Закавказье: Фотоальбом «Женщина с обезьянкой» рассказывает о зарождающейся в регионе надежде

21 июля, 2014 - 11:14

Беря в руки книгу Юстины Мельникевич, сразу начинаешь предвкушать увлекательное путешествие в таинственный и сложный мир, увиденный глазами автора.

Через прорезанное в обложке окошко видишь практически лишенный красок ландшафт. Но открываешь издание, и маленький серый фрагмент оказывается частью масштабного фотографического полотна, поражающего буйством зелени с большими водными пространствами и маленькой деревушкой вдалеке.

Этот контраст, зависящий от угла зрения (и ожиданий читателя), проходит красной нитью через все издание.

«Женщина с обезьянкой» – так называется фотоальбом Юстины Мельникевич – лауреата многочисленных премий, независимой фотожурналистки польского происхождения (сотрудничающей с EurasiaNet.org и рядом других изданий), повествующей о культурно-исторических и политических событиях Закавказья, которым она стала свидетелем на протяжении более десятилетия.

Это не историческое повествование и не широкомасштабный рассказ о войнах и политических бурях, сотрясающих Закавказье – один из самых непростых регионов мира. Это книга, рассказывающая главным образом о повседневной жизни простых людей, выживающих в условиях перемен, с ее проблемами и сложностями.

Этот взгляд на жизнь людей предстает перед нами в виде черно-белых и цветных фотографий со строгой композицией, сопровожденных краткими комментариями автора. Эти комментарии дополняют эмоциональный заряд фотографий, не пытаясь ни объяснять, ни навязывать свое видение событий.

Фотографии, представленные на суд читателя, оригинальны и нестандартны, они являются отражением чуткого взгляда художника и ее умения поведать об увиденном и пережитом в Закавказье на протяжении 12 лет средствами фотографии. Автор не пытается переписывать или иллюстрировать с помощью своих снимков историю. Ей хорошо известно, насколько гуттаперчевым и манипулируемым может быть изложение исторических событий, и предпочитает предоставить слово героям своих фотографий.

Раздел, посвященный Нагорному Карабаху, открывает снимок молодого солдата. Нагорный Карабах – изолированный горный район, из-за которого вот уже более 20 лет Азербайджан ведет сражение с этническими армянскими сепаратистами и сопредельной Арменией. Солдат запечатлен в одиночестве на пустынной равнине близ линии фронта с Азербайджаном. Он выглядит задумчивым, немного напряженным, смотрит подозрительно вправо от объектива, крепко сжимая в руках автомат российского производства. Он олицетворяет собой сделанное автором наблюдение: «Никогда бы не подумала, что тишина в зоне военных действий может быть такой пугающей».

На большинстве фотографий альбома изображены люди и уличные сценки. Настроение их, как правило, нерадостное, порой снимки чуть размыты. Почти не увидишь на них улыбающееся лицо или веселую ситуацию, но визуальные эффекты и компоновочные решения очень удачны и усиливают ощущение беспокойства, неопределенности и зарождающейся надежды.

Порой автор запечатлевает стену, стенную роспись или фон, но при этом совершенно ясно, что задумкой было передать то, что эти предметы способны рассказать о своих создателях, о намерениях и состоянии души связанных с ними людей.

На фотографиях Юстины Мельникевич мы также видим то, что было и прошло – свидетельство призрачности зрительного восприятия окружающего мира.

На стр. 18 изображены «Уши Андропова» – космического вида сооружение из бетона, построенное во времена руководителя СССР Юрия Андропова, которое было демонтировано в 2005 году в процессе духовного обновления Грузии. На фото монументальное сооружение служит сюрреалистическим фоном, на котором чумазые рабочие разгружают тележку с жуткой свиной головой на боку.

В книге можно найти не только субъективный рассказ, пропущенный через призму личного восприятия автора. Альбом содержит отдельный буклет, на 16 страницах которого представлены исторические сведения о трех государствах Закавказья – Армении, Грузии и Азербайджане.

Три коротких рассказа от американского партнера автора – маститого независимого журналиста Пола Римпла, также сотрудничающего с EurasiaNet.org – о поездках с пассажирами маршрутки, встречах с железнодорожными кондукторами и фактическими пограничниками представляют собой многоуровневое дополнение к содержанию и структуре построения фотографического материала, усиливая ощущение свободы и движения.

Три рассказа Пола Римпла напечатаны на тонких листах бумаги, разворачивающихся из недр книги наподобие свитка или манускрипта. Создается впечатление, что их торопливо вклеили в угол издания, поспешно вырвав из рук наборщика.

Идея противопоставить такую форму четким, прямоугольным линиям фотографий усиливает напряженность повествования, в котором перекликается личное и общественное, объектив и слово, историческое полотно и личные переживания.

В общем и целом книга Юстины Мельникевич представляет собой искусно выстроенное произведение, в котором переплетены исторические факты, личные заметки, впечатляющие фотографии и сценки из жизни стран Закавказья.

Йоав Хорш является фотографом и педагогом, занимавшимся фотографией и преподававшим фотографическое искусство в США, Европе и Азии. В настоящее время проживает в Тель-Авиве.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image