Этнические чистки и геноцид в Нагорном Карабахе. Часть 4

25 сентября, 2024 - 21:49

Свидетельства карабахцев об этнической чистке, блокаде и российских миротворцах

Арман Петросян, сотрудник отдела специального назначения СНБ Арцаха Арман Петросян - участник боевых действий, а также 44-дневной и четырехдневной войн,  отмечает, что российская миротворческая миссия в те дни ничего не сделала для спасения мирного населения Арцаха.

«Они были заняты спасением своих жизней, тем более что четверо или пятеро из них погибли по наивности. Там, где мы находились на боевом дежурстве, они приехали с БТР и встали между нами и противником, потом каждый час отступали на 100 метров, заявляя, что они не несут ответственность за нас. Это была бесхребетная ситуация, мы и не уповали на них».

…19 сентября позвонили и сказали, что ситуация накалена, и нам нужно срочно быть на месте службы. Мы взяли оружие и боеприпасы и пошли в лес, подальше от воинской части, чтобы не попасть под удар. После шести-семичасового боя мы узнали, что противник вошел в Кашен, большая часть Мартакерта захвачена, они приближаются к Степанакерту. Нам было приказано выйти на Кркжан и не допустить подхода противника к Степанакерту. Мы остановили продвижение противника в этом направлении. Двое из нас были ранены, один убит. Перестрелка прекратилась, когда сказали, что война закончилась.

Арман Петросян покинул Арцах 29 сентября. После боевых действий участвовал в гуманитарной работе.

«Морг был полон трупов, их нужно было перевезти в Армению. Там было несколько гражданских и один грузовик Красного Креста. Сотрудники Красного Креста не стали «пачкать» багажник, в который должны были поместить тела. Произошел неприятный инцидент. Пришли сотрудники Красного Креста, взяли труп, сфотографировали, положили труп на землю и ушли. Все трупы мы перевозили на грузовиках в составе семи человек: четырех сотрудников Спасательной службы Арцаха и трех гражданских лиц, одним из которых был я. Мы загрузили 182 тела в грузовики. В конце, поскольку машин больше не было, нам разрешили воспользоваться машиной Красного Креста», — рассказал Арман Петросян.

19 сентября Армения не участвовала в боевых действиях. Мы спросили Армана Петросяна, ожидали ли они военной поддержки. «Это был единственный случай, когда Армения сделала правильный шаг, не ввязавшись в военные действия, но это не оправдывает сдачу Арцаха».

После этого нападения Азербайджан захватил и уже год удерживает военно-политическое руководство Арцаха в Баку. Как произошло их задержание, до сих пор остается неизвестным, некоторые подробности Forrights.am сообщил Арман Петросян. «Мне не известно много информации, но тогда решения азербайджанцев менялись ежеминутно. Они четко сказали: либо лидеры должны сдаться, либо они захватят людей, оставшихся на тот момент в Арцахе. Это было около 300 человек: сотрудники полиции, скорой помощи и граждане. Президенты пошли на жертву, чтобы спасти этих людей. Бывших президентов забрали из дома одного из руководителей властных структур Арцаха. Их вызвали туда и забрали. По моим сведениям, бывшие президенты и другие чиновники знали, зачем их туда позвали».

(https://step1.am/ru/2024/08/16/17977/ )

Марине Даниелян родом из Чартара, после смерти мужа одна воспитывала двоих сыновей. Оба сына участники двух войн в Арцахе. Старший был тяжело ранен во время войны 2020 года — обожжен фосфором.

«Во время войны мой старший сын получил глубокие ожиги после применения фосфора у села Гергер. Прямо возле него были убиты 5 человек. На самом деле он чудом спасся, его спасли друзья, хотя он убеждал их не пытаться помочь, потому что не исключено, что то же самое повторится снова, но друзья не послушались. Слава Богу, моего сына удалось спасти».

Несмотря на все это, сыновья Марине не прекратили боевой путь: старший сын поступил на службу в СНБ, а младший сын — в Армию обороны в качестве контрактника. В 2023 году во время войны первый оборонял Тагавард, а второй – родной Чартар.

Как и почти всем арцахцам, Марине сложнее всего было осознать необходимость покинуть родину, потому что другого выхода нет.

«У нас не было машины, сыновья заставили меня ехать с семьей деверя без них. Они сказали, что смогут добраться сами. Мы ничего не взяли, только наши документы».

Марине говорит, что исход длился пять дней, без хлеба и воды. Они видели аварии на дороге, но жизнь оказалась к ним милостливее, чем к многим другим соотечественникам — им не пришлось столкнуться с непреодолимым горем.

«Миротворцы нам вообще не помогли, без еды, воды, пять дней в пути.

Единственное желание и требование Марине к правительству Армении и Арцаха – вернуться в армянский Арцах, пусть даже в присутствии международных миротворцев, но непременно без азербайджанцев».

(https://step1.am/ru/2024/09/21/19450/)

65-летняя Римма Галаян из села Кичан Мартакертского района.

«Cитуация была крайне тяжелой, просто ужасной, на нас напали, и мы бежали из дома в лес», — вспоминает Женщины, дети и пожилые жители села, некоторые босиком, едва добрались до леса возле Кичана, спасаясь от азербайджанских ракет. Однако и там было небезопасно: мирные жители пешком отправились в соседнее село Арачадзор.

«Мы добирались туда пешком, через леса, в тапочках. Дошли до Арачадзора, а там уже они. Всё горело, леса горели. Приехал парень на УАЗике, забрал нас, и мы кое-как добрались до аэропорта (имеется в виду аэропорт в Иваняне, где дислоцировались российские миротворцы)», — вспоминает женщина из Арцаха, продолжая рассказывать, что дети только что вернулись из школы, не успели переодеться, когда им пришлось выйти из дома.

В тот момент она не знала, думать ли ей о безопасности своих несовершеннолетних внуков, о своем здоровье или о сыне, от которого у нее не было вестей. «Потом мы узнали, что он был у врага, едва вернули его». Сына тикин Риммы Лерника взяли в плен и избили азербайджанцы.

«Они обстреливали машины на дороге. Еле доехали до аэропорта, там тоже негде было укрыться, шел дождь, дети просили есть и пить, но хлеба не было. Русские ничего не давали, ни хлеба, ни воды, как турки. Я просила пустить детей под кров, но никто не слушал. Больному ребенку не дали укрыться от дождя. Потом мы приехали в Степанакерт», — тикин Римма провела тот день с семьей в подвале здания правительства Арцаха, сердобольные  люди раздали детям хлеб, а утром их насильно выдворили из Арцаха.

(https://dzen.ru/a/ZvE9eCwN5zUOb4op)

Аида Гянджумян, бывший советник министра образования Арцаха, педагог со стажем.

«Это были самые болезненные и тяжелые дни в нашей жизни. Конечно, было сложно было отдавать себе отчет в том, что придется покинуть свой дом. Многие спрашивают, почему арцахцы покинули свои дома, как это произошло на самом деле? Ответ на этот вопрос может дать только человек, ощутивший эту боль на собственной шкуре и преодолевший 9-месячную блокаду. Здесь часто спрашивают, жили бы мы в Арцахе, если бы блокада продолжалась? От имени арцахских армян я уверенно отвечаю — да, мы и дальше бы преодолевали трудности и жили бы в Арцахе. Мы уже готовились к зиме, хотели наполнить кладовые, конечно же, за счет собственных огородов. Мне никогда не приходило в голову, что однажды я могу покинуть Арцах. Мы все ждали окончания блокады, но, увы, все закончилось худшим образом, и арцахские армяне стали беженцами.

После депортации мы часто слышим упреки в том, что мы покинули Арцах, но как может человек добровольно оставить свой дом, нажитое многолетним трудом и жить на съемной квартире, без работы и средств к существованию? Нам пришлось уехать, потому что ситуация была отчаянная. 19 сентября мы поняли, что оставаться в Арцахе невозможно и опасно. Мы уехали и сейчас находимся в Армении, но наша родина – Арцах, и мы никогда об этом не забудем.

Мы не отчаиваемся, ведь трудности закалили нас, и нам предстоит снова найти себя. Как бы ни было трудно, мы должны оставаться в Армении. Моя семья не сможет жить где-либо еще, где все будет нам чуждо. Мощный интеллектуальный потенциал пришел в Армению из Арцаха. Если мы объединим все наши силы, мы спасем Армению, всегда помня о вере в возвращении в Арцах, но только под армянским флагом и законами».

(https://step1.am/ru/2024/08/12/17789/ )

Борис Мусаелян — уроженец села Чартар. Активный участник как 44 дневной, так и однодневной войны 2023 года. Принимал активное участие в бою по защите монастыря Амарас, во время которого был тяжело ранен.

«19 сентября в селе Мачкалашен, вблизи монастыря Амарас завязались ожесточенные бои. Наши ребята сражались до последнего патрона на протяжении целого дня, не подпуская врага к монастырю. Силы были, мягко говоря, не равны. Мы ждали, что с минуты на минуту подоспеет подмога, но так и не дождались. И в конечном итоге, после долгих страшных боев, врагу удалось захватить наши позиции. Сотни наших ребят погибли, многие получили ранения, а российские миротворцы тем временем прятались в подвалах. Я ни о чем не жалею, скорее, наоборот, горжусь тем, что нам несмотря не на что удалось защитить честь предков и с уверенностью могу сказать, что победа была бы за нами, если бы нас не предали. Арцах все равно, рано или поздно, будет армянским»

(https://step1.am/ru/2024/08/14/17891/)

Материал подготовил Александр АНДРЕАСЯН

Продолжение следует

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image