Появится ли на Ближнем Востоке «христианское королевство»? / Станислав Стремидловский
Изгнание христианского меньшинства из Ирака начинает становиться фактором мировой политики
Изгнание христианского меньшинства из Ирака начинает становиться фактором мировой политики. На днях американский конгрессмен Фрэнк Вульф, известный своим внимание к вопросам религиозной свободы, обвинил администрацию президента США Барака Обамы в игнорировании «геноцида иракских христиан», заявив, что «христианство, как мы его понимаем, в Ираке в настоящее время уничтожено». Он также подчеркнул, что это является «преступлением против человечества – где Запад, где администрация Обамы, где Конгресс? Оглушающая тишина». Вульф отметил, что еще в июне представители республиканцев и демократов направили письмо в адрес американского президента, в котором того попросили «активно взаимодействовать с иракским центральным правительством и региональным правительством Курдистана» в вопросах обеспечения безопасности «для особенно уязвимых групп населения, в частности, древней христианской общины Ирака». Отдельно конгрессмен предложил поощрить «курдское правительство в его усилиях по защите меньшинств».
Вульф связал судьбу христиан в Ираке (с намеком на весь Ближний Восток) с Курдистаном. Это первая связка. Вторая прозвучала в выступлении британского лорда Дэвида Элтона, обратившегося с посланием к ООН. По мнению политика, «распадающийся в настоящее время Ирак» является примером несостоявшегося государства. Единственными, кто дал отпор отрядам «Исламского государства», стали курдские силы самообороны – пешмерга. К чести курдского руководства оно «щедро предложило убежище бежавшим из Мосула христианам», но требуется международная помощь, чтобы помочь обустроить беженцев. Мир должен срочно «проснуться» и заняться судьбой древних церквей во всем ближневосточном регионе, которые сталкиваются с угрозой массовых убийств и массовых депортаций.
Заинтересованность властей Курдистана в решении судьбы христиан подтверждает лидер иракской автономии Масуд Барзани. На днях с ним встречался патриарх Сирийской католической церкви Игнатий Ефрем II. По сообщению Agenzia Fides, с курдскими властями сейчас ведется практическая координация по обустройству беженцев. «Мы попросили наших курдских братьев помочь защитить нам христианское присутствие в регионе», - заявил патриарх. «Мы умрем вместе или будем продолжать с достоинством жить вместе», - отреагировал политик. Он добавил, что «Курдистан приветствует христиан и готов помочь им защитить свою жизнь и свою землю» против джихадистов. Предложено создать совместный комитет, куда бы входили представители беженцев и курдского правительства по обустройству вынужденных переселенцев. Однако все это тактика. Безусловно, людям нужно помочь в их первоочередных нуждах, но каким может стать сценарий стратегического решения судьбы ближневосточных христиан?
Генеральный секретарь Ассирийского демократического движения в Курдистане Ромео Хаккари видит его в создании «христианской автономии». Как замечает Хаккари, «тысячи христианских семей стали беженцами, поэтому наш план – иметь автономную область для христиан на севере Ирака после провозглашения независимости в Курдистане. Согласно проекту Конституции, у нас есть это право». Взамен он гарантирует поддержку со стороны христиан независимости Курдистана, подчеркивая, что «интеграция спорных территорий в курдский регион служит интересам христиан». Уточним, под «спорными территориями» генсек Ассирийского демократического движения понимает часть иракских территорий, власть над которыми в переговорах с центральным правительством в Багдаде ранее оспаривал Эрбиль. Однако с учетом нынешних реалий в случае возникновения Большого Курдистана, претендующего на некоторые области в Сирии и Турции, данное предложение может иметь далеко идущие последствия. С одной стороны, христиан могут «попросить» поддержать новые и расширенные территориальные претензии, что поставило бы их в трудное положение по отношению к Анкаре и Дамаску. С другой стороны, учреждение и конкретная конфигурация автономной области для христиан способно стать еще одним условием признания Большого Курдистана со стороны мировых держав и Ватикана. Это, во-первых.
Во-вторых, само по себе появление на Ближнем Востоке своего рода «христианского королевства» запускает неоднозначные процессы. Что будет значить для будущего развития региона «вымывание» последователей этой древней религии и концентрация различных Восточных церквей в одной географической точке? Портал Al Monitor в этой связи проводит аналогии с уходом после образования Израиля из ряда ближневосточных государств еврейских общин. Что ни говори, однако эти общины являлись, возможно, для кого-то незаметным, но важным катализатором экономического роста и продуцирования культурного многообразия. Вряд ли Египет, Йемен, Марокко, Сирия и Ирак стали полноценнее, когда евреи покинули их.
В случае с христианами вопрос встает в том, кто займет их место. Похоже, что это может привести к вытеснению радикалами умеренных на обочину, поиску на замену новых маргинальных групп уже в собственной мусульманской и гомогенной этнической среде, а, значит, к очередному расколу общества. Не будем исключать того, что «христианское королевство» станет раздражителем для Турции, от которой в перспективе потребуют создания аналогичной автономии для христиан-греков и христиан-армян. Пусть даже пока не территориальной, а религиозно-культурной. Наконец, не окажется ли область соблазном для христианского населения Святой земли, что напрямую затронет Израиль и Палестину? На Ближнем Востоке сегодня рождается много вызовов, но нет пророков, которые бы ясно истолковали грядущее.
Добавить комментарий