Статьи Степана Зелинского (XIX век) о Южном Кавказе
С конца XVIII века возрос интерес России к малоазийскому, кавказскому и закавказскому регионам, и началось научное изучение этих областей. Плодотворную работу в этом направлении выполняли созданные специальные комиссии, которые состояли из военнослужащих главного штаба российской армии, и отдельные исследователи. В опубликованных многочисленных трудах, путевых очерках и мемуарах представлена история населенных пунктов, археология и этнография, языковедение и демография этих областей. Немалое число составляют также материалы о быте, образовании, ремеслах (и др. сферах) населения этих областей, которые были составлены современниками и очевидцами.
Значительные материалы о кавказских и закавказских регионах содержатся в журнале «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа», который издавался Управлением Кавказского учебного округа.
В издании нашли место материалы о Ереванской, Елизаветпольской и Бакинской губерниях.
Так, в первом номере 1881 года были опубликованы две статьи - «Город Ереван» и «Дарачичаг», автор которых – учитель Ереванской прогимназии-училища Степан Зелинский.
Зелинский представляет исторический очерк о создании и наименовании Еревана, отмечая, что не вызывает сомнения тот факт, что до 1441 года Ереван был под властью армян, но впоследствии стал так называемой «игрушкой» в руках персов и турок. За 386 лет Ереван переходил из рук в руки 14 раз.
В действительности после падения армянского Царства Багратидов край находился в основном под властью византийцев, турок-сельджуков, грузин (Княжество Захаридов), татаро-монголов.
Рассказывая о древнейших строениях Еревана, Зелинский отмечает армянские церкви и главную мечеть, которая была построена в 1764 году ереванским Гусейн Али ханом.
В статье Степан Зелинский приводит численность населения Еревана в 1829 году, которая составляла 11.647 жителей, из которых армяне составляли 944 дворов (4132 человека), татары – 1807 дворов (7331 человек).
В 1880 году численность Ереванской губернии составляла 12.449 человек, из которых русские – 46 дворов (155 человек), армяне – 1509 дворов (5.975 человек), татары – 1.318 дворов (6.293 человека), грузины – 7 дворов (26 человек).
Согласно автору статьи, в 1880 году в Ереване насчитывалось 84 дворов армянских дворян (320 человек), татарских дворян – 69 дворов (333 человека). Духовное сословие состояло из 76 дворов армянских священников (151 человек), 16 дворов татарских священников (58 человек), 6 дворов грузинских священников (24 человека).
Численность жителей недворянского сословия составляла: русские – 46 дворов (155 человек), армяне – 1349 дворов (5504 человека), татары – 1233 дворов (5902 человека), грузины – 1 двор (2 человека). Численность всех сословий составляла: русские – 46 дворов (155 человек), армяне – 1509 дворов (5.975 человек), татары – 1.318 дворов (6.296 человека), грузины – 7 дворов (26 человек).
Надо отметить, что в период российкого господства под названием «татары» часто подразумевали всех мусульман, в основном -- тюркского происхождения.
Статья Зелинского еще раз доказывает, что Ереван – армянский город, и что в городе не существовало азербайджанского народа. Все попытки азербайджанцев обнаружить своих соплеменников в Ереване до советских времен опровергаются также российскими источниками.
Дарачичаг / Дарачичак
Степан Зелинский отмечает, что Дарачичаг на татарском означает «долина цветов», добавляя, что татарский топоним является буквальным переводом армянского топонима «Цахкац дзор» -- цветущая долина. Иначе говоря, автор статьи доказывает, что топоним армянский и лишь впоследствии получил инородное звучание.
Автор пишет, что на данный момент Дарачичагом называют небольшую долину, где расположено небольшое молоканское село Константиновка, и где в прошлом находилось армянское кладбище и древнейшее армянское село Кечар или Кечарис. Согласно легенде, название села в древности было не Кечарис, а Эчарис – «эдж ар ис», что переводится «спустись» или «спустись ко мне».
В монастырском комплекса Кечариса своей архитектурой выделяется церковь Святого Григория Просветителя, которую построил Григор Магистрос Пахлавуни в 1033 году. Автор статьи упоминает также лапидарные надписи церкви, которые взяты из труда Оганеса Шаххатуни (1799-1849 гг․), инспектора типографии и книгохранилища Первопрестольного Святого Эчмиадзина. Эти лапидарные надписи на месте были проверены самым Зелинским.
Образцом армянской архитектуры являются руины древнего монастыря с многочисленными армянскими лапидарными надписями. Степан Зелинский пишет, что надо подчеркнуть, что в средние века архитектура в Армении достигла значительного совершенства.
Автор также сообщает о реке Зангу, подчеркивая, что речь идет о реке Раздан.
Таким образом, статья Зелинского в очередной раз доказывает автохтонность армян, а также представляет краткую историю не только Цахкадзора, но и одного из важных памятников армянской христианской архитектуры – Кечариса.
Добавить комментарий