Борьба императора Маврикия против армян

2 июня, 2020 - 14:14

Византия всегда считала Армению зоной своего влияния. Она даже дважды посодействовала распаду армянского государства: в IV и XI вв. При этом, на протяжении всей своей немалой истории, Византия так и не изменилась привычкам и представлениям об армянах, заложенным ещё в ранний период, особенно в правление Маврикия, при котором нам известен первый в истории опыт депортации армянского населения.

В 387 году произошёл первый раздел Армении, в результате которого Армения была поделена между Римом и Сасанидским Ираном. Фактически сразу в западной(византийской) Армении была ликвидирована государственность, хотя в восточной ещё до 428 года продолжалось правление Аршакуни.

Армяне, естественно, не особо хотели мириться с таким положением и часто Византийская Армения охватывалась восстаниями. Самое крупное восстание против ромеев произошло в 538-539 гг., во многом из-за тяжёлой налоговой политики. Тогда восставшим армянам удалось убить Акакия, назначенного Юстинианом правителем провинции.

В конечном счёте, новосозданная армянская армия взяла под контроль большую часть Византийской Армении. Посланная Юстинианом армия понесла тяжёлое поражение у города Авник. Здесь был убит византийский главнокомандующий Ситтас, бывший магистром войск в Армении. Императору пришлось вновь послать войско под командованием Бузеса.

Бузес решил пойти на переговоры. Ованес из рода Аршакуни согласился на встречу с ним. Однако, придя на место встречи, он с делегацией увидел себя окружённым ромейским войском. При попытке бежать его зарубил Бузес. Оказавшись в дезориентации, армяне во главе с Баасасом, приёмным сыном Ованеса, попытались заручиться помощи у персов. Восстание было подавлено, однако персы вступились в войну за контроль над территорией.

К приходу Маврикия к власти в 582 году, таким образом, была уже крайне накалённая обстановка. В его правление произошло ещё три армянских восстания - в 589, 591 и 601 гг. Это указывало на высокую боеспособность армян и способность сопротивляться центру.

В этой ситуации Маврикий решил бороться с армянами совместно с персидским шахом Хосровом II, для общей безопасности от армян. Чёрная ирония в том, что Маврикий, по сведениям армянских источников, был армянином Мориком из села Ошакан. Впрочем, ничего удивительного: многие армяне в высших должностях Византии не особо пеклись о своей этнической родине.

Как описывает Себеос, Маврикий спланировал избавиться от армянского военного сословия и аристократии путём депортации их во Фракию. Армян Маврикий называл "своевольными" и "непокорными". Он предложил Хосрову переселить знатных армян вглубь Ирана, пока он сам будет переселять их на Балканы. Это привело бы к уничтожению аристократии внутри Византийской Армении, которая могла бы мобилизовать народ.

Однако даже первые депортации армян не смогли прекратить восстания. Армянофобия, кстати, тоже стала достаточно очевидным феноменом ранневизантийской литературы того времени. Однако чем дальше, тем ситуация была сложнее. Проблема в том, что армяне, являясь самым боеспособным из всех народов Византии и при всех попытках поднять восстание, не входили в список враждебных народов "Стратегикона", куда входили персы, скифы и многие другие.

Дело в том, что армяне уже тогда занимали высокие должности в политической и военной жизни Византии, параллельно подавлению восстаний в западной Армении. Уже в то время были такие знаменитые личности, как Нарсес, взявший Италию; Иоанн Армянин, один из командующих в битве при Дециме и Трикамаре; Артабанес, Аратиус и многие другие. Во времена Маврикия, армяне всегда были важной частью войска.

Считать армян врагами - значило ввергнуть страну в очередные восстания, потому со времён Юстининана было предпочтительней умалчивать об этом, чтобы армяне в рядах византийской армии оставались лояльными. Ну и, кроме того, в 591 году, при втором разделе Армении, Маврикию досталась большая часть армянских территорий, так что армян считать врагами были бессмысленно.

За всю свою специфичную политику Византия расплатилась не менее специфично. С одной стороны, армяне стали фактически доминирующим элементом в государстве, при всём сохранявшемся фоне недоверия к армянам с исторической родины. С другой стороны, всячески подавляя и ослабляя армян и возродившуюся армянскую государственность в 885 году, Византия лишилась полноценного фронта перед нашествием тюрков. Чем это закончилось - думаю, уже известно.

Артур Акопян

Комментарии

Кровавый мерзавец Абдул Гамид тоже наполовину был армянин. Это он основал отряды «Гамидее», устраивавшие кровавые погромы армянам.
Видать так жизнь устроена - у некоторых негодяев частные интересы затмевают все.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image