НАШИ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЫЗЫВАЮТ НЕАДЕКВАТНУЮ РЕАКЦИЮ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ,

6 июня, 2014 - 13:00

говорит в интервью "ГА" доцент кафедры иранистики, заместитель декана факультета востоковедения ЕГУ Вартан ВОСКАНЯН

- Г-н Восканян, недавно кафедра иранистики ЕГУ провела научную конференцию по татам - одному из автохтонных народов нашего региона. Каким вопросам была посвящена конференция?

- Начиная с 2005 г. кафедра иранистики ЕГУ проводит серию конференций, посвященных автохтонным народам Кавказско-Каспийского региона. Уже были проведены международные конференции по талышам, народу заза, проживающему на территории современной Турции, который в армянских источниках фигурирует как дельмики, и другим автохтонам нашего региона. Последняя конференция этого цикла была посвящена татам, или кавказским персам, проживающим на территории нынешней Азербайджанской Республики в историческом ареале Ширван. На конференции обсуждался широкий круг вопросов, связанных с историей, культурой, языком, этнографией татов, а также их антропологическими особенностями. Были представлены очень интересные доклады по диалектам татского языка и его грамматике. Один из докладов был посвящен талышско-татским языковым связям. Таты и талыши - два ираноязычных народа, разделяющих один ареал, где талыши проживают на юге, а таты - кавказские персы - в более северных районах.

Очень интересные доклады были представлены и зарубежными участниками конференции, в частности, одним из ведущих специалистов в области татского, или кавказско-персидского языка, французским востоковедом Жилем Отье, который проводит свои полевые исследования на территории Ширвана. В конференции приняла участие и достаточно большая делегация из Дагестана. Наши дагестанские коллеги представили доклады как о татах, проживающих в Дагестане и Азербайджанской Республике, так и о других автохтонных народах нашего региона, в контексте истории Ширвана и Восточного Закавказья. В ряде докладов рассматривались вопросы, касающиеся народных верований и этнографии этих народов.

Участница конференции из Польши представила очень интересный доклад по оригинальному жанру - мейхана, который недавно вновь обрел достаточно большую популярность благодаря песне "Ты кто такой? Давай до свидания!" - новому образцу в этом жанре. Были рассмотрены вопросы происхождения и формирования этого жанра, который, вероятно, имеет иранские корни, поскольку в основном распространен среди татов и талышей, хотя слова песен могут быть написаны на азербайджанском языке. Основные исполнители этого жанра - выходцы из татонаселенных сел Ширвана или из Талышистана. Очень порадовали и доклады наших молодых ученых. Целый блок вопросов, связанных как с историей татского народа, так и Восточного Закавказья, был представлен новым поколением востоковедов - нашими аспирантами и молодыми учеными, которые уже сегодня могут достойно представлять Армению на международных конференциях за рубежом.

- Почему проводимые вашей кафедрой научные конференции этого цикла неизменно вызывают бурную реакцию в Азербайджанской Республике?

- Мне трудно ответить на этот вопрос, потому что эти реакции просто не согласуются с логикой. Непонятно, почему чисто академические форумы, собирающие довольно большое число авторитетных специалистов из разных стран, и исключительно научные дискуссии вызывают истерические реакции в соседней республике? На этот раз особое негодование в Азербайджане вызвало то, что во время церемонии открытия конференции к нам поступило приветствие от одной из общественных татских организаций, которая заявила о себе примерно 2-3 месяца назад. Это вполне естественная и принятая в этом случае акция, поскольку конференция была посвящена татам. Кстати, послание никак не затрагивало политических вопросов. Если в какой-то стране проходит арменоведческая конференция, то из Армении тоже поступают приветственные послания от разных организаций.

Однако бакинские СМИ восприняли обращение татской организации как враждебную акцию, направленную против национальных интересов Азербайджана. Выводы и оценки были лишены логики и сколько-нибудь убедительной аргументации. На очень провинциальном уровне в этих публикациях утверждалось, что сама эта организация была создана в Армении. Но, если наша страна может создавать какие бы то ни было организации в таком тоталитарном государстве, как Азербайджан, и при имеющем там место жесточайшем контроле, особенно в вопросах этнических меньшинств и автохтонных народов, значит, азербайджанская государственность фактически не состоялась.

- А каково положение татов в Азербайджане?

- В соседней республике просто откровенно игнорируют наличие татского населения. Чего стоит только одно утверждение, что якобы таты проживают лишь в трех селах, а в других местах они добровольно стали азербайджанцами! Трудно себе представить, что какой-то этнос может добровольно ассимилироваться. Каждому современному государству вменяется в обязанность помогать автохтонным народам в деле сохранения их культуры, языка, национальной идентичности. То есть если какой-то народ "добровольно" ассимилировался, значит, на то были очень серьезные причины, значит, в направлении сохранения его национальной идентичности ничего не было сделано. Так что такого рода утверждения никак не свидетельствуют в пользу Азербайджана. Я уже не говорю о тотальных репрессиях и планомерной политике ассимиляции и тюркизации коренных народов Азербайджана. Разумеется, мы не обращаем внимания на выпады азербайджанского агитпропа, это неинтересно. Мы занимаемся своим делом, независимо от политической конъюнктуры и отношений между странами.

- Реакция соседней республики действительно странная, ведь ваша кафедра занимается изучением и других народов, но никого это не раздражает...

- На протяжении многих лет на нашей кафедре ведутся исследования и других автохтонных народов региона, в частности, иранцев. При этом у нас прекрасные отношения с этой страной, среди аспирантов нашей кафедры много иранцев. Более того, Иран очень позитивно воспринимает изучение языков, культуры, этнографии иранских народов. Дружеские отношения наших государств - исламского Ирана и христианской Армении - могут служить примером для всех стран нашего региона. Но в Азербайджане вся наша деятельность вызывает совершенно неадекватные реакции.

Думаю, единственный путь решения несуществующей проблемы, якобы вмешательства Армении в дела народов, проживающих на территории Азербайджанской Республики, - это изучение культуры этих народов в самом Азербайджане. Непонятно, почему не проводятся такие научные конференции в Баку, Шемахе или в случае с талышами в Ленкорани? Возникает совершенно естественный вопрос: если наших соседей раздражает, что изучением этих народов занимаются в Армении, то почему бы им не заняться этим самим, ведь проводить подобные исследования на месте гораздо удобнее. В Армении мы фактически изучаем все народы, проживающие в нашей стране. Наиболее авторитетные школы курдологии и езидоведения были созданы именно в Армении, на нашей кафедре, во многом потому, что у нас проживают эти народы. Мы также изучаем ассирийцев, у нас есть специалисты в области семитологии и семитских языков. В нашем университете преподается классический ассирийский язык, который преподается в школах, в местах компактного проживания ассирийцев. А в местах компактного проживания курдов - курдский, в местах проживания езидов - езидский.

В этом отношении в Азербайджанской Республике очень странная ситуация - там фактически или делают вид, что этих народов просто не существует, или что представителей этих народов вообще не интересует собственный язык, культура и идентичность. Но ведь это не так. У нас есть данные американских ученых, которые проводили исследования в Азербайджане, где перечислены села, в которых татский язык активно используется. Азербайджан же утверждает, что татский язык сохраняется только в трех селах. Если в Азербайджане предпочитают не замечать проблем, это не значит, что их нет.

- И ведь подобная реакция была в Азербайджане и на талышскую конференцию...

- Все наши научные мероприятия действительно неизменно вызывают неадекватную реакцию в соседней республике, тогда как мы просто занимаемся теми исследованиями, которые входят в круг наших научных интересов, и готовим кадры по этим специальностям. Так, например, на нашей кафедре действует единственная в мире магистерская программа по талышеведению, и я очень рад, более того, приятно удивлен, что в магистратуру по этой специальности поступили 10 студентов. В будущем году по этой специальности у нас будет первый выпуск магистров. Уверен, что наша научная школа будет успешно развиваться и в будущем. Мы занимаемся исследованиями в области истории, языка, культуры талышского народа. Работа, проводимая сотрудниками нашей кафедры, никак не связана с отношениями Армении и Азербайджанской Республики. Особое внимание мы уделяем изучению языков.

Наши студенты и магистранты прекрасно владеют несколькими языками, некоторые из них владеют и азербайджанским языком, который преподается в магистратуре, и я рад, что нам удалось на очень высоком уровне организовать преподавание талышского языка. К сожалению, нам пока не удалось организовать преподавание кавказских языков. Однако мы собираемся заключить договор с Дагестанским государственным университетом, в рамках которого дагестанские студенты смогут обучаться в Армении по таким специальностям, как арменистика и иранистика, а некоторые наши студенты будут направлены в Махачкалу для изучения восточнокавказских языков. Думаю, уже через несколько лет у нас появятся хорошие специалисты по лезгинскому, аварскому и другим восточно-кавказским языкам. Скажу без ложной скромности, что созданная на нашей кафедре научная школа действует на очень высоком уровне и пользуется огромным авторитетом в зарубежных научных кругах. Наши исследования носят исключительно академический характер и абсолютно не связаны с какими бы то ни было политическими задачами.

Армения всегда была неким связующим звеном между кавказским и иранским миром, можно даже сказать - с ближневосточным миром, поэтому интерес к исследованиям, которые проводит наша кафедра, исторически обоснован. Мы основываемся на классической традиции, обогащая ее современными подходами. А в современном мире принято заниматься исследованиями уже не отдельных народов, а целых ареалов, изучать языковые и культурные взаимопроникновения и связи. Было бы по крайней мере странно, если бы из сферы наших научных интересов выпали какие-то автохтоны Кавказско-Каспийского региона только потому, что они проживают на территории Азербайджанской Республики. Отмечу, что у нас есть довольно интересные связи и с азербайджанцами, которые имеет смысл исследовать. Наука не укладывается в государственные границы, и ее развитие не связано с сиюминутной политической ситуацией.

Политику режима не следует путать с народом. На мой взгляд, если бы азербайджанский народ освободился от комплексов, навязываемых режимом, мы могли бы иметь прекрасные отношения. А проведение исследований по армяно-азербайджанским связям способствовало бы формированию адекватного представления азербайджанцев о собственной истории и роли других народов в образовании азербайджанского государства. Например, первым лицом при создании Азербайджанской Республики в 1918 году был этнический тат, но современные азербайджанцы об этом не знают.

Гаянэ Сармакешян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image