Сухой закон для армянской экономики

4 марта, 2015 - 13:52

Армянский коньяк не справляется с российским кризисом

Из-за экономического кризиса в России в Армении резко сократилось производство важнейшего экспортного продукта – коньяка. По итогам 2014 года объем выпуска коньяка снизился более чем на 8%, а в нынешнем январе спад составил уже почти треть в сравнении с началом минувшего года.
 
Производители полагают, что руководство Армении должно им помочь, однако, по мнению ряда экспертов, такой возможности у государства сегодня нет. Не оказала содействие экспортерам коньяка и недавняя девальвация драма.

Экспорт снижается

По данным Национальной статистической службы Армении, в январе в стране было выпущено 610,4 тыс. литров коньяка, или на 31,9% меньше, чем в январе 2014 года. А общий объем производства в прошлом году сократился на 8,1% – до 18,7 млн литров. При этом объем экспорта практически сопоставим с годовым производством: в 2014 году из Армении было вывезено 18,1 млн литров коньяка, что несколько меньше, чем годом раньше (18,3 млн литров).

Однако в этом году в отрасли ожидается более существенный спад. На недавней пресс-конференции председатель Союза армян-виноделов Аваг Арутюнян сообщил, что только в январе ожидается снижение экспорта на 25%.

По его словам, после девальвации рубля армянские производители быстро потеряли конкурентоспособность на российском рынке, на который приходится порядка 85% экспорта. Сейчас они вынуждены поставлять в Россию коньяк ниже себестоимости, чтобы просто «удержаться на полке». Кроме того, существует такая проблема, как задержка выплат за уже поставленную продукцию.

​После девальвации рубля армянские производители быстро потеряли конкурентоспособность на российском рынке

Как считает Аваг Арутюнян, для поддержки отрасли правительству Армении необходимо предоставить производителям коньяка государственный кредит на 100 млн долларов для организации заготовки винограда. Это связано с тем, что заводы не смогут заготовить весь урожай 2015 года, если до лета нынешний спад не будет отыгран.

Последний раз сопоставимый спад производства коньяка в Армении произошел в 2009 году и также был связан с экономическим кризисом в России. В тот момент 95% армянского коньяка экспортировалось именно в РФ, поэтому многие производители после преодоления кризиса стали осваивать другие рынки.

Однако достигнутый за последние годы уровень диверсификации экспорта производителям представляется недостаточным. «Мы не раз обращались к правительству, призывая диверсифицировать рынок, переориентировав его на различные сегменты. Однако этого не произошло. И сегодня мы находимся в замкнутом круге», – заявил в одном из недавних выступлений Аваг Арутюнян.

Специфика российского рынка

Нынешняя ситуация на российском рынке более сложная для производителей армянского коньяка не только потому, что рубль девальвировался значительно сильнее, чем в 2009 году, а в потребительском сегменте ожидается более существенное падение спроса. Дополнительным негативным фактором является акцизная политика российских властей, которая за последние пару лет привела к существенному росту цен на крепкий алкоголь.

Это привело к уходу части потребителей с легального рынка и значительному обострению конкуренции между производителями. Российские предприятия уже дали понять, что готовы бороться за рынок.

Недавно, например, стало известно, что московский коньячный завод «КиН», который контролирует более 8% российского рынка коньяка, решил заморозить цены на свою продукцию до конца 2015 года.

Это маркетинговое решение было явно продиктовано спецификой российского рынка коньяка: основным критерием потребителя при выборе товара по-прежнему остается цена. «Российский покупатель привык, что средняя цена на коньяк колеблется в районе 300-500 рублей, а стоимость вин около 200-300 рублей. Но при такой валюте армянские производители долго не смогут работать», – заявил на недавней пресс-конференции Аваг Арутюнян.

«Надо прорабатывать долгосрочную стратегию продвижения»

Ситуацию на армянском коньячном рынке специально для КАВПОЛИТа прокомментировал политолог, научный сотрудник Института Кавказа Грант Микаэлян.

— В какой мере резкий январский спад производства коньяка является следствием девальвации рубля и начавшегося кризиса в России? Все-таки в январе, после Нового года, спрос на алкоголь обычно падает – возможно, тут есть и сезонный фактор?

— В первую очередь речь идет именно о спаде вследствие экономического кризиса. В январе 2015 года произошло сокращение производства коньяка почти на треть в сравнении с январем 2014 года и на две трети – в сравнении с декабрем 2014 года. Последнее, естественно, сезонный фактор, а вот спад по сравнению с прошлым январем – это следствие кризиса. Более того, этот спад появился не сейчас, он начался где-то с середины прошлого года и постепенно углублялся и продолжает углубляться.

— Как производители в Армении выходили из подобной ситуации во время кризиса 2009 года?

— В 2009 году производство коньяка в Армении упало почти в два раза. Об итогах этого года говорить пока рано, он только начался. На протяжении последних лет армянские производители предпринимали меры по техническому переоснащению собственных заводов и расширению географии сбыта. Однако этот фактор менее значительный по сравнению с внешнеэкономической конъюнктурой.

— В какой мере экспорт винно-коньячной продукции из Армении стимулировала недавняя девальвация драма? Достаточно ли этой девальвации для того, чтобы значительно увеличить экспорт?

— Девальвация драма, на мой взгляд, не оказала позитивного эффекта. Во-первых, драм в отношении доллара девальвировался меньше, чем многие другие валюты, – значительно меньше, чем рубль, и даже заметно меньше, чем евро.

Во-вторых, ввиду того, что значительная часть потребления в Армении зависит от импорта, а собственное производство, за исключением продуктов питания, крайне незначительно, инфляция не сильно отставала от девальвации. Поэтому в конечном счете выросли цены и у местного производителя. А поскольку в странах сбыта уровень цен в долларах только упал, армянские коньяки стали менее конкурентоспособными.

— Можно ли утверждать, что наибольшие риски сейчас несут небольшие производители с не очень известными брендами, в то время как производители первого ранга («Арарат» и «Ной») будут сохранять устойчивое положение на рынке, несмотря на кризис?

— Думаю, кризис отразится на всех производителях. В какой именно мере, пока нельзя сказать точно, но чем крупнее производитель, тем больше он ориентирован на экспорт, поскольку внутренний рынок в Армении мал. Поэтому пострадают все.

​Экономический кризис скажется на всех армянских производителях

Позиции сдает сам коньяк — в пользу более доступных напитков, импортный коньяк — в пользу местного и более дорогой армянский — в пользу более дешевого армянского же. Такова логика кризиса.

— Что сейчас по силам сделать правительству Армении, чтобы поддержать экспортеров коньячной продукции? Можно ли предоставить им недорогие кредиты, ввести экспортные субсидии?

— Я не думаю, что правительство Армении сейчас может поддержать экспортеров винной и коньячной продукции. Субсидии, например, будут рассматриваться в качестве протекционизма иностранными торговыми партнерами, да и нет у государства достаточных средств.

Снизить экспортные издержки сегодня невозможно: у нас благоприятный режим торговли и с Россией, и с Евросоюзом, но транспортирование продукции обходится дорого, причем эта проблема носит как транспортный, так и политический характер. И хотя правительство уже давно прилагает определенные усилия в этом направлении, результаты пока скромные.

— Может ли сейчас помочь производителям более активное продвижение армянского коньяка на внешних рынках?

— Организовать мероприятия по продвижению никогда не вредно, однако надо понимать, что в кризисных условиях спрос сокращается быстрее производства – соответственно, возрастает конкуренция, и на внешних рынках армянскому производителю становится некомфортно. Преодолеть этот фактор рекламой не представляется возможным. В любом случае, я не вижу способов поддержать производителей таким образом, чтобы эти мероприятия себя окупили в краткосрочной перспективе. Наверное, надо прорабатывать долгосрочную стратегию продвижения. В этом направлении что-то делается, но это не даст эффекта во время кризиса, тем более если он окажется затяжным.

Филипп Громыко

Комментарии

Все дело в социальных неурядицах.Надо найти способ продержаться,а дальше пойдет.Коньяк совсем не нефть,он всегда нужен,знаю по себе

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image