горных общин, тем более всё усугубляло проведение более ужесточённой границы между лезгинами. В 1930 году вспыхнуло первое и единственное антисоветское восстание в ДАССР: знаменитое Штульское восстание, охватившее весь Южный Дагестан. Восстание было жестоко подавлено, вожди казнены, участники мятежа понесли суровые наказания. Очевидцы оставили своим потомкам рассказы о том, как их отцы, деды с кинжалами, шашками и верхом на конях бросались в бой против танковой дивизии и их ряды косило пулемётными обстрелами. Горы были залиты морем крови в те дни…Силы были настолько неравны, что никакого шанса у восставших не было. Письма во все концы центрального и северного Дагестана с мольбами восстать против советской власти не дали результата, оказались тщетными попытками поднять весь Дагестан. Напротив, в рядах советских войск было много этнических дагестанцев. Потому кажется крайне странным, как через 50-70 лет в неких дагестанских журналах «авторитетные историки» писали придуманные истории о сопротивлении своих народов советской власти и очернением имиджа лезгин, как будто бы принявших эту самую власть и ставших «первыми атеистами». Подобные заявления вызывают только горькую усмешку. Спрашивается, а где были прочие дагестанские народы в 1930 году, когда весь Южный Дагестан восстал против советской власти? Почему же не восстали тоже? Ответов нет. Штульское антисоветское восстание было народным протесом против советской власти в религиозной форме: единственно понятной народу формы сопротивления насилию над собой, над своей историей, культурой, традициями, протест, вобравший в себя всё социально-политическое недовольство населения Южного Дагестана своим положением. Недовольство лезгинского народа в 30-е годы было чрезвычайно острым. Несмотря на подавление восстания, репрессии по всему Южного Дагестану, народ не успокаивался и не мирился со своим положением: с свидетельство могучего народного духа. В 1936 году делегация лезгинской общественности направила письмо в Москву, где разделенный народ выражал своё желание воссоединиться в отдельной республике, но советское руководство отклонило просьбу лезгинского народа. В 1939 году по сфабрикованному обвинению был расстрелян Н.Самурский. В дагестанской историографии начался период огульного очернения личности и деятельности Н.Самурского — народного строителя почти всех значимых экономических объектов в Дагестане. Ни один последующий руководитель Дагестана не построил и одной четверти того, что построил Н.Самурский. К власти в том же 1939 году пришёл партийный функционер Абдурахман Даниялов, действовавший в тесном союзе с М. Багировым (первый секретарь ЦК партии Азербайджана в 1944), нанёсший в период своего правления невосполнимый хозяйственно-экономический, общественно-политический и культурно-исторический ущерб Южному Дагестану.

В политическом отношении лезгины были полностью исключены из партийного управления, с послевоенных лет по сей день Южный Дагестан финансируется по остаточному признаку и считается экономически отсталым регионом Дагестана, имея при этом огромные возможности для аграрного, животноводческого, туристско-рекреационного развития – итог длительной дискриминационной социально-экономической политики руководства ДАССР. Дискриминационная экономическая политика в отношении целого региона — Южного Дагестана – признано самим руководством республики в 1993 года во время проверок комиссии С.Н.Шахрая в постсоветском Дагестане. Об этом мы пишем далее. При А.Даниялове началось масштабное переселение высокогорных лезгинских сёл на равнину без серьёзных на то оснований. Некоторые сёла переселяли после землетрясений и сходов лавин, но это было больше поводом, нежели причиной, сёла несложно было отстроить заново, создать в них условия для нормальной жизни горского населения в горах, но вместо этого, горцев насильственно спускали на равнины, укрупняя ими рабочие посёлки и города. Переселение было по всему Дагестану, но именно в Южном Дагестане оно приобрело огромный размах. В одном Ахтынском районе было переселено 120 сёл. Такого масштаба переселения не зафиксировано ни в одном другом районе Дагестана. Подобная вредительская политика в Южном Дагестане отразилась крайне негативно на хозяйственно-экономическом и аграрном развитии горной зоны, заставила лезгин уезжать в поисках лучшей доли. В СССР граница между лезгинами, разделёнными между двумя республиками, стала болезненно ощутимой, более ужесточённой, чем она была в бывшей российской империи, что не могло не отразиться на всех сферах жизнедеятельности лезгинского народа. Например, в дореволюционной России, несмотря на административные границы между областями и губерниями, лезгины свободно пасли свои стада на своих древних пастбищах без всяких на то препятствий, не было никаких ограничений в отношении ремесленно-торговой деятельности. В СССР ситуация стала кардинально другой. Граница между ДАССР и АССР, хотя и административная, всё же препятствовало ведению полноценного животноводческого хозяйства лезгин, уничтожало сложившиеся в веках экономические, хозяйственные, культурные связи внутри единого народа. Само по себе это уже сказывалось крайне разрушительно на сохранение самоидентичности и самобытности. До революции скотоводческий комплекс лезгин производил 40 процентов от всех животноводческих продуктов Бакинской губернии и Дагестанской области. В частности, Куруш считался самым богатейшим и чрезвычайно развитым животноводческим центром Дагестанской области. Второй момент, уничтожение древних ремесленных производств лезгин с невозможностью их дальнейшего восстановления в советское время. В российской империи были широко известны знаменитые ковровые (техника «сумаг») и керамические центры лезгин (Кюснет, Испик); ювелирные центры; центры деревянных орнаментированных изделий; центры златошвейных изделий. До революции одну из главных статей дохода лезгин составляло производство шелка-сырца и производство естественных красителей на основе марены. До Советской власти лезгины обеспечивали весь Кавказ этими красками. Все этнические ремесленные производства были уничтожены в советское время. Например, Испик, где имелся редкий вид высококачественной белой глины, которой больше нигде в Дагестане нет, был вообще выключен из производства керамических изделий в ДАССР и в селе вместо керамики стали производить строительный кирпич. А испикская керамика долгое время вообще не признавалась лезгинской и крайне неохотно признаётся и сейчас. И так было во всех отраслях: дискриминация, разруха и забытие. К этому осталось добавить крайне болезненные для лезгин незаконные передачи А.Данияловым лезгинских пастбищ (муганские степи) и прилегающих к Курушу земель соседней республике без всяких на то оснований, а также незаконную передачу в собственность АССР построенного в РСФСР стратегически важного объекта — Самурского Гидроузла. Именно в эпоху А.Даниялова начался незаметный перенос границы с правого берега Самура на его середину, по старым топографическим картам видно, что граница сдвинулась внутрь Дагестана на 4 км. Разве это не вопиющие примеры экономических преступлений против Южного Дагестана?

В АССР дела у лезгинского народа обстояли ещё хуже. К социально-экономической и культурной дискриминация лезгин прибавилась и этноязыковая ассимиляция. Например, в советской социалистической союзной республике с общим бесплатным образованием руководство ввело особый налог для лезгин, поступающих в вузы АССР, под названием «лезги пулу». Суть данной дискриминации заключалась в создании условий массовой переписи лезгин в «азербайджанцы» добровольно-принудительным путём, так как ради получения образования лезгины были вынуждены менять национальность и таким образом в те годы произошло самое массовое переписывание лезгин в «азербайджанцы» с необратимыми для нации последствиями в Азербайджане. Именно с социально-экономической, культурной и политический дискриминацией лезгинского населения в обоих республиках в послевоенные годы и связано возникновение движение лезгин в 1950-60-е годы за восстановление целостности нации и устранение дискриминации в решении вопросов, связанных с политическим устройством, социально-экономическим и культурным развитием народа. Не видя никакого просвета для себя в качестве раздробленных частей национальных меньшинств в обоих республиках, в то время как даже самые отсталые народы Крайнего Севера получили свои республики и с меньшей численностью, чем у лезгин, могли беспрепятственно развиваться, лезгинский народ был просто обескуражен страшной несправедливостью к себе в социалистическом государстве, которое декларировало в своей Конституции права наций на нормальное развитие и самоопределение. После Штульского восстания все последующие протесты лезгин носили исключительно мирный характер. Активисты в рамках советского закона боролось за конституционные народные права в обеих республиках. Например, в виде литературного объединения — «Рик1ин гаф» («Сердечное слово»). В 1960 году в эту организацию входило более 60 активистов, среди которых выдающиеся личности своей эпохи, такие как Забит Ризванов, Иззет Шерифов, Ядуллах Шайдаев, Байрам Салимов, Лезги Нямет, Теймур Алиханов, Эскендер Казиев, Шихзада Валадов, Мирзали Рустамов, Эмирбек Лачинов, Гажибала Кафланов, Шакир Наврузбегов, Багиш Багишев и др.

«Рик1ин гаф» («Сердечное слово») ставило задачу воссоединения лезгин и восстановление лезгинской государственности в качестве автономной республики в РСФСР. Лезгинские делегации неоднократно ездили в Москву (Забит Ризванов, Иззет Шерифов, Байрам Салимов, Эскендер Казиев и др.), где они принимались секретарями ЦК КПСС, в частности, получили поддержку от академика Л. Ф. Ильичёва (бывший главный редактор газеты «Правда», с 1953—1958 гг зав. отделом печати, член коллегии МИД СССР. В 1958—1965 гг. зав. Отделом пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам, одновременно с 1961 г секретарь ЦК КПСС, с 1965—1989 гг. зам. министра иностранных дел СССР, с 1989 г. советник при МИДе СССР). Итогом этих встреч явилось рассмотрение лезгинского вопроса на высшем партийном уровне в Москве и поручение первому секретарю ЦК КП Азербайджана Хасай Визирову выполнить законные требования лезгин. Однако вновь произошёл сговор этнополитических элит ДАССР и АССР, которым было совершенно невыгодно восстановление исторической справедливости относительно лезгинского народа, поэтому, прикрывая перед Москвой незаконные действия друг друга, они в обеих республиках подвергли гонениям лезгинское движение: активистов исключали из рядов КПСС, снимали с работы, многих выселили из родных мест, многим сломали судьбы. Людей преследовали только за то, что они хотели претворения в жизнь конституционных прав своего народа. Но священная борьба лезгинского народа никогда не стихала. В 1963 году под давлением Москвы, куда поступали многочисленные письма от представителей лезгинской советской интеллигенции с просьбой решить лезгинский вопрос, ЦК КП Азербайджана вынужден был издать постановление «Об удовлетворении социально-экономических и культурных потребностей лезгин в Азербайджане». Но опять это оказалось обманом. Однако ни один пункт этого постановления не был выполнен. В 1965 году лезгинский писатель Искандер Казиев создал политическую организацию, где основными тезисами были единство лезгинского народа и его право на свою автономию. Но в 1969 году Дагестанский обком под давлением КГБ выслал Казиева на Украину, а его подопечные были арестованы и отправлены на принудительное «лечение». Через страшные моральные и физические страдания проходил лезгинский народ за желание элементарной справедливости к себе в стране, которая во всём мире считалась оплотом справедливости и где народы, действительно бывшие никем, стали всем. Но в отношении лезгинского народа, всё обернулось хуже некуда. Не только в политическом, но и в экономическом плане. Лезгинский народ потерял даже свой дореволюционный экономический уровень развития, а лезгинское национальное стремление к исторической справедливости в обоих советских республиках было заклеймено печатью «сепаратизма» по сговору партийных правящих элит. Несмотря на репрессии и гонения, борьба лезгинского народа за воссоединение не останавливалась. В начале 70-х годов группа студентов исторического и филологического факультетов ДГУ (Р.Ризванов, Г.Ахмедов, М.Исаков, М.-Садыков) образовала новое патриотическое объединение «Чистые сердца» («Михьи рик1ер»), где обсуждалось положение лезгин в Азербайджане и Дагестане. Многие из студентов вели агитацию через общение с учителями и учащимися старших классов о необходимости перевода преподавания в начальных классах лезгинских школ с русского на родной язык, об объединении лезгин, о необходимости изучения в школах истории и культуры лезгинского народа. На филологическом факультете ДГУ был создан патриотический литературный студенческий кружок «Самур», участники которого собирались на культурные мероприятия, читали стихи, высказывали мысли, надежды и чаяния на улучшение горькой доли лезгинского народа. Студент V курса исторического факультета Г.Ахмедов написал письмо первому секретарю ЦК КП Азербайджана Г.Алиеву, где указывалось на дискриминацию лезгин в Азербайджане и необходимость преподавания лезгинского языка в школах, необходимость организации радио — и телепередач в Азербайджане на лезгинском языке для местного лезгинского населения. Письмо из ЦК КП Азербайджана было передано в АзКГБ, оттуда переправлено в КГБ Дагестана. Работники последнего, при активной помощи АзКГБ, придали требованиям студентов одиозно националистическое истолкование. Приказом по ДГУ ряд лезгинских активистов студентов были исключены из университета, хотя они учились на выпускном курсе (1). В дальнейшем лезгинские активисты находились под негласным надзором КГБ Дагестана. Административным приказом название стенгазеты «Самур» филологического факультета ДГУ было изменено на «Источник» («Чешме»), чтобы название священной реки, разделяющей лезгин на две части, не напоминало молодёжи о необходимости единства народа. Даже на такие детали обращали внимание, чтобы вытравить из сознания лезгин саму мысль об единстве.

Утраченный шанс

Накануне распада СССР впервые сложились самые благоприятные условия для воссоединения несправедливо разделённого лезгинского народа. Распад СССР оказался крайне невыгоден лезгинскому народу, который впервые с 1921 года получил шанс на своё воссоединение. Казалось бы, что в 1989 году все обстоятельства сошлись для восстановления исторической справедливости. Лезгинский вопрос был в повестке ЦК КПСС. В 1989 году в № 10 всесоюзной газеты «Известия ЦК КПСС» было опубликовано решение ЦК КПСС: «Предоставить автономию лезгинам, проживающим в ряде северных районов Азербайджанской ССР, либо передать эти районы в состав Дагестанской АССР. Есть также предложения образовать отдельную Лезгинскую АССР на базе ряда районов Дагестана и Азербайджана, в которых преобладает лезгинское население». Почему же столь серьёзное решение КПССС не было претворено в жизнь? Что помешало этому? Даже беглый анализ историко-политической обстановки в ДАССР и в АССР, частями которых являлся лезгинский народ, показывает крайнюю незаинтересованность руководства обоих республик проводить в жизнь подобное решение, даже если оно принято, официально озвучено, санкционировано самой правящей партией. То есть, историческая справедливость относительно лезгинского народа не оказалась выгодной ни Дагестану, ни Азербайджану. Потому данное решение в 1989 году было проигнорировано руководствами обеих союзных образований. Убедившись, что даже столь серьёзное указание партии не исполняется на уровне самих союзных субъектов, что обе республики, сговорившись между собой, игнорируют попытку КПСС, пусть и очевидно запоздалую, но тем не менее, попытку исправить серьёзную этнополитическую ошибку, допущенную большевиками в 1918-22 годах, лезгинский народ пошёл иным путём и взял в свои руки свою судьбу. Поднялось масштабное национальное движение лезгин «Садвал» («Единство»), которое ставило вопрос о воссоединении, создании лезгинской республики на территориях лезгин, живущих в Дагестане и в северном Азербайджане на своих исконных территориях. Лезгинский народ видел, что не может рассчитывать на политические власти в Дагестане и в Азербайджане, что никто не собирается способствовать его воссоединению в границах этнических территорий. Даже совсем наоборот, обе республики занимались удушением самосознания лезгинского народа. Из интервью историка Абдулгамида Булатова: «Я сам видел письма лезгинской общественности, направленные в центральные органы, которые приходили в наш университет. Там приводится много разных фактов, достаточно чувствительных для лезгинского самосознания, связанных с положением сородичей на территории соседнего государства. Тут есть еще один момент. Бывают такие события в истории, которые становятся определенными маркерами идентичности. Они исторически часто ситуативны и являются эпизодами, но они оставляют настолько глубокий след в сознании народа, что в дальнейшем откладываются на его самоидентификации. Например, холост у евреев, геноцид 1915 года у армян. У лезгин сейчас во многом болевой точкой стало разделение народа между двумя государствами…».

28 сентября 1991 г. на Съезде полномочных представителей лезгинского народа (состав делегатов: 475 человек – полномочные делегаты, 286 делегаты от сельских сходов, 189 – народные депутаты СССР, РСФСР, ДАССР и районов с полномочиями делегатов, и 114 представители различных партий, национальных движений народов Дагестана и Азербайджана, национально-культурных обществ, представители прессы) было объявлено о создании Лезгинской республики в границах собственно лезгинских этнических территорий. Верховный Совет СССР был готов предоставить лезгинскому народу статус автономной республики. Готовились документы для такого решения. Но события повернулись иначе: 18 октября 1991 г. Азербайджанская республика поспешно провозгласила себя суверенным государством и в одностороннем порядке вышла из состава СССР, воспользовавшись общим ослаблением СССР. Для сравнения, СССР распался только в декабре 1991 года, то есть на два месяца позже выхода АССР из состава СССР со всеми территориями, которые ему это самое СССР и дало в своё время. Это свидетельствует, насколько спешил Азербайджан выйти из состава СССР, пока КПСС юридически не успело оформить документы на образование Лезгинской республики. Руководство Азербайджана прекрасно понимало все ожидания лезгинского народа, но не только не собиралось ничего предпринимать для облегчения участи лезгинского народа, но, напротив, сделало всё, чтобы увековечить несправедливость. Официальные лозунги Азербайджана — «тюркизируемся и объединяемся» (турклешек ве бирлешек) и «один народ — два государства» (бирмиллет, икидовлет) говорят сами за себя: нет и речи о политических правах нетюркских народов АР.

В 1992 году шла подготовка к установлению незаконной государственной границы между Россией (Дагестаном) и Азербайджаном. В начале 1993 года проходят многотысячные митинги протеста лезгинского народа против произвола властных структур Дагестана и Азербайджана. Митинги приобретали все более острый характер: 5 марта и 21 марта мощные митинги проходят в г. Кусары и на главном таможенном посту на административной границе Дагестан — Азербайджан, где с той и с этой стороны грабили лезгинский народ тяжёлыми незаконными таможенными поборами. Руководство Дагестана было обеспокоено нарастанием сопротивления лезгинского народа установлению незаконной государственной границы. Сговорившись с Баку об общей стратегии, руководство ДАССР начало осуществлять жёсткие репрессивные военно-полицейские меры в отношении лезгинского народа, начались аресты и чистки, одновременно искажая ситуацию в глазах Москвы, упорно выдавая общенародное недовольство лезгин за «национализм» и «интересы узкой группы». То же самое делало и Баку с другой стороны. Если преследуемые по политическим мотивам лезгины попадали из Азербайджана в Дагестан в поисках убежища, тот тут их ловила дагестанская полиция и передавала назад, прекрасно понимая их участь в азербайджанской тюрьме. Отрывок из выступления председателя Совета Министров Дагестана А.М.Мирзабекова в 1993 году на совещании в г.Кубе: «Относительно тех эксцессов и провокационных выступлений, я должен сказать: это не мнение народа, это не политика правительства и парламента. Это выражение интересов отдельной группы людей, чьих-то политических амбиций…». Примечательно, что когда в январе 1993 года в Махачкалу прилетел С. Н. Шахрай для ознакомления с положением дел в области межнациональных отношений в Дагестане, руководство Дагестана негласно запретило впускать в зал на встречу с ним лезгинскую делегацию, тем не менее, встреча состоялась, С. Н. Шахрай оказался первый из нового постсоветского российского правительства, кто объективно оценил положение лезгинского народа и сделал конкретные шаги для помощи нашему народу. Вот некоторые из указов С. Н. Шахрая правительству Дагестана относительно Южного Дагестана в 1993 году, после тщательного ознакомления им с реальной социально-экономической и политической ситуацией. Из Протокола совещания у заместителя председателя совета министров — правительства Российской Федерации С.Шахрая от 20 апреля 1993 г. (г.Махачкала) «О вопросах, связанных с решением проблем разделенного лезгинского и других народов Дагестана»:

«— Министерству экономики, министерству транспорта, министерству финансов Российской федерации в месячных срок проработать вопрос о строительстве через реку Самур двух мостов и подъездных дорог к ним для установления прямого транспортного сообщения с населенным пунктами Магарамкентского, Ахтынского и Рутульского районов.

— Министерству внешне-экономических связей, министерству экономики, министерству финансов, государственному таможенному комитету Российской Федерации и Совету министров республики Дагестан в двухмесячный срок изучить возможность и целесообразность создания в приграничных районах республики Дагестан свободной экономической зоны и представить свои выводы в Совет министров — Правительство Российской федерации. (2)

— Министерству сельского хозяйства, министерству финансов Российской федерации с участием ассоциации крестьянских хозяйств рассмотреть возможность выделения целевого кредита в размере 1 млр. рублей для поддержки фермерских хозяйств Южных районов республики Дагестан.

— Рекомендовать министерству сельского хозяйства, министерству экономики федерации в связи с избытком трудовых ресурсов и недостатком мощностей предприятий по переработке сельхозпродукции предусмотреть в 1993-95 годах строительство в крупных населенных пунктах южных районов республики Дагестан 20 предприятий перерабатывающей промышленности.

— Федеральной миграционной службе Российской федерации совместно с советом министров республики Дагестан рассмотреть вопрос о беженцах на территории республики Дагестан и оказании им материальной помощи.

— Совету министров республики Дагестан в двухмесячный срок разработать и представить в Совет министров — Правительство Российской федерации проект комплексной программы социально-экономического и культурного развития пограничных районов Юга республики Дагестан.»С.Шахрай вылетел в Москву, оставив представительную делегацию (5 человек) во главе с послом по особым поручениям МИД России В.Д.Быковым для дальнейшей работы над текстом Протокола, проработки намеченных на совещании вопросов и подготовки предложений для политического решения лезгинской проблемы. Были подготовлены варианты политического решения лезгинской проблемы:

«— Исполнение резолюции III общенационального съезда лезгинского народа, состоявшегося 29 сентября 1991 г. в с. Касумкент Дагестанской Республики (см. Приложение).

— Проведение Референдума с целью определения волеизъявления лезгинского народа и по вопросу воссоединения на территории компактного проживания лезгин в РФ И РА под эгидой международных организаций.

— Создание единой свободной экономической зоны на территории компактного проживания лезгин в Российской Федерации и республике Азербайджан при условии обеспечения международных гарантий с особым режимом для народов, проживающих в этом регионе под эгидой Лезгинского национального Совета.

— Одновременное провозглашение национально-территориальной автономии лезгин в Российской Федерации и Республике Азербайджан с общелезгинским Координационным органом.»Работа над политическими предложениями так и не состоялась.

Прикрепленный от Госкомнаца Дагестана к московской комиссии А.Акавов все сделал, чтобы делегация уехала. Руководство Дагестана сорвало процесс выработки единой платформы по решению лезгинских проблем в 1993 году. Что касается экономического момента, то в соответствии с «Протоколом Шахрая» еще летом 1993 года Государственным комитетом экономики Дагестана была составлена «Программа социально-экономического развития районов Южного Дагестана на 1994-96 годы», в которой было запланировано строительство порядка 20 перерабатывающих цехов сельскохозяйственной продукции, газофикация горных районов, строительство ряда социально-бытовых объектов. Но вся это «Программа» была искажена в Махачкале, ничего из него для Южного Дагестана не было выполнено, хотя деньги были выделены под «Программу», но они куда-то исчезли. Кроме того, в начале сентября 1993 года в Дагестан поступил исключительно льготный кредит (8%) для поддержки фермерских хозяйств Южного Дагестана. Правительство скрыло факт поступления кредита и направило его по структурам, подконтрольным ему в других регионах Дагестана. Когда узнали об этом, то правительство Дагестана из своего бюджета выделило вышеуказанную сумму и распределило между районами Южного Дагестана, но уже под 213% с указанием, что кредиты даются под 213% и что они должны быть возвращены к 25 декабря 1993 года. А было начало ноября 1993 года: есть кредит давался всего на полтора месяца! Естественно, районы отказались от такого кредита и деньги вернулись в Махачкалу. Так руководство Дагестана нагло издевалось над Южным Дагестаном, чувствуя свою полную безнаказанность…

Приезд С.Шахрая в начале 1993 года всё же имел некий относительно положительный момент. Впервые Дагестан признал факт социально-экономической дискриминации в отношении Южного Дагестана. Государственный комитет экономики РД признал наличие произвола в социально-экономическом и культурном развитии лезгинского региона Дагестана. В частности, в Отчёте комиссии С.Н.Шахрая в разделе «Современное состояние социально-экономического развития» (1993), сказано:

«В Южной части Дагестана расположены 10 административных районов (Агульский, Ахтынский, Дербентский, Докузпаринский, Курахский, Магарамкентский, Рутульский, С.Стальский, Табасаранский, Хивский) и 2 города (Дербент и Дагестанские Огни), включающие свыше 340 населенных пунктов с численностью более 34% всей территории республики, из них сельхозугодий — 545 тыс.га, в том числе пашни — 56 тыс. га. Приусадебный фонд населения составляет 19 тыс. га, из них пашни — 6,8, сады и другие насаждения — 4,2 тыс.га. В отраслевой структуре ведущее место принадлежит сельскому хозяйству, на долю которого приходится более 35 процентов валового национального продукта Дагестана. Оно представлено 164 совхозами и колхозами, 816 крестьянскими хозяйствами. В 1991 году ими произведено валовой сельскохозяйственной продукции (в ценах соответствующего года) на 101 млн. рублей. Здесь производится 10 процентов мяса, 12,6 — молока, 51 — плодов и 10 процентов зерна от общереспубликанского производства. Располагая достаточным производственным экономическим и ресурсным потенциалом, благоприятной климатической и природной средой Южная зона по уровню экономического и социального развития является отсталым, депрессивным регионом Дагестана.

За последние 15 лет на ее развитие направлено всего 401 млн. рублей государственных капитальных вложений (в ценах 1991 года). В расчете на одного жителя это составляет 1486 рублей, что в 2 раза ниже, чем в среднем по районам республики. Особенно здесь отстает социальная сфера. Состояние и протяженность дорог, мостов, средств связи, водо- и энергоснабжения не отвечает элементарным требованиям жизнедеятельности населения. За указанный период на непроизводственное строительство израсходовано лишь 52 млн. рублей (в ценах 1991 года), т.е. 193 рубля на душу населения. На одного занятого в сельском хозяйстве приходится основных фондов почти на 25 процентов меньше, чем в целом по республике. Обеспеченность детскими дошкольными учреждениями составляет 10 процентов (по районам РД — 22 процентов). Удельный вес школьников, занимающихся во вторую смену составляет 23 процента (по районам РД — 18 процентов). Денежные доходы на одного жителя составляли в 1991 году 2375 рублей, что на 21% ниже, чем в среднем по районам Дагестана. Розничный оборот, объем реализации платных и бытовых услуг на одного жителя также ниже по сравнению со средне республиканскими показателями (почти на 40-50 процентов) …

Деформированная инвестиционная политика в капитальном строительстве, значительное количество незанятого трудоспособного населения районов Южного Дагестана, не соответствие развития производительных сил его потенциалу, низкий уровень развития социальной инфраструктуры, а также увеличение числа беженцев, требует принятия принципиально новых экономических, политических и административных мер в решении накопившихся проблем».

Такова была официальная точка зрения Государственного комитета экономики Дагестана на 1993 год. Отчёт был в максимально смягчённом изложении, но и по нему становится ясно в каком крайне критическом положении находилось (находится поныне) население Южного Дагестана.

Ничего из намеченного «Протоколом Шахрая» в отношении Южного Дагестана так и не было исполнено. Азербайджан, при полном содействии руководства Дагестана, строил государственную границу: со стороны Дагестана и со стороны Азербайджана были введены пограничные войска. 15 апреля 1994 г. главы государств – участников СНГ подписали Декларацию о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств – участников Содружества независимых государств. Тем самым были признаны де-факто границы.

Ситуация для разделённого лезгинского народа осложнилась ещё более. Благоприятные моменты для решения лезгинского вопроса в 1991-1993 годов оказались упущенными, но не из-за самих лезгин, а из-за предательской позиции дагестанского руководства, которое вместо того, чтобы помогать своему народу, напротив, сделало всё возможное для сохранения его проблем и их усугубления во времени. Руководства обеих республик всё постсоветское время вело преднамеренную дискредитацию целей и задач лезгинского народного движения за восстановление попранных прав лезгинского народа, идей федерации, за самоопределение, сделало всё, чтобы дискредитировать народное движение, чтобы лезгинский народ не получил самостоятельность и держать его в кабале.

Лезгинское народное движение (ЛНД) «Садвал», призванное объединить лезгин и создать свою национальную республику, объявили вне закона. Народных лидеров физически устраняли, выдавая их убийства за «бытовые». Разными способами, включая и угрозу физического устранения, пытались деморализовать народное движение в целом. Лезгинский народ подвергался изощрённым притеснениям и гонениям за борьбу за политическое своё право, прописанное в конституции СССР и РФ, которое должно было реализоваться ещё в 1917-1921 годах. За что же преследовались участники народного движения? Все лишь за свою мечту? Тысячи участников «Садвала» были арестованы, посажены в тюрьмы, осуждены по сфабрикованным делам, многие не выдержав пыток, умерли в заключении. Некоторые активисты исчезли бесследно. Невинно убиенные борцы за свободу и самоопределение лезгинского народа являются истинными народными героями. Их имена увековечены в народной памяти. Лезгинское народное движения «Садвал» было единственным серьёзным народным движением в защиту законных конституционных прав разделённого лезгинского народа. Оно не было националистическим, оно было истинно народным движением в защиту угнетаемого страдающего разделённого народа, катастрофически быстро теряющего свою самобытность, язык, культуру, историю и этническое лицо в современных условиях. Именно поэтому данная организация была уничтожена в Азербайджане, а её деятельность на территории РФ приостановилась после последних убийств лидеров движения, до сих пор полноценно нерасследованных. Ни одна другая организация лезгин не сделала и самой малой доли того, что для своего народа сделала организация «Садвал». Несмотря на все свои недостатки, которые мы не оправдываем, «Садвал» был единственным рупором народных чаяний и интересов. Такой организации, отстаивающей общественно-политические права лезгинского народа, больше у лезгин нет. Мало того, созданы условия, когда любая попытка создания подобной народной организации в РФ и АР сразу подпадает под статью и нелегитимно. Истинно народную организацию подменили слабыми «культурными» структурами, которые не выполняют даже свои заявленные в уставах функции в области развития и сохранения этнической культуры, откровенно преследуют только частные коммерческие интересы, имитируя народную деятельность, на самом деле глушат любые проявления бо́льшей народной активности, чем оно удобно им самим. Существование псевдонародных структур лишают лезгинский народ возможности организоваться в более серьёзную народную общественно-политическую организацию, так как новое законодательство РФ не позволяет национальным меньшинствам иметь более одной национальной организации, а легитимное поле получается уже занято.

3 сентября 2010 года был подписан Договор между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о государственной границы, который вступил в силу 17 июня 2011 года, когда Государственная дума РФ ратифицировала его. Дагестанские депутаты также оказались в числе проголосовавших. Россия оказалась единственной страной, ратифицировавшей границу с АР. Кульминаций попирания этнических прав лезгинского народа завершился длительный процесс окончательного превращения границы по реке Самур в межгосударственную границу между Россией и Азербайджаном, неслыханный акт несправедливости в отношении коренного народа.

Ратификацию российско-азербайджанской границы осудило большинство российских аналитиков, правозащитников и независимые СМИ. Директор Института философии РАН, академик Абдусалам Гусейнов в своих выступлениях постоянно подчеркивает, что разделенность лезгинского народа является угрозой его национальной самобытности. «Вопрос о разделенных народах следовало бы включить в международную повестку дня» — внёс предложение он во время заседания рабочей группы ОП по делам Кавказа, когда дали слово представителями наций и этносов, разделенных государственными границами Российской Империи, Советского Союза, Российской федерации. Этой же точки зрения придерживается председатель рабочей группы ОП по делам Кавказа Максим Шевченко. «Даже самый малочисленный народ для нас великий», — заявил он на слушаниях по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе (Пресс-служба Общественной палаты РФ).

Разделение лезгинского народа произошло без согласия и ведома лезгин в российской империи, потому незаконно и не признаётся лезгинским народом. Сохранение исторической несправедливости в СССР, перенесение данной несправедливости в постсоветское пространство и проведение ратификации российско-азербайджанской границы в 2011 году без ведома и согласия лезгинского народа, является антиконституционным по сути. Россия, будучи правопреемницей Российской империи и СССР, к сожалению, никак не обозначила свою государственную позицию в разделения территории исторического проживания лезгинского народа. Хотя всем в мире известно, что процесс формирование новых постсоветских республик опирался исключительно на территории, которые были административно им подчинены в советское время без учета волеизъявления народов, проживавших на них. Данные территории в дореволюционное время не имели никакого отношения к тем титульным народам, которые были искусственно сформированы в СССР в определённых стратегических политических целях на тот момент. Многие из целей формирования новых советских наций потеряли свою актуальность уже в 1940-х годах в связи с ВОВ и изменением государственной стратегии. Потому включение территорий лезгинского народа в своих старых административных границах Российской империи в состав новой советской тюркоязычной республики было незаконным, нарушало пункты конституции СССР. Никакой пользы самой России от данного разделения российского лезгинского народа не было и нет. Тогда почему Россия до сих пор игнорирует этот момент и даже, более того, в 2018 году убрали упоминание о разделенных народах в Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года. Такое отношение к себе в своей же стране крайне непонятно лезгинскому народу. Разве избегание проблемы разделённого народа приводит к ее исчезновению? Оставлять ситуацию так, как она есть сегодня, нельзя, а тем более, усугубление данной проблемы во времени.

Должны ли лезгины принять разделение своего народа между разными государствами без собственного волеизъявления как свершившийся факт и считать законным?

Законопроект А.Н.Севастьянова «О разделенном положении русского, осетинского и лезгинского народов и их праве на воссоединение» (2014).

По инициативе Дискуссионного клуба НОД (российское политическое объединение «Национальное-Освободительное движение») политолог Севастьянов Александр Никитич составил в 2014 году законопроект: «О разделенном положении русского, осетинского и лезгинского народов и их праве на воссоединение» (3). Текст его смотрите в приложении. В данном законопроекте автор пишет: «…были нарушены естественные права и интересы, суверенитет, исторические судьбы разделенных народов в результате распада СССР; государственная политика должна опираться на признании национального суверенитета и правосубъектности данных народов, а также на признании права на их свободное самоопределение в местах компактного исторического проживания на территории иностранных государств, и даже двигаться в сторону достижения единства русского, осетинского и лезгинского народов в рамках одного государства – России».

Само образование новых государств из республик бывшего СССР трактуется Севастьяновым как естественный и нормальный процесс, но за одним исключением: «самым ужасным образом пострадали интересы и оказались нарушены права русского, осетинского и лезгинского народов». И это положение он призывает исправить [https://sevastianov.ru/…/64-o-razdeljonnom-polozhenii…].

4 декабря 2014 года в выступлении В.В.Путина прозвучали следующие слова: «Каждый народ имеет неотъемлемое, суверенное право на собственный путь развития, на выбор союзников, формы политической организации общества, построения экономики и обеспечения своей безопасности. Россия всегда относится к этому и будет относиться с уважением» (из «Послание президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации» от 4 декабря 2014 года). Лезгинский народ надеется, что эти слова президента РФ относятся и к нему в том числе, что в государственной политике РФ нет двойных стандартов, что рано или поздно справедливость восторжествует.

За последние 100 лет лезгинский народ прошёл через тяжёлые испытания, которые по плечу только зрелой, сплоченной нации, осознающей неразрывность, цельность тысячелетнего пути нашего этноса, глубоко понимающей смысл и значимость воссоединения разорванных этнических частей для своего полноценного развития во благо общего Отечества. Лезгины многократно доказали странам своего проживания, что способны вложить качественный интеллектуальный продукт в развитие этих стран, выполнять свой гражданский вклад на высоком уровне, защитить землю от внешних врагов (ВОВ), с честью отстаивать правду и справедливость везде, где бы лезгины ни были. Необходимо восстановить историческую справедливость в отношении лезгинского народа. Главное — мы должны понять, что наше будущее зависит, прежде всего, от нас самих, если не будем уповать на удачное стечение обстоятельств или внешнюю конъюнктуру, а объединимся в решении вопроса воссоединения нации всеми силами, физическими и духовными. И мы верим в себя как в Единый народ. Как Единый народ, мы многое можем и всего добьемся

21 декабрь 2020

Автор: Ш.Пашаева.

Указанные в тексте ccылки на документы можно посмотреть на https://proza.ru/2020/12/26/651

Источник — страница Shery Pashaeva в Фейсбук

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image