Сохранить ленинградскую историю
Более 500 проектов по сохранению памяти реализованы петербуржцем, половина из них посвящены событиям и героям ленинградской земли
Благотворительная деятельность почетного мецената Санкт-Петербурга Грачьи Погосяна продолжается в Северной столице уже четверть века. Все проекты связаны общей идеей: обратить внимание на забытые события и героев прошлого, людей разных званий и профессий – строителей, врачей, литераторов, художников, артистов, спортсменов, воспитателей и преподавателей. Космонавтов и полицейских. Оружейников, разведчиков, моряков и подводников. Юристов и следователей. Священнослужителей. Журналистов и фоторепортеров. И это далеко не полный список.
ПОЧЕМУ ЛЕНИНГРАДСКАЯ ЗЕМЛЯ?
В октябре прошлого года Благотворительный фонд Грачьи Погосяна открыл музей с символичным названием «Сохраняя память». Новое городское выставочное пространство отмечено премией ИД «АиФ» в номинации «Открытие года». Полгода спустя вышла книга «Меценат нашей памяти» – биографический очерк о жизни и делах благотворителя. Реализация этих масштабных задумок проходила при участии Дарьи Аркатовой – руководителя музейного проекта «Сохраняя память» и редактора книги «Меценат нашей памяти».
– Дарья, как долго длится Ваше сотрудничество с самым известным меценатом города?
– С 2020 года Грачья Мисакович предоставил мне возможность курировать его благотворительные проекты и принимать непосредственное участие в их реализации. Масштаб его деяний не знает границ, и я убедилась в этом не понаслышке.
– В СМИ часто пишут о сотнях проектов, которые он реализовал. Каждый год цифра растет, и к 2024 году их насчитывается уже порядка пятисот. Звучит фантастически! Как это возможно?
– Ответ остается загадкой даже для тех, кто все эти годы был рядом с ним (смеется). Он не только возводит и реконструирует памятники, но и финансирует съемки документальных фильмов, издание книг, адресно помогает нуждающимся, поддерживает общественные и ветеранские организации, поисковые отряды, возвращает на родину останки солдат, найденные в наши дни. Этот список бесконечен, и, говоря о числе 500, мы имеем в виду все эти благие дела. Не раз мы садились, распаковывали архивы и считали, сверяли актуальность оглашаемого количества. Если говорить откровенно, их больше пятисот. Но в силу своей скромности Грачья Мисакович не считает нужным учитывать, например, ремонт в квартире ветерана Великой Отечественной войны или подаренную машину.
– Что же сподвигло Грачью Погосяна посвятить половину благотворительных трудов истории ленинградской земли? Ведь он уроженец Армении и переехал в Санкт-Петербург уже в зрелом возрасте.
– «Относись к своему Отечеству и своей Родине как к своему дому» – цитата Грачьи Мисаковича. Его слова никогда не расходятся с делом. Российская Федерация, Санкт-Петербург являются для него второй Родиной, после Армении. Здесь он женился и стал отцом четверых детей, успешно ведет бизнес. Он благодарен этому городу, что принял его и помог реализоваться. Он чтит его историю и с особым уважением относится к Петру Великому – основателю города на Неве. Регулярно украшает живыми цветами место упокоения императора в Петропавловском соборе и с особым трепетом сохраняет и приумножает историю великого города.
– Всем известен памятник на площади Мужества, реставрация надгробия Достоевского, монумент ленинградским детям в Тихвине. Какие еще проекты относятся к этому списку?
– Перечислить двести пятьдесят проектов в рамках одного интервью, конечно, невозможно. Продолжая тему личности Петра?I, хочется упомянуть мемориальный комплекс в Кировске, который Грачья Погосян воссоздал в 2013 году. Памятник вошел в историю как первый монумент, установленный императору на частные средства. Работы провели путиловские каменотесы братья Спиридоновы еще в 1847 году. Проект был грандиозным по меркам XIX века, и утверждал его лично император Николай І. Место стало знаковым в Санкт-Петербургской губернии, но в годы Великой Отечественной войны было утрачено. Грачья Мисакович по архивным чертежам воссоздал памятник и устроил массовые городские гулянья к дню рождения Петра Великого. Но чтобы приблизить вас к образу мыслей главного героя статьи, добавлю, что он также отыскал семейный некрополь авторов монумента – братьев Спиридоновых – и отреставрировал его.
КРУГОМ ОДНИ ЧУДЕСА
– Если говорить о героях, имена которых не вошли в мировую или государственную историю – им есть место в благотворительных проектах Погосяна?
– Безусловно. Когда мы работали над концепцией будущего музейного пространства, родилась идея – в глубинно-черном зале разместить точечно подсвеченные экспонаты. Задумка отражала суть его благотворительных дел: он из глубин истории достает забытые события, героев и проливает на них свет в сегодняшнем дне.
– Что это за проекты?
– Например, возвращены на родину останки более десяти советских воинов, найденных на полях сражений Великой Отечественной войны. Благодаря финансированию Грачьи Мисаковича они обрели покой на родных землях – в Казахстане и разных регионах России. Все солдаты были награждены медалями «За оборону Ленинграда». Для четверых профинансировал не только транспортировку, но и установку памятника с проведением траурных мероприятий.
Расскажу подробнее об одном из них – Николае Федоровиче Сорокине. В начале 2017 года его дочь Галина была в церкви. Она смотрела на иконы и плакала. «О чем слезы?» – спросил ее священник. Она ответила: «Об отце». Он пропал без вести в Великую Отечественную войну, когда Галина была совсем маленькой девочкой, и с тех пор семья о нем совсем ничего не знала. «Не надо плакать, – сказал священник. – Он вернется». Но от слов этих сделалось еще больнее. Это невозможно, но он и правда вернулся.
Через полгода поисковый отряд военно-патриотического объединения Front Line обнаружил останки бойца Красной армии Николая Сорокина в Эстонии. Стали искать мецената, который помог бы переправить их на родину солдата, в Казахстан. На помощь пришел Грачья Погосян. Он взял на себя все транспортные, организационные расходы и обустроил место захоронения бойца, который восемьдесят лет назад стоял на защите Ленинграда.
– Какая удивительная и трогательная история!
– У Эйнштейна есть прекрасная цитата: «Есть только два способа прожить жизнь. Первый – будто чудес не существует. Второй – будто кругом одни чудеса». Очевидно, Грачья Мисакович выбирает второй. Неоднократно я была свидетелем таких «чудес» и слышала о них по прошествии лет. В книге «Меценат нашей памяти» мы особое внимание уделили таким история, ведь они всегда остаются за кадром и не придаются широкой огласке.
НОВОМУЧЕНИЦЫ АЛЖИРА
– И немалая часть благих дел Грачьи Погосяна касается религиозных проектов?
– Грачья Мисакович глубоко верующий человек. В 2017 году он впервые оказался на территории бывшего Акмолинского лагеря жен изменников Родины, в Казахстане. За пятнадцать лет существования лагеря через него прошли порядка двадцати тысяч женщин: полторы тысячи из них были репрессированы из Ленинграда, три тысячи – из Москвы. В лагерь они попадали лишь за родство с теми, кого осудили по 58-й статье. Погибших в АЛЖИРе хоронили в степи за пределами лагеря – в чистом поле. Теперь там стоит мусульманская стела, католический крест, армянский хачкар и православный символ как материальное воплощение памяти об узницах. Первые два памятника установили местные власти, а хачкар и православный поклонный крест возведены Грачьей Погосяном по благословению главы Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви Езраса Нерсисяна и митрополита Казахстанского и Астанайского Александра соответственно.
Были среди узниц и двенадцать православных женщин – позже их назовут Акмолинскими новомученицами. Они не отказались от веры даже в заключении и были расстреляны. В честь них здесь построили храм, а на средства Грачьи Мисаковича установили мраморный крест и создали икону с их образами.
Память об узницах АЛЖИРа он сохранил не только в камне. По инициативе и на средства мецената в конце 2021 года вышел документальный фильм
«26 точка». Лента рассказывает о семьях, в чьи судьбы вмешался роковой 1937 год. О женщинах, которые, не успев осознать арест мужей, сами оказались в лагерях ГУЛАГа.
Воспоминания одной из узниц – Галины Семеновой – сохранились в рукописи. Их оцифровали и опубликовали в книге с названием «Наказание без преступления». Выход издания также профинансировал Грачья Мисакович.
– Какая широкая география проектов! В скольких странах он установил памятники?
– Четырнадцать стран в его портфолио, в десяти из них установлены памятники. Замечу, что процедура согласования памятника – емкий, сложный, бюрократический процесс. Бытует мнение, что для возведения памятного знака достаточно иметь желание и средства. Но это не так. Все проекты согласовываются на муниципальном или федеральном уровне. Грачья Мисакович всегда ответственно подходит к этому вопросу и на первом этапе реализации проекта получает необходимую документацию. Чтобы памятник «жил», его обслуживали, он должен быть учтен в городской среде.
– Какой из проектов Грачья Погосян считает основным в своем портфолио?
– Он бы ответил, что каждый из них по-своему главный. И это правда. Ведь все пятьсот проектов прошли через его сердце и личное участие. Большую часть он даже инициировал сам. Это и отличает его от большинства благотворителей. Он не только вкладывает деньги, но и является участником всех внутренних процессов: проводит творческие встречи со скульпторами и архитекторами, устраивает мозговые штурмы с командой, делится своим видением. Его энергии, сил, времени хватает и на семью, и на бизнес, и на благотворительность.
СЕКРЕТ ПОПУЛЯРНОСТИ МУЗЕЯ
– Создание памятника, пусть даже серии монументов – одно дело. Но организовать современный музей – можно сказать, задача со звездочкой. Как ему удалось открыть в Петербурге пространство с такой уникальной экспозицией?
– Музеи – конгломераты памяти. Они нужны нам для того, чтобы не просто сохранить память, а еще и систематизировать ее, сделать удобной для просмотра и изучения. Идея создания такого музея появилась в 2020 году. Он обратился за поддержкой к губернатору города, и Александр Беглов выделил помещение в историческом центре Петербурга.
В экспозиции представлено более тридцати копий и реплик памятников, бюстов, барельефов, которые установил Грачья Мисакович. Всего же экспонатов семьдесят и шесть мультимедийных площадок. По этим экспонатам можно изучать мировую историю от IV века до нашей эры до событий сегодняшних дней. Получилось пространство, показывающее посетителям, какой может быть застывшая история. Темные стены, и из них, словно из недостижимых глубин космоса, выступают Достоевский, Гагарин, Гумилев, Говоров… Сложно представить музей, который мог бы объединить в своей экспозиции артефакты, связанные со столь разными фамилиями, ковавшими славу России в науке, искусстве, на поле боя.
Сейчас график посещения музея расписан на несколько недель вперед. Это ученики школ, студенты средних и высших образовательных учреждений, общественные деятели, городские активисты и просто неравнодушные жители. В музее четыре зала: знаковые личности в истории, Великая Отечественная вой-
на, религия и современники. Экскурсия длится от сорока до шестидесяти минут. Порой Грачья Мисакович сам встречает гостей и проводит экскурсии, но в основном этим занимаются специалисты его благотворительного фонда. Книга отзывов уже полна положительных, вдохновляющих откликов.
Хотелось бы еще добавить, что сегодня фонд Грачьи Погосяна вкладывает огромные силы и ресурсы не только в сохранение памяти героев и важных исторических событий ленинградской земли. Фонд усердно поддерживает общественные инициативы, занимается патриотическим воспитанием детей и молодежи. Если говорить о масштабе, то он сохраняет и приумножает духовное, историческое и культурное наследие, а также потенциал многонационального народа Российской Федерации. И ключевую роль в этом играет продвижение идей патриотизма, единства и дружбы народов, межнационального согласия.
Жанна Данилова, «Аргументы и факты» (Санкт-Петербург)
Организации, которым помогал Грачья Мисакович во время пандемии:
1. Совет ветеранов войны и труда Строительного управления Ленинградского военного округа
2. Санкт-Петербургский клуб моряков-подводников и ветеранов ВМФ
3. Местное отделение Санкт-Петербургской общественной организации ветеранов (инвалидов, пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов «Фрунзенское»
4. Санкт-Петербургская общественная организация «Жители блокадного Ленинграда»
5. Межрегиональная общественная организация ленинградских ветеранов войны и военной службы – однополчан
6.Региональная общественная организация «Санкт-Петербургское общество детей войны, погибших, пропавших без вести родителей»
7. Постоянное представительство Республики Татарстан в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
8. Православный приход собора Владимирской иконы Божией Матери
9. Российская и Ново-Нахичеванская епархия Армянской Апостольской Церкви Санкт-Петербурга
10. Межрегиональная общественная организация инвалидов и пенсионеров «Еврейский благотворительный центр «Забота-Хэсэд-Авраам»
11. Общероссийская молодежная общественная организация «Мир»
Комментарий
ГЛАВА АРХИВНОГО КОМИТЕТА ПЕТЕРБУРГА ПЕТР ТИЩЕНКО:
«Я искреннее восхищен квинтэссенцией добра, которая представлена в этой талантливо сделанной экспозиции. Как в капле воды виден океан, так и в этом небольшом пространстве виден океан, в котором щедрость души Грачьи Мисаковича искупала тысячи душ. Как камушек с горы может вызвать лавину, так здесь мы видим целую лавину добра, которая, как мне кажется, неостановима. Она показывает, что все по силам, если делаешь с любовью, и вселяет веру в человека».
Добавить комментарий