Давид-Гареджа: предвыборные обвинения в адрес «Грузинской мечты»
26 октября 2024 года в Грузии будут проведены парламентские выборы. Президент Грузии 27 августа официально дала старт избирательной кампании. Правящая «Грузинская мечта» заявила, что будет стремиться сформировать конституционное большинство и устранить из политического поля самую большую оппозиционную силу – «Объединенное национальное движение» и примкнувшие к нему другие политические силы. Часть оппозиционных партий, оставив в стороне разногласия, представили единые списки, а другие будут бороться за места в парламенте самостоятельно.
Одним из предвыборных посланий правящей «Грузинской мечты» в 2020 году был лозунг «Давид Гареджа есть Грузия». В то время партия заявила, что территорию Грузии, в том числе исторический монастырский комплекс Давид Гареджа, передали Азербайджану бывшие власти. 7 октября, за несколько недель до парламентских выборов 2020 года, были арестованы картографы Иверий Мелашвили и Наталья Иличова[1]. Позднее городской суд Тбилиси выпустил их под залог, однако дело до сих пор не закрыто. Грузинское правительство заявило, что это уголовное дело имеет государственную важность.
5 сентября 2024 года оппозиционное издание «Батумелеби» опубликовало интервью обвиняемого по уголовному делу Иверия Мелашвили, бывшего руководителя экспертной комиссии по делимитации и демаркации грузино-азербайджанской межгосударственной границы. В интервью Мелашвили отметил, что «упоминание Давида Гареджа в 2020 году было именно подлогом и пропагандой». Издание подчеркнуло, что во время этой избирательной кампании тема Гареджа вообще не упоминается, заметив: «Гареджа больше не есть Грузия?».
Мелашвили в свою очередь подчеркнул, что «после выборов 2020 года в этом вопросе не было никаких изменений. Наоборот, подобная кампания рассердила Азербайджан, нашего соседа и партнера. Это привело к тому, что если в прошлом наши туристы и паломники могли подняться и перейти хребет и зайти в кельи, то сейчас им этого не разрешают».
Бывший руководитель экспертной группы также сообщил, что эта карта обсуждалась в 2014-2015 гг.: «Мы все им объяснили, и они перестали обсуждать эту тему, но перед выборами они вновь подняли эту тему, чтобы ввести в заблуждение общественность». На вопрос журналиста, почему «Грузинская мечта» больше не упоминает тему Давида Гареджа, Малашвили ответил: «Они более не могут теми же заявлениями обманывать людей... Кстати говоря, во время выборов 2020 года «Дело картографов» скорее работало против «Мечты», чем за нее».
14 сентября основатель «Грузинской мечты», почетный председатель партии, миллиардер Бидзина Иванишвили во время одной из встреч избирательной кампании заявил, что «после выборов надо найти в себе силы и попросить прощения за то, что предательское «Национальное движение», согласно полученному заданию, в 2008 году ввергло в пламя наших осетинских братьев и сестер». Иванишвили также многократно заявлял, что «для подготовки к восстановлению территориальной целостности» необходимо сформировать конституционное большинство, и это восстановление возможно только мирным путем.
После подобных заявлений Иванишвили грузинское экспертное и политическое поле стало проводить параллели между избирательными кампаниями 2020 и 2024 гг. Если в 2020 году вопрос территориальной целостности и избирательная кампания были построены вокрыг проблемы и принадлежности Давида Гареджа, то в 2024 году место Давида Гареджа заняли Абхазия и Южная Осетия.
Бывший премьер-министр Грузии Георгий Гахария, чья партия участвует в избирательной кампании, днями раньше обратился к «Грузинской мечте» и отметил, что послание 2020 года «Гареджа есть Грузия» и сегодняшние избирательные кампании являются всего лишь блефом для получения голосов. Гахария отметил: «Почему я думаю, что это так опасно для страны. Потому что я хорошо помню, и для меня прискорбно, что я был частью этого и знаю, чем на самом деле было «Гареджа есть Грузия» во время избирательной кампании. Единственным итогом этой пропаганды стало то, что прямо на расстоянии 500 метров от Давида Гареджа была построена большая военная база».
Надо отметить, что в последние годы существенных развитий по вопросу принадлежности комплекса Давида Гареджа не зафиксировано. После парламентских выборов 2020 года тема почти не обсуждалась в грузинском политическом и информационном поле. Из сообщений азербайджанской стороны становится ясно, что из 480 километров грузино-азербайджанской границы согласовано 2/3 границы. Азербайджанская сторона утверждает, что на грузино-азербайджанской границе спорных вопросов нет, есть несогласованные вопросы.
Монастырский комплекс Давид Гареджа по-своему уникален; он состоит из 20 монастырей, которые расположены по обе стороны горного хребта, по которому проходит грузино-азербайджанская граница. Главным монастырем комплекса является церковь Давида Гареджа, которая в настоящее время находится на грузинской стороне. За горным хребтом остались церкви Удабно, Чичхитури и Бертубани, которые в настоящее время находятся под азербайджанским контролем. Азербайджан утверждает, что церкви являются наследием Кавказской Албании и никак не связаны с Грузией. Надо отметить, что эта часть границы имеет стратегическое значение для Азербайджана, ярким свидетельством чему являются построенная здесь военная база и развитие инфраструктур. Очевидно также, что официлаьная Грузия в вопросе Давида Гареджа не проявит активность, учитывая экономическое, политическое, военное сотрудничество с Азербайджаном и другие вопросы.
[1] Они обвинялись в сокрытии важных для Грузии карт в переговорах по делимитации и демаркации границ с Азербайджаном. Отмечается, что картографы сокрыли оригинальные карты, опубликованные в 1937-1938 гг., с масштабом 1:200000, вследствие чего грузинская комиссия была вынуждена использовать карты 1970-1980 гг, с масштабом 1:100000 и 1:50000.
Добавить комментарий