Свобода прессы в Азербайджане. Часть V. Ужесточение законов

13 сентября, 2024 - 19:14

«Агентство развития медиа Азербайджана» (MEDİA), которое на деле призвано ограничивать деятельность независимой прессы в Азербайджане, основано в 2021 году. По приказу Ильхама Алиева агентство взяло на себя разработку закона «О медиа», который парламент Азербайджана утвердил в 2021 году, а президент страны -- в феврале 2022 года. Вследствие принятия этого закона преследования журналистов ужесточились.

В Азербайджане данный закон приняли в ускоренном темпе и согласно установленному порядку без предварительных общественных слушаний. Данный закон позволяет азербайджанским властям контролировать как деятельность новостных сайтов и журналистов, так и деятельность блогеров и администраторов ютуб-каналов -- всех тех, которые создают общественный контент.

Так, согласно новому закону, в Азербайджане создан общий реестр медиа, зарегистрировавшись в котором, СМИ должны предоставлять данные об основателе, редакторе и журналистах. Права зарегистрироваться в реестре и основать СМИ не имеют те лица, которые не имеют высшего образования, недееспособны, не проживают в Азербайджане, не являются гражданами этой страны или имеют судимость. Последним пунктом азербайджанские власти фактически пытаются еще более ограничить права тех журналистов, которые критиковали власти и раскрывали их преступления, вследствие чего и подвергались лишению свободы.

Все те СМИ, которые не зарегистрируются в вышеупомянутом реестре медиа, не получат журналистских удостоверений, не будут считаться средствами массовой информации, а их сотрудники не будут считаться журналистами. Данное обстоятельство в свою очередь создает новые запреты, ограничения в доступе к информации и ее распространении. В 2024 году «Агентство развития медиа Азербайджана» обратилось в суд с исками по блокировке ряда сайтов, которые не прошли регистрацию. Лица без журналистского удостоверения не могут участвовать в государственных мероприятиях, пресс-конференциях, им могут запретить проводить опросы на улицах или освещать акции. Данное обстоятельство не только создает проблемы для интернет-ресурсов, но и для тех азербайджанских медиа, которые действуют за рубежом (например, «Meydan TV»).

К слову, использование государственной регистрации в качестве средства контроля – это распространенная практика в Азербайджане. Власти применяют тот же принцип в отношении религиозных общин: незарегистрированные общины считаются незаконными.

Регистрация в реестре – не единственная проблема. Согласно закону, журналистом считается то лицо, «которое осуществляет деятельность в СМИ согласно гражданско-правовому или трудовому договору, и основной деятельностью которого является является непрерывный сбор, изготовление, редактирование, производство, передача информации в целях получения прибыли, а также выражение мнения (комментария)». Подобная формулировка в свою очередь означает, что журналист обязан заключать договор, то есть ограничивается свобода журналистской деятельности.

«Я больше не смогу спокойно работать. Допустим, я освещаю какое-либо событие (что уже вызывает трудности, так как этому препятствует полиция), а этот проект закона фактически дает полиции законные основания, чтобы избить меня или разбить мою видеокамеру», - выразила обеспокоенность журналистка Фатима Мовламлы.

С другой стороны, созданы дополнительные ограничения для онлайн платформ. Например, та платформа, которая в день публикует меньше 20-и материалов, не будет считаться действующим онлайн СМИ.

По словам руководителя оппозиционного сайта «Туран» Мехмана Алиева, процесс установления контроля над медиа азербайджанские власти завершили еще 10 лет назад, однако в этих условиях азербайджанское гражданское общество стало использовать социальные сети в качестве средства самовыражения, но и эта практика отныне ограничена принятием нового закона.

«Закон передает государству все регулирующие механизмы, начиная с определения, кто может заниматься законной журналистикой до предоставления аккредитаций сетевым медиа исполнительными органами. Требование аккредитаций для сетевых медиа противоречит свободе интернета», - подчеркнул Мехман Алиев в связи с законом.

Закон также создает препятствия для тех, кто занимается расследовательской журналистикой. Например, законом запрещены скрытая аудио- и видеозапись. Подобные материалы могут быть использованы только в том случае, если лицо, в отношении которого была проведена скрытая видеозапись или скрытая аудиозапись, даст письменное согласие на использование и распространение этих материалов, или если подобное разрешение даст суд. Тем самым власти пытаются гарантировать проведение выборов в нужном им виде, не позволяя раскрывать  нарушения избирательного законодательства.

«Я не раз проводил видеозапись особняков чиновников посредством дрона. Меня время от времени забирали в полицейский участок и обвиняли во «вторжении в личное пространство граждан». Теперь же закон фактически запрещает тайную запись. Будет затруднено также освещение нарушений законодательства на выборах.  Теперь станет неозможным распространение фотографий, видеоматериалов или аудиоматериалов тех лиц, которые нарушают закон, так как скрытая запись запрещена. В первую очередь журналист будет привлечен к ответственности за нарушение закона, а во-вторых, государственные структуры не будут считать эти материалы доказательством, так как запись была скрытой», - заявил в связи с новым законом известный журналист Мехман Гусейнов.

С 2014 года в Азербайджане строго ограничили возможности внешнего финансирования СМИ и общественных организаций, а новый закон и вовсе  запрещает внешнее финансирование, если осуществляющее это финансирование физическое или юридическое лицо не является руководителем или членом данного СМИ. На основе этого пункта в Азербайджане началась охота на журналистов, которых обвиняли в контрабанде (мы подробно осветили тему в публикации: «Свобода прессы в Азербайджане: часть 2).

По определению медиаэксперта Алескера Мамедли, данный документ является козырем в руках власти, который будет использован против независимых СМИ каждый раз, когда властям что-то не понравится. И если в прошлом репрессии против журналистов пытались хоть как-то замаскировать, то в данный момент законодательство само предоставляет возможности для таких репрессий.

В конце концов, принятие этого закона в Азербайджане противоречит ряду международных норм, и многие организации призвали Азербайджан не принимать этот закон. Однако в Баку не только приняли этот закон, но и фактически уже стали осуществлять преследования на основе этого закона.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image