Чьи интересы защищают суды в Армении, или Еще раз об «Одиссее» «Старого Эриваня»

27 сентября, 2014 - 10:54

Истории об очередном рейдерском захвате имущества того или иного бизнесмена, имевшего «несчастье» перейти дорогу сильным мира сего, в Армении повторяются с завидным постоянством. При этом во всех подобных историях фигурируют представители правоохранительных органов, давно ставших, по утверждению одного из оппозиционных политиков, тупым инструментом в руках правящего режима. Система правосудия в действительности перестала вершить правосудие. Вместо выполнения своих конституционных обязанностей, она превратилась в карательную систему, верой и правдой служа проворовавшимся чиновникам крупных и не очень мастей.

Одна из таких историй произошла с известным бизнесменом, владельцем ресторанного комплекса «Старый Эривань», расположенного в самом центре Еревана, Манвелом Тер-Аракеляном. Крупный налогоплательщик, честно и исправно выполнявший свои обязательства перед законом, бизнесмен до 2007 года работал с банком «Анелик».

Как уже писалось неоднократно, «Одиссея» владельца ресторана началась в 2008 году, когда владелец "Юнибанка" Гагик Закарян предложил  перевести все счета в его банк на более выгодных условиях. Тер-Аракелян предложение принял, но с оговоркой о том, что у ресторана "Вана лич" имелся непогашенный кредит на сумму $803 тыс., и он должен погасить его.

«В августе 2008 года мы взяли кредит на сумму $2 млн., из которых погасили упомянутый долг, а на оставшиеся $1,2 млн. я закрыл долги перед "Анеликом" и перебрался к "Юнибанку", с которым,   до 2009-го, мы работали  весьма пунктуально. Ни разу ни один кредит не был погашен с опозданием ни на час, ни на минуту. Общая сумма кредита на тот момент составляла $3 млн. За этот период времени только в виде процентов мы выплатили "Юнибанку" около $1 млн., еще $200 тыс. пошли на погашение суммы основного долга. В 2009 году по нашей просьбе банк оформил так называемый грейс-период (grace-period - льготный период уплаты процентов по кредиту), так как мировой финансово-экономический кризис был в самом разгаре. Также мы попросили дать отсрочку на уплату кредита сроком 2 года и перенести ее с 2017 на 2019 год. Банк согласился, и утром 25 мая 2009 года ко мне явился представитель банка с договорами, которые я подписал и лично передал Ара Авакяну, работавшему в то время начальником отдела по кредитованию "Юнибанка". Позже, перелистывая договоры, я увидел, что отсрочка на два года - с 2017 на 2019 год, о которой мы договаривались с "Юнибанком", - не была у них зафиксирована, и 2017-й год остался 2017 годом. Я немедленно позвонил председателю правления банка  Вардану Атаяну, сообщил о случившемся недоразумении и попросил переслать мне новый отредактированный вариант документа. Атаян не возражал и пообещал отправить его буквально в течение часа. На мой вопрос, что же делать с уже подписанными документами, он мне посоветовал их порвать и выбросить, пообещав поступить так же со своими копиями. Юрист "Юнибанка" Нуриджан Киракосян явился ко мне ровно через час, принес исправленные варианты договоров, где дата погашения кредитов была указана корректно. Я подписал принесенные им договоры, он ушел. Все. Хочу отметить очень важный нюанс: договоры, рассчитанные на 2017 год, предполагали ежемесячные выплаты "Юнибанку" в размере 44 млн. драмов (около $105 тыс. по нынешнему курсу), "договоры-2019" - 32,5 млн. драмов», - рассказал автору этих строк сам Тер-Аракелян.

Конфликт с руководством «Юнибанка» возник после того, как 7 июня 2011 года бизнесмен сообщил Атаяну, что финансирован банком ВТБ на сумму $5,5 млн., предоставленную на более выгодных условиях. Далее уже последовали многочисленные разбирательства, махинации со стороны банка, ложные обвинения в неплатежеспособности, абсурдные судебные решения, о которых были уже многочисленные публикации, в том числе и на страницах этого издания.

По словам Тер-Аракеляна, тогда, в 2011 году он шел в суд с надеждой на беспристрастное и тщательное расследование обстоятельств случившегося. «Я был почти уверен, что при объективном рассмотрении дела я за 5 минут сломаю Атаяна за неимением у него никаких веских доказательств признать меня неплатежеспособным. Однако мои надежды не оправдались, и суд вот уже четвертый год зубами защищает Атаяна, он фактически непотопляем», - говорит бизнесмен.

Обращался предприниматель также  к завкафедрой уголовного права Ереванского государственного университета, профессору Ара Габузяну с просьбой дать правовую оценку всей истории его взаимоотношений с банком, основанную на документально подтвержденных данных. Разобравшись с делом, Габузяна составил 20-страничное заключение, которое гласило, что действия председателя правления банка подпадают под статьи №178 и №214 УК РА (мошенничество и злоупотребление полномочиями служащими коммерческих или иных организаций). Действия Атаяна не только были направлены против компании «Старый Эривань», портят деловую репутацию бизнесмена, но и лишали людей работы, ведя дело к банкротству компании. Дело дошло до того, что 21 января 2014 года банк обратился в суд с требованием признать «Старый Эривань» банкротом.

«Суд удовлетворил этот иск, и 2.8 млн. долларов, т.е. 1.144 млн. драмов кредита, который мы тогда взяли, они превратили в 3 млрд. драмов или 7.5 млн. долларов, прибавив тем самым к сумме драконовские процентные ставки. «Теперь они пытаются с помощью суда утвердить эту цифру. К слову сказать, за это время сменились три управляющих банком. Эти люди, видя, каким чудовищными методами работает банк, попросту не захотели там работать. Управляющие банком не захотели стать соучастниками этого преступления и проглотить компанию, построенную честным трудом. Теперь судья суда общей юрисдикции столичных общин Кентрон и Норк-Мараш Алик Сукоян под давлением будет пытаться утвердить указанную цифру», - говорит Тер-Аракелян.

Одной из ключевых фигур в этой истории является адвокат «Юнибанка» Айк Арутюнян, который является родным братом министра-главы аппарата правительства Армении Давида Арутюняна. По словам Тер-Аракеляна, фактор брата министра играет решающую роль при принятии тех или иных решений со стороны суда.

«Судья в своих действиях скован, и требовать от него объективного судебного разбирательства крайне бесполезно. Судебные заседания проходят с многочисленными нарушениями, которые порой доходят до абсурда. Как можно говорить о независимой судебной системе в таких условиях?! Я со всей ответственностью заявляю, что «Юнибанк» при активной помощи брата Давида Арутюняна – Айка Арутюняна на протяжении 4-х лет пытается задушить мой бизнес, прибегая при этом к самым изощренным и в то же время нелепым фальсификациям. Одним из таких абсурдов было требование адвоката Арутюняна взыскать с меня 150 млн. драмов (около 340 тыс. долларов) в качестве адвокатских расходов. Судья, хочет он того или нет, не способен принимать самостоятельных решений. Зачастую складывается впечатление, что они поменялись местами – судебное заседание фактически ведет адвокат Айк Арутюнян. Любое наше ходатайство отклоняется, ходатайства же Арутюняна, наоборот, принимаются с завидной последовательностью. Услужливость судьи порой принимает весьма абсурдные и смешные формы. Судья, к примеру, может сегодня удовлетворить то или иное ходатайство адвоката и принять соответствующее решение, завтра же по требованию того же адвоката может отозвать свое же, вчера принятое решение. Это просто маразм, это яркая иллюстрация нашей уродливой во всех смыслах судебной системы», - заявил бизнесмен.

Следует однако, сказать, что на этом злоключения «Старого Эриваня» не заканчиваются. Завершает описанную выше картину еще одно не менее любопытное и пикантное обстоятельство. В ходе этих судебных тяжб выяснилась одна «небольшая деталь», которая, конечно, к самому делу не имеет прямого отношения, но нельзя о нем не говорить. Данная история получила огласку на пресс-конференции Тер-Аракеляна в июле этого года, что вызвало немалый ажиотаж в СМИ.

Дело в том, что одним из членов совета правления «Юнибанка», во всяком случае до недавних пор, являлся некий Хьюго Миндерхауде, гражданин Нидерландов. С 2000 по 2006 гг. этот господин в Баку занимал должность председателя Совета директоров одного из крупнейших азербайджанских банков. По долгу службы он имел связи со всеми высокопоставленными должностными лицами этой страны, вплоть до президента.

«В 2006 г. Миндерхауде, завершив свою «миссию» в Азербайджане, в 2007 г. приезжает в Армению и становится членом совета правления «Юнибанка» - банка, имеющего 2 филиала в Нагорном Карабахе! Вы представляете, о чем я говорю?! И обратите внимание на должность – он был руководителем департамента внутреннего аудита и контроля за рисками. Это та должность, которая предполагает сбор информации о финансово-экономическом состоянии граждан. Кто его пригласил в Армению? - «Юнибанк»! Разве владельцы банка не знали о его трудовом прошлом?! По моему мнению, единственной «миссией» господина Миндерхауде был сбор информации о гражданах Армении, об их финансовом положении, покупательской способности, финансовых потоках, в том числе и в Арцахе. По моему субъективному мнению, это не что иное, как шпионаж», - заявил Тер-Аракелян.

Бизнесмен 10 июня отправляет письмо в СНБ о том, что он как клиент «Юнибанка», имеющего также филиалы в Азербайджане, хочет знать, есть ли какие-либо контакты, связи между филиалами банка в двух странах. О Миндерхауде ни слова, ни намека. После этого, спустя 10 дней, бизнесмен заходит на сайт банка, и… среди членов совета правления нет голландца. Его и след простыл. Почему сняли данные о нем с сайта спустя 10 дней после запроса - выводы оставляем аудитории. Более того, как это получилось, что глава совета директоров крупнейшего азербайджанского банка приезжает в Армению и становится всего лишь членом совета одного из многочисленных банков?! Чем вызвано такое понижение в должности. Тер-Аракелян привел весьма образное сравнение, заметив, что это все равно, как если бы заместитель директора его ресторана вдруг переехал в Баку, где продолжил работу в качестве повара в обычной хинкальной, что просто немыслимо, если, конечно, нет веской причины.

Бизнесмен рассказывает, что после этой истории огромное количество граждан забрали свои вклады из банка. «Я считаю, что ударил по больному месту, если сразу же после моего письма он бесследно исчезает, а письмо до сих пор остается без ответа. Мы говорим об угрозе войны, наши ребята погибают от рук азербайджанских снайперов, но никто, ни одна политическая либо общественная организация не дала своей оценки озвученному мной факту. Были только рядовые граждане, расторгнувшие свои договора с «Юнибанком» и забравшие свои вклады. Конечно, в результате мощной рекламной кампании и высоких процентных ставок по вкладам «Юнибанку» удалось вернуть часть клиентов», - говорит он.

В длинном перечне темных «делишек» «Юнибанка» особняком стоят «оффшорные приключения» этой финансовой структуры. К началу текущего года 43% акций банка находились в оффшорах на Кипре, еще 12,285% акций принадлежали владельцу банка Гагику Закаряну, постоянно проживающему в Москве и его партнеру Георгию Пескову, одному из основателей московского "Юниаструм Банка". Однако в начале 2014 года все они продали свои акции той же оффшорной компании на Кипре. В результате напрашивается вывод, что Г. Закарян фактически продал акции сам себе... Более того, забирая вклады у граждан по довольно высоким процентным ставкам, эти суммы банк направляет в оффшоры. Возникает вопрос – а кто вернет эти деньги в случае банкрота? Ведь известно, что из оффшоров никто еще деньги не возвращал.

Бизнесмен признает, что бессилен против выстроенной в Армении чудовищной судебной системы, против правового беспредела и произвола чиновников, крышующих угодных им банкиров. После всех процедур, расследования дела во всех судебных инстанциях Тер-Аракелян будет вынужден искать справедливость в Европейском суде по правам человека. В настоящее время переводятся на английский все документы судебного дела – более ста страниц.

Бизнесмен почти уверен, что и Кассационный суд встанет на стражу интересов «Юнибанка». А еще несколько лет назад он считал, что в Армении можно начать собственный бизнес, более того, с экранов телевизоров призывал потенциальных инвесторов вкладывать средства в армянскую экономику. Сегодня же бизнесмен уверен в обратном – в том, что «рейдерство», повсеместная «кидаловщина» и прочие дикости пустили глубокие корни в армянском государстве. В Армении не защищено право на собственность, любого «неугодного» предпринимателя в два счета могут задавить, лишить имущества, а то и бросить за решетку. Наученный горьким опытом, Тер-Аракелян говорит, что больше никогда в Армении не инвестирует и 1000 драмов. Более того, после завершения судебных разбирательств, без всякого промедления уедет из страны.

Саргис Тертерян

Комментарии

Президент армении с помощью расстрела парламента в упор....

Правда победит после вашей жизни.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image