СБУДЕТСЯ ЛИ МЕЧТА «ПОСЛЕДНЕГО БОЛЬШЕВИКА»?

21 июля, 2015 - 22:00

Прошедшая внутриполитическая неделя в Армении была отмечена активизацией процессов вокруг проекта новой Конституции. 15 июля Cпециальная комиссия по конституционным реформам опубликовала предварительный вариант предлагаемую новую редакцию с первой по седьмую глав Основного закона. Проект размещен на официальном сайте Министерства юстиции Армении. В случае принятия поправок форма государственного правления в Армении изменится: страна из президентско-парламентской станет парламентской республикой, где сохранится пост президента, который, однако, будет избираться не прямым голосованием граждан, а голосованием выборщиков, сформированных из депутатов Национального Собрания (НС) и представителей органов местного самоуправления. Президент, согласно данной схеме, является главой государства, олицетворяя собой национальное единство, следит за соблюдением Конституции. Внутреннюю и внешнюю политику государства разрабатывает и осуществляет высший орган исполнительной власти – правительство. Премьер-министра будет назначать президент по представлению парламентского большинства. Министров, число которых не превысит 18, по предложению премьер-министра будет назначать президент. Во время войны верховным главнокомандующим вооруженными силами страны является премьер-министр. Существенно возросли полномочия НС в плане осуществления контроля над исполнительной властью.

Публикация текста вызвала новую волну дискуссии по вопросу о целесообразности перехода к парламентской форме правления. Сторонники принятия новой Конституции в лице представителей правящей Республиканской партии Армении (РПА) при активном участии членов Cпециальной комиссии по конституционным реформам (СККР) вновь попытались доказать, что при новой Конституции, в результате ограничения полномочий президента, баланс в системе власти придёт в равновесие. Кроме того, по их мнению,  сократятся фальсификации во время выборов, и в целом будет создано гораздо больше возможностей для развития демократии. В свою очередь, противники предлагаемых изменений в лице оппозиционной партии «Армянский национальный конгресс» (АНК) по-прежнему настаивают на том, что новая Конституция ведет к перманентному воспроизводству правящей партии и целиком приспособлена к планам и желаниям одного человека – действующего президента Сержа Саргсяна.

Отметим, что подготовка проекта конституционных изменений близится к завершению, и уже 1 августа он будет представлен главе государства. Окончательное заключение Венецианской комиссии будет готово в октябре.

Сбудется ли мечта «последнего большевика» стать Генеральным секретарем?

Еще до публикации проекта Конституции многие оппозиционные политики и некоторые аналитики прогнозировали, что поправки в основном направлены на усиление позиций спикера НС, который, скорее всего, будет возглавлять правящую партию. Другая часть экспертов считала и продолжает считать, что вся философия изменений состоит в том, что реальным руководителем страны станет глава правящей партии, и необязательно, чтобы Серж Саргсян занимал пост спикера: ему достаточно возглавлять РПА. При этом, по большому счёту, неважно, кто займет пост президента, спикера или даже премьер-министра. Действительно, при любом раскладе сил фигура Генерального секретаря представляется достаточно сильной.

Возможно, что в вопросе выбора этого варианта сыграл большую роль пройденный Саргсяном в прошлом путь комсомольского и затем партийного функционера. Видимо, аппаратные интриги «поздней» КПСС оставили неизгладимый отпечаток в сознании нынешнего президента Армении, который, будучи партийным функционером, естественно, ориентировался в своих думах и помыслах на Генерального секретаря. Интересно, что в феврале прошлого года на съезде общественной комбатантской организации «Еркрапа» («Защитник края») её руководитель генерал-лейтенант Манвел Григорян назвал президента Саргсяна «последним большевиком». Генерал, что называется, как «в воду глядел»: все грядущие перемены могут оказаться вполне «большевистскими», если не по форме, то по возможным последствиям – уж точно…

Завершая разговор о предпочтениях Сержа Саргсяна той или иной политической фигуре, заметим, что, вероятнее всего, несмотря на опровержения, нельзя сбрасывать со счетов вариант совмещения постов спикера и генсека. Согласно проекту Конституции, спикер играет ключевую роль во многих вопросах, в том числе и в кадровых. Кроме того, механизма по его отстранению от власти отсутствует, как и в случае с президентом. Кстати, премьер, обладающий значительными полномочиями, становится по новой Конституции наиболее уязвимой политической фигурой: с согласия 1/5 депутатов парламент может начать процедуру по объявлению вотума недоверия главе правительства или любому из министров. А уже при наличии более 50 % голосов от общего числа депутатов НС может отстранить от власти премьера, это же относится и к любому из министров.

«Пусть объяснят эти жулики из СККР как получилось, что в центре конструкции оказался спикер, фигура, которую невозможно отстранить от власти?», – несколько эмоционально заявил в связи с этим глава парламентской фракции «АНК» Левон Зурабян.

Впору ли республиканцам новая Конституция?

В предлагаемом документе трудно обойти вниманием положения, относящиеся к составу НС. Согласно поправкам, избирательную систему планируется сделать 100-процентной пропорциональной, из 131 депутатского места предусмотрено оставить не менее 101. Таким образом, в законодательстве обозначен лишь минимальный порог числа депутатов, а максимального порога нет. Член СККР, бывший министр юстиции Грайр Товмасян в ходе недавней пресс-конференции заявил, что теоретически количество мест в армянском парламенте может достичь 198, а практически будет 120-130. Куда более интересное пояснение дал вице-спикер НС, пресс-секретарь РПА Эдуард Шармазанов, по словам которого, 101 место зафиксировано для первого тура; во втором же туре число депутатских мандатов может на определенное количество увеличиться. По мнению Шармазанова, партия, победившая во втором туре выборов в НС, получит дополнительно столько голосов, которых будет достаточно для формирования квалифицированного большинства в НС. Видимо, этот «притянутый за уши» механизм является, по мнению авторов проекта, реальным рычагом для обеспечения перманентного воспроизводства власти. Некоторые эксперты не исключают, что столь гибкий подход в вопросе количественного состава НС может стать источником определенного торга внутри самой РПА при распределении депутатских мандатов. Однако в правящей партии, скорее всего, ситуация достаточно непростая; некоторые из республиканцев, ввиду туманного характера предлагаемого проекта, резонно обеспокоены своим политическим будущим. Так, республиканец Лерник Арутюнян вообще выразил сомнение относительно целесообразности перехода с президентской на парламентскую форму правления. Непонятно истинное отношение к проекту нынешнего спикера НС Галуста Саакяна, которому, скорее всего, придется уступить свое место. Маловероятно, что проект поддерживает премьер-министр Овик Абрамян, который, как утверждают «злые языки», время от времени тайно примеряет президентский пиджак. Возможно, что, исходя из отсутствия четкой позиции в лагере власти, а также настороженности некоторых внешних игроков в вопросе новой Конституции, Серж Саргсян и его ближайшее окружение, продвигая проект, тем не менее одновременно не делают резких шагов. Показателем этого является недавнее заявление Шармазанова о том, что проект предварительный, и в него ещё может быть множество изменений: «В конце концов, никто не намерен навязать этот вариант Конституции, будет ли он принят, или отклонен, решит общество».

Good buy, Russia?..

Выше говорилось о том, что проект предусматривает проведение парламентских выборов в два тура. А именно: если в первом туре ни одна из сил не в состоянии сформировать простое большинство, то проводится второй тур, по результатам которого в НС проходят две партии, или союз, получивший максимальное количество голосов. Проведение выборов в два тура также является одним из механизмов, нацеленных на воспроизводство действующей власти. Видимо, по замыслу авторов проекта, только применения административного ресурса достаточно для того, чтобы РПА оказалась во втором туре, а после этого одержала бы победу над своим соперником, вышедшим во второй тур.

«Нигде в мире выборы в парламент не проводятся в два тура. Все очарование парламентаризма заключается именно в том, что, если политическая сила не набрала в ходе выборов 50 %, это означает, что народ не дал ей мандат на правление. Нам пытаются преподнести эти новшества как переход к парламентаризму, но на деле это фашистская партократия», – уверен глава парламентской фракции «АНК» Левон Зурабян.

Введение второго тура вызывает опасения у многих оппозиционеров и у ряда экспертов. Помимо того, что это новшество направлено на монополизацию власти со стороны РПА, оно исключает такое понятие, как коалиция или коалиционное правительство, а также способствует вытеснению с политической арены нежелательных для власти партий.

Но это еще не все. Дело в том, что армянскому обществу навязывается двухпартийная система, что противоречит той политической карте, которая сформировалась в Армении за последние 24 года и которая отражает настроения населения. Для Армении более характерно мозаичное политическое поле, как например, в Германии или в Австрии, а двухполюсная система, как известно, больше является американской.

Сразу возникает вопрос о том, что произойдет, если генеральный секретарь и его партия на парламентских выборах потерпят поражение? Авторы конституционного проекта об этом подумали? Между тем, в Армении, в связи с осуществлением этих изменений, ожидается перманентная политическая нестабильность: частая смена премьер-министров и правительств. Все это приведет к ослаблению политической власти. «Претворение этой Конституции в жизнь приведет к очень плохим последствиям – к хаосу в стране. Эта Конституция является концом Армении. Если проект не пройдет, власти обязаны уйти», – уверен председатель партии «Национальное государство» Гарник Исагулян.

Что же произойдет в случае дестабилизации в стране и соответственно ослабления политической власти? Все это приведет к тому, что установится всевластие чиновников. Страной начнут править не политики, которые несут перед обществом хотя бы какую-то ответственность, а аппаратчики. По убеждению некоторых экспертов, Запад, заинтересованный в ослаблении влияния Россию, пытается использовать стремление республиканцев и Сержа Саргсяна к эре «вечного господства». В сложившейся ситуации не исключено, что западные структуры попытаются «купить» армянских чиновников, через которых и будет осуществляться управление страной. А уж кто станет премьером, президентом или спикером – уже будет иметь не столь большое значение, потому что они все время будут меняться…

Рассмотрим и другой момент, связанный с навязыванием Армении двухпартийной системы. Учитывая трепетное отношение Запада к проекту «Гражданский договор», нельзя исключать, что во второй тур парламентских выборов пройдут РПА и эта новоиспеченная партия, за которую избиратели проголосуют как за оппозиционную силу. А это будет означать – Good buy, Russia. И это – не пустые предположения. Следует вспомнить уверенные заявления лидеров «Гражданского Договора» на учредительном съезде партии о том, что им удастся уничтожить машину фальсификаций и придти к власти. После публикации нескольких глав новой Конституции один из членов правления «ГД» Никол Пашинян (1) сделал несколько странное заявление о том, что вопрос о конституционных изменениях его структуру волнует мало. «Референдум по конституционным изменениям является псевдоповесткой, которую предложила власть для того, чтобы отвлечь внимание населения от настоящей борьбы», – полагает Пашинян. Другой представитель руководства той же партии Ален Симонян детализировал понятие «настоящая борьба»: «Партия «ГД» не примет участия в заранее проигрышней борьбе. Для «ГД» главная задача состоит в создании институциональной оппозиции».

Заметим, очень интересный подход, который заслуживает внимания. Образно говоря, проект Конституции – это взрывоопасный предмет, использование которого в перспективе способно привести к серьёзной дестабилизации. А партия «ГД», вместо того, что принять участие в предотвращении взрыва, прикрываясь различными «нравственными» лозунгами, пытается избежать участия в каком-либо ему противодействии, почему-то заранее характеризуя его как проигрышное.

Авантюрный проект и политические силы

Необходимо отметить, что в Армении, в вопросе перехода на парламентскую форму правления, в отличие от Грузии, консенсус между политическими силами не достигнут. Содокладчики ПАСЕ и члены Венецианской комиссии неоднократно обращали внимание армянской власти на отсутствие в армянском обществе такого консенсуса. По словам политолога Вардана Хачатряна, новая Конституция приведет не к консолизации общества, а, наоборот, к расколу: «Поправки в Конституцию неприемлемы для большинства граждан и для оппозиционных партий. Не надо забывать, что партии это не оторванные от общества структуры, а они отражают мнение той или иной части общества».

Отметим, что за принятие поправок выступают лишь РПА и АРФД, в партийной программе которой отдается предпочтение парламентской форме правления. С наиболее радикальных позиций выступает партия «АНК». Остальные оппозиционные силы в лице партий «Процветающая Армения», «Страна законности» и «Наследие», хотя и принимают участие в обсуждениях по проекту Конституции, однако продолжают высказываться против смены государственной формы правления с президентской на парламентскую.

В целом, этот во многом авантюрный проект продолжает вызывать опасения в оппозиционных политических и экспертных кругах.

Вместо послесловия

В 2010 году в соседней Грузии при полном консенсусе политических сил были приняты законодательные изменения, направленные на переход с президентской на парламентско-президентскую форму правления. Все было рассчитано на то, что на выборах 2012 года правящая партия «Единое национальное движение Грузии» одержит победу, и спикером станет Михаил Саакашвили. Но кто мог подумать, что за 10 месяцев до выборов, то есть в декабре 2011 года, будет создана партия «Грузинская мечта», которая одержала убедительную победу на выборах 2012 года? А ведь в «Едином национальном движении» рассчитывали, также как и РПА сейчас, выборы выиграть. Между тем, незадолго до них в СМИ был вброшен взорвавший общество так называемый «тюремный» компромат на власти – а ведь Михаила Саакашвили, в отличие от Сержа Саргсяна, реально поддерживала какая-то часть общества…

Примечание

(1) Согласно некоторым признакам, США, помимо действующего президента, делают большую ставку также на этого молодого политика.

Наира АКОПЯН

Комментарии

Зная норов и тактику Сержа Азатовича он метит на то, что хочет утереть носы сразу двум турецким президентам.У него разработан новый варант гамбита.Помяните мое слово

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image