Армяне-мусульмане Турции перестают прятаться

29 апреля, 2013 - 18:00

Они оставили свой язык и свою религию, чтобы выжить после геноцида 1915 года. Однако ныне, спустя почти сто лет, “тайные армяне” Турции хотят гордиться своей национальной идентичностью.

Некоторые из выживших после геноцида приняли ислам и смешалась с курдами в Дерсимских горах в Восточной Турции – чтобы избежать дальнейших гонений.

Здесь уже сменилось несколько поколений. И вот в прошлую среду город Тунджели принял знаковую церемонию – День памяти жертв Геноцида. Ранее нечто подобное имело место только в Стамбуле и крупном городе Диарбекир.

Истребление армян и их изгнание из Оттоманской империи, что, как утверждают армянские источники, привело примерно к 1,5 миллиона убитых, во многих странах характеризуется как геноцид. Хотя Анкара по-прежнему отрицает эту формулировку.

Выступая перед развалинами Эргенской церкви (это – один из немногих сохранившихся следов армянского христианского наследия в регионе), президент Ассоциации дерсимских армян Мигран Пркич Гюльтекин пояснил, что открыто провозглашать себя армянином в Турции пока еще рано.

“Мы решили, что нам следует вернуться к своей истинной природе, что нынешний образ жизни неудовлетворителен, и что несправедливо продолжать жить с другой идентичносьтью и с иной верой”, — сказал он.

Несмотря на переобращение в неортодоксальное течение ислама – алавизм, и принятие турецких имен, этнические армяне, остающиеся на землях своих предков, продолжают подвергаться дискриминации, и взрослые нередко борются за свои воспоминания.

“Моя мать рассказывала, как была депортирована их семья, — сказала Таир Асланпенчеси, бодрая восьмидесятилетняя старушка из деревни Данабуран. — В то время она была ребенком, и ее мать в отчаянии хотела утопить ее. Моя мать часто говорит, что всех мучений, которые потом выпали на их долю, можно было бы избежать, если бы мать-таки утопила ее”.

Приняв ислам, многие так называемые “крипто-армяне” говорили, что все еще сталкиваются с притеснениями: у них часто отбирают землю, мужчин в армии унижают “проверкой на обрезание”, а кое-кто и подвергся пыткам.

Дед Хыдыр Бозташа принял ислам, нарек своего сына турецким именем, а их клан породнился с курдской общиной в деревне Аланязы. “Мы ощущаем себя армянами, — сказал он. — Тем не менее, другие постоянно напоминают нам, кто мы такие и откуда пришли. Не имеет значения, сколько их дочерей мы взяли себе в жены, и сколько отдали им своих дочерей – они продолжают называть нас армянами”.

Армянская община разделила страдания курдов, когда правящий в Турции режим обрушился на курдских повстанцев – начиная с восстания 1938 года и до мятежей, начатых Курдской рабочей партией в 1984 году.

На протяжении длительного времени раскрыть свое армянское происхождение могли осмелиться только те, кто покинул свой отчий край. “Стамбульские армяне живут в большом городе, у них есть свое окружение, никто не может им ничего сделать. А в наших деревнях постоянно – запреты и оскорбления”, — сказал 86-летний Хыдыр Бозташ.

В среду участники кампании за права человека собрались в центре Стамбула, держа в руках портреты жертв геноцида. Собралось менее двухсот человек, однако протестующие подчеркивали, что еще лет десять назад подобная акция была бы просто немыслимой.

Один из племянников Хыдыра, 42-летний предприниматель по имени Мустафа – среди тех армян-мусульман, которые хотят гордиться своей национальной идентичностью. И их число растет. Мустафа решил назвать свою строительную фирму “Бедрос” – по имени деда Хыдыра, депортированного в годы геноцида. “Это – символ моего прошлого. Моего прапрадеда звали Бедрос, и я хотел, чтобы его имя продолжало жить. Я против радикализма, и я не хотел действовать на волне расизма или религиозного экстремизма. Но я не отрицаю своего происхождения, и каждый его знает”, — говорит Мустафа.

По его словам, он надеется, что беспрецедентная церемония в Тунджели в прошлую среду воодушевит многих членов общины и побудит их перестать прятаться. “Цель заключается в том, чтобы позволить людям более свободно заявлять о своей идентичности, а также привлечь больший интерес к небольшому христианскому наследству, еще оставшемуся в регионе”, — сказал Мигран Пркич Гюльтекин. Возглавляемая им община была создана три года назад. Сейчас в ней – около 80 членов.

Перевод с английского Ашота Гарегиняна

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image