“Преступно оставлять людей на произвол судьбы”

21 июня, 2016 - 13:30

или почему армяне сдали Талиш, не укрепив eго за 22 года, а азербайджанцы за четыре дня захватили стратегические высоты

Апрельская “войнушка”, развязанная Азербайджаном против Нагорного Карабаха, в очередной раз нагляднейшее продемонстрировала, что словесные выпады в адрес противника и способность реально противостоять этому противнику на поле боя – совершенно разные вещи. Явная недоработка нашей армейской разведки, «проглядевшей» многомесячную подготовку азербайджанской стороны к агрессии (подтягивание войск и военной техники, разминирование проходов в минных полях и др.), недостаточная техническая оснащенность армянских частей, оборонявшихся на участке, где было осуществлено вторжение, многочисленные жертвы среди военнослужащих и мирного населения – вот, думается, далеко не полный список проблемных вопросов, с которыми нам сегодня приходится иметь дело.

Пятидневная война затронула все аспекты жизни общества – политический, экономический, социальный, бытовой. А действия некоторых высокопоставленных представителей отечественного генералитета и вовсе подпадают под уголовщину. Конечно, любое расхищение государственного бюджета – преступление. Но, согласитесь, когда подобное имеет место в армии, призванной служить гарантом национальной безопасности, это выглядит особенно опасно. Миллионы долларов, ежегодно выделяемых на модернизацию воинских частей и подразделений, прикарманиваются и пускаются в оборот. Армейские начальники жируют на теневые доходы. Как называются подобные отвратительные явления? Постараемся удержаться от ненормативной оценочной лексики и отметим: здесь если и статья, то – не журналистская, а уголовная. Или из Кодекса об административных правонарушениях. В любом случае, такие зияющие прорехи в системе государственного управления требуют самого пристального внимания. Со злоупотреблениями надо реально бороться. А общество должно знать о результатах этой борьбы. И очень желательно, чтобы она не приняла затяжного оборонительного характера, что, боюсь, сейчас как раз и наблюдается.

Жизнь на земле

Человеческий фактор, как бы к данному аспекту ни относиться,- ключевая составляющая функционирования государства и повседневной жизни его подданных. Если люди покидают свои родные края, где жили еще их прадеды, и постоянно ищут счастья вне Родины – значит, в государстве что-то неладно. И было бы, по меньшей мере, некорректно возлагать вину за происходящее преимущественно на уезжающих (что, кстати, у нас время от времени и делается посредством рукопожатных с властями «специалистов»).  Львиная доля ответственности за формирующийся негатив лежит как раз на госструктурах, не умеющих и/или не желающих мыслить и действовать по-государственному.

Применительно к Армении и Нагорному Карабаху миграция населения давно уже превратилась в проблему государственного масштаба. Более того – в проблему национальной безопасности.

- После азербайджанской агрессии стало очевидно, что миграционный вопрос должен стать объектом самого пристального внимания как органов государственного управления Армении и Нагорно-Карабахской Республики, так и структур Спюрка-Диаспоры,- подчеркивает председатель общественной организации «Патрида» объединяющей греков Армении и Арцаха, Эдуард Полатов.- При этом приходится учитывать ограниченность государственных ресурсов РА и НКР. Одними только собственными силами здесь явно не справиться. По нашему глубокому убеждению, только полноценное и разностороннее использование недюжинного потенциала  многомиллионной армянской диаспоры позволит, наконец, разрешить такую жизненно важную проблему, как доведение стратегического демографического потенциала Армении до уровня, который может считаться необходимо достаточным. Психическая устойчивость населения в потенциально опасных регионах во многом определяется критическим уровнем плотности населения. Если этот уровень сохраняется и поддерживается, то достигается чувство защищенности, уверенности в будущем региона. Недопустимо оставлять людей на произвол судьбы. Одним из актуальных вопросов здесь стало состояние израненного Талиша, особенно пострадавшего в ходе агрессии. Ситуация здесь сегодня близка к критической. А ведь Талиш – село с почтенной историей, оно основано еще в 461 году, то есть, в нынешнем году ему исполняется 1555 лет. Исторически село было вотчиной княжеского рода Мелик-Бегларянов (кстати, я являюсь потомком этого рода по материнской линии). Именно в этих краях, в урочище Гюлистан у речки Зейва, в октябре 1813 года был подписан Гюлистанский мирный договор, положивший конец русско-иранской войне 1804-1813 гг. Здесь стояли российские войска, территория на долгие годы перешла под российский контроль. А сейчас эти земли вознамерился захватить Азербайджан, используя при этом вооружения, закупленные у Российской Федерации. Не сочтите за резкость, но иначе, как предательством, подобные действия российской стороны я назвать не могу.

Мирный договор был подписан в Гюлистане 12 (24) октября 1813 года. От имени Российской империи документ подписал Уполномоченный и Главнокомандующий в Грузии Николай Ртищев, от имени Персидской империи – Мирза Аб-уль Хассан-хан. Договор завершил русско-иранскую войну 1804-1813 гг.,   главным итогом которой было признание Персией присоединения к России территорий Грузии и Северного Азербайджана, а также русско-турецкую войну 1806-1812 гг.

Трактат состоял из 11 статей. Основой мирного соглашения стал принцип status quo ad presentem, то есть – установление границ по территориям, занятым в ходе войны. Согласно ст. II договора, судьба Талышинского ханства окончательно должна была решиться при демаркации границ; в последующем эта статья стала предметом разногласий и противостояний России и Персии. Ст. III признавала за Россией Карабахское, Гянджинское, Шекинское, Ширванское, Дербентское, Кубинское, Бакинское и Талышинское ханства, а также «…весь Дагестан, Грузию с Шурагельской провинцией, Имеретию, Гурию, Мингрелию и Абхазию». Западная Грузия оставалась в составе Османской империи, что подтверждалось Россией в Бухарестском договоре 1812 г.   

Россия обязалась оказывать назначенному шахом наследнику престола помощь в утверждении его на троне в случае возможного вмешательства извне. Договор предоставлял России исключительное право иметь военный флот на Каспии. Русские купцы получили право свободной торговли в Иране, а иранские – в России.

Впоследствии Гюлистанский договор был ратифицирован в Тифлисе 15 сентября 1814 г.

По экспертным оценкам, на нынешнем этапе критическая величина вышеупомянутого показателя плотности населения, применительно к Республике Арцах и к прилегающим к ней освобожденным территориям, должна определяться численностью от 300 тыс. до 600 тыс. человек. После достижения такого потенциала (а желательно и преодолеть эту критическую планку) время уже начинает работать на Нагорный Карабах – благодаря тому, что начинает формироваться серьезное психологическое ядро притяжения. «В противном случае,- отмечает собеседник,- по-прежнему будут превалировать центробежные процессы, и массовый неконтролируемый исход населения, опасающегося дальнейшего ухудшения ситуации, пойдет с новой силой. А ведь именно к этому стремятся власти Азербайджана, его политические соратники и некоторые международные организации, активно привлекаемые официальным Баку и, по сути, состоящие у него на службе. В том числе, будем откровенны – и некоторые силы, действующие в Армении».

          (К слову: в июле прошлого года председатель общественной организации «Международное гуманитарное развитие» Армян Гукасян заявлял, что в Армении есть НПО, работающие во вред Армении, и их деятельность угрожает национальной безопасности страны. По его словам, есть организации, пропагандирующие однополые браки, феминизм и прочую бесовскую нечисть; есть и такие, что стремятся политизировать социальные протестные движения. Многие из этих организаций кормятся на гранты и субсидии, получаемые от США и Евросоюза – со всеми вытекающими последствиями. К примеру, при спонсорском содействии посольства Норвегии в РА (резиденция посла находится в Москве, в Ереване работает почетный консул Тимоти Дейвид Страйт; офис почетного консула располагается в сáмом центре армянской столицы – на ул. Таманяна, возле памятника знаменитому архитектору) запущен веб-сайт, живописующий гомосексуальные связи и, по сути, пропагандирующий подобный образ жизни. Цэ ж Европа, знамо дело. «Если так будет продолжаться и далее, и процесс грантового субсидирования извне по-прежнему не будет контролироваться, то угроза осуществления в Армении государственного переворота посредством так называемых институтов гражданского общества станет как никогда реальной»,- отмечал тогда Арман Гукасян. Его заявление, озвученное, повторим, около года назад, наделало немало шума, однако предметной реакции со стороны армянских властных структур так и не последовало. И ситуация с тех пор практически не изменилась),

      Обеспокоенность председателя «Патриды» можно понять. Конечно, мягко говоря, неумно продолжать ханжеские бормотания насчет «раскрытия стратегических секретов» и тому подобное, прикрывая этим собственные промахи, а то и полное бездействие. Пора, наконец, взглянуть правде в глаза, какой бы нелицеприятной она ни была. А правда заключается в том, что сегодняшнюю  интенсивную эмиграцию из приграничных районов поистине можно сравнить с бегством. Об этой тревожной тенденции необходимо постоянно сигнализировать, ибо проблема исключительно серьезна. И от неё не отмахнуться никакой шоу-болтовней, на каких бы площадках она ни организовывалась.

       И жители, и защитники

 Особенно опасными последствиями чреват исход населения из НКР, а также из уже обжитых освобожденных территорий. Обострение ситуации в этих регионах может в любой момент обернуться  новым массовым исходом армян. Куда они двинутся? Неужели облеченные властью наши должностные лица не осознают всей серьезности ситуации?

        - Между прочим, в своё время полная неготовность наших государственных структур к событиям в Азербайджане привела к тому, что значительный человеческий и финансовый потенциал оказался для Армении и НКР попросту потерянным,- констатирует Э. Полатов.- Недопустимо, чтобы нечто подобное повторилось еще раз.

        Как же предотвратить обезлюдение приграничных районов, что неизбежно превращает их в мишень для нового вторжения? Не запретить исход, не карать репрессивными мерами «по законам военного времени», а именно предотвратить? Более того – стимулировать обратный процесс?

        Решение проблемы Эдуард Полатов и его единомышленники видят в формировании в приграничных зонах особых поселений – наподобие, к примеру, казачьих станиц в Российской империи или кибуцей в современном Израиле,- жители которых, при необходимости, могли бы нести и пограничную службу, охраняя данные участки границы. В частности, в качестве пилотного проекта первое такое поселение сочтено целесообразным создать на территориях, прилегающих к селу Талиш Мартакертского административного района НКР: сама деревня после “апрельской войны” находится в нейтральной зоне и доступна для обзора противника, что позволяет ему держать село под обстрелом. В приграничном поселении смогут обосноваться как местные сельчане, так и воины запаса, ополченцы, соотечественники из Диаспоры. Они смогут обрабатывать землю, заняться производством сельхозпродукции и параллельно – нести защитную функцию. Таким образом, появляется возможность не только обеспечить надежную защиту границы, но и в случае войны, до объявления всеобщей мобилизации, – оперативно пополнить ряды регулярной армии.

        Организация «Патрида» и Фонд «Талиш» разработали комплексную программу, нацеленную на содействие восстановлению Талиша и других приграничных населенных пунктов, возвращению туда местного населения, укреплению защиты государственной границы – посредством формирования сети особых пограничных поселений упомянутого характера. Программа представлена на рассмотрение глав государств, правительств, а также силовых структур РА и НКР.

        - Надеемся, что власти с должным вниманием отнесутся к нашему замыслу и окажут содействие его претворению в жизнь,- говорит председатель Совета попечителей Фонда «Талиш» М.Халапян.

        Кстати, опыт подобной работы у авторов проекта имеется. Так, в 1993-1996 годах Эдуард Полатов, будучи заместителем начальника Управления РА по Миграции, при поддержке госструктур и гражданского сектора страны инициировал и успешно осуществил возвращение обратно в Нагорный Карабах, к местам своего постоянного проживания, около 42 тыс. местных жителей, которые в период 1-й Карабахской войны вынужденно перебрались в Армению, Россию, в некоторые другие страны СНГ. После  изыскания финансового содействие, были развернуты  восстановительные работы в селе Талиш, освобождение которого 14 апреля 1994 г. ознаменовало прекращение широкомасштабных боевых действий на карабахско-азербайджанской границе вплоть до 1-5 апреля года нынешнего. То есть, Талиш был и остаётся ключевым, стратегически важным населенным пунктом.

К сожалению, спустя некоторое время должность г-на Полатова в Управлении по миграции, ввиду реструктуризации этого  государственного органа, была ликвидирована (возможно, в знак “благодарности  от лица службы”  – типа «за заслуги перед Отечеством, а теперь все свободны»?), и возвращение беженцев на освобожденные территории, как и само заселение этих территорий, на государственном уровне было прекращено.

Очевидно, сегодня настало время вспомнить достижения недавнего прошлого и творчески развить их?

Если же власти Армении отложат предложенную программу, не требующую, кстати, громадных капиталовложений, в долгий ящик, а то и вовсе не утвердят её, то авторы программы в панику ударяться не собираются. И напоминают один из заветов видного армянского военного и политического деятеля – Гарегина Нжде (Гарегин Тер-Арутюнян): “Без суетных иллюзий и излишних предубеждений примем горькую правду – наше будущее в опасности”

Правда, официальный представитель МИД России Мария Захарова недавно назвала Нжде “нацистом”, отреагировав тем самым на установку ему памятника в Ереване (сам памятник, честно говоря, выглядит довольно странно, но тут дело не в политике, а в профессиональном уровне армянских скульпторов, о чем, думается, уместно поговорить отдельно). А слюнобрызгуны азербайджанского агитпропа и вовсе обозвали Нжде “нацистским ублюдком”. Однако это уже, как говорится, факт их личной биографии…

                              Ашот Гарегинян

Комментарии

Актуальные мысли!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image