К 130-летию адмирала флота Исакова

22 октября, 2024 - 14:46

3 сентября (22 августа по старому стилю) исполнилось 130 лет со дня рождения выдающейся личности – великого флотоводца, обладателя высшего военно-морского звания Адмирал Флота Советского Союза, Героя Советского Союза Ивана Степановича Исакова! Масштаб личности адмирала Исакова настолько велик, что его сложно описать в одной статье. Но я постараюсь отразить основные вехи его жизни, показать, за счет каких уникальных качеств ему удалось достичь такого признания и при этом оставаться очень интеллигентным и великодушным человеком, полностью посвятившим себя служению Родине и своему народу.

В истории Военно-морского флота только три военачальника получили высокое звание Адмирал Флота Советского Союза: Николай Герасимович Кузнецов, Иван Степанович Исаков и Сергей Георгиевич Горшков.

За прославленный путь от матроса до Адмирала Флота Советского Союза Исаков был удостоен большого количества государственных премий и наград: шесть орденов Ленина, три ордена Красной Звезды, два ордена Ушакова и многие другие. Иван Степанович проявил себя как большой ученый: доктор военно-морских наук, автор серии научных трудов в области географии, изучения Мирового океана и военной истории, член-корреспондент Академии наук СССР (1958), он внес огромный вклад в теорию и практику советского судостроения. Его Морским атласом, изданным в 1955 году, пользуются до сих пор как самой подробной картой океанографии. Кроме этого, Иван Степанович Исаков успевал делиться своими идеями и жизненным опытом, издал более 150 рассказов, три повести и один роман, за что был включен в члены Союза писателей СССР (1964).

Иван Степанович был не только доблестным воином, преданным другом, настоящим патриотом своей страны, но и действительно уникальной личностью. Читая его биографию, невозможно не восхищаться его трудолюбием, преданностью делу, смелостью, умом и человеческими качествами! Такие личности, как адмирал Исаков, вне времени, своей жизнью они служат примером для многих и многих будущих поколений!

Иван Степанович Исаков, при рождении – Ованес Тер-Исаакян, родился в армянском селе Аджикенд Елисаветпольской губернии (Северный Арцах). Как отмечал сам Исаков, по отцовской линии он происходил «из карабахских армян». Его прадедом был некий священнослужитель Исаак, от чьего имени и произошла фамилия Тер-Исаакян. Мать Ованеса – Ида Антоновна (в девичестве Лауэр) была дочерью выходца из Швеции, арендатора из г. Дерпта (совр. Тарту, Эстония). После окончания гимназии она устроилась гувернанткой в семью чиновника, с которой и переехала из Петербурга на Кавказ. Отец Ованеса – Степан Исаакян – был дорожным техником, умер очень рано, когда Ованесу едва исполнилось 12 лет. Мать осталась одна с тремя детьми, у Ованеса был старший брат Погос и сестра Марьям.

Когда сестра и брат Ивана Степановича достигли ученического возраста, семья переехала в Тифлис на обучение к дяде по линии матери – инженеру-технологу Петру Антоновичу Лауэру. После окончания Дерптского университета тот переехал на Кавказ и вскоре стал в Тифлисе управляющим делами известного армянского промышленника Микаэла Арамянца. Будучи холостяком, Лауэр все свои силы и возможности отдавал воспитанию племянников. П. А. Лауэр, мечтавший стать моряком, всю свою жизнь собирал книги и журналы о море, рисунки с морскими сюжетами, всевозможные справочники, записки знаменитых мореплавателей, географов, биографии прославленных адмиралов, описания кругосветных походов и морских сражений. Знакомясь с библиотекой дяди, Ованес постепенно с головой погрузился в морскую тематику. Это была первая библиотека будущего адмирала. Мальчик даже стал носить фуражку, копируя адмирала Нахимова, за что друзья называли его швейцарским адмиралом.

Во время учебы в тифлисском училище Исаков со своим братом Павлом и Николаем Джунковским в ноябре 1909 г. начали издавать рукописный журнал «Заря», который планировали выпускать один раз в месяц. В архиве сохранился только первый номер. В предисловии к нему авторский коллектив отмечал: «Мы, юноши, интересуемся всем, что ново для нашего времени... Нам предстоит пережить начало той новой эпохи в развитии человечества, на Заре которой мы проводим лучшие годы нашей жизни». В журнале были помещены статьи, посвященные впечатлениям об ученической экскурсии в Кутаиси, полету французского авиатора и предпринимателя Луи Блерио, истории армян в России, созданию и развитию аэропланов.

Именно с первой пробы пера в журнале «Заря» можно вести отсчет литературной деятельности будущего адмирала. В свободное от учебы время Ованес вместе с друзьями исходил все окрестности и монастыри Тифлиса, увлекался солдатиками, устраивая с ними парады и сражения, посещал художественную школу. Именно в те годы он познакомился и подружился с будущим известным архитектором Каро Алабяном и писателем Хаджи-Муратом Мугуевым.

Кроме влияния дяди, на выбор Исакова в пользу службы на флоте повлиял случай, который произошел в Тифлисе в 1913 г. Однажды на улице он встретил двух своих знакомых выпускников по училищу – Е.А. Ленчевского и В.Н. Бобкова в форме юнкеров флота. Они приехали домой на каникулы после заграничного учебного плавания. Из завязавшегося разговора выяснилось, что юноши поступили вольноопределяющимися во флот. Это позволяло им как людям, не имевшим дворянского происхождения, в перспективе стать офицерами флота, минуя обучение в привилегированном Морском кадетском корпусе. Иван Степанович описал эту встречу так: «Представьте меня, напитанного дядькой всякими рассказами морскими, когда я увидел в красивой форме двух молодых парней, которые были полны рассказами об Алжире... Это меня, что называется, отравило...» После окончания училища, летом 1913 г. Ованес Исаков переехал в Санкт-Петербург, успешно сдал вступительные экзамены и поступил в Технологический университет Петра Великого на отделение электротехники.

С началом Первой мировой войны перед российским правительством остро встал вопрос об укреплении армии и флота. Морское министерство разработало «Закон о флоте». Из объявления Главного морского штаба И.С. Исаков узнал, что в сентябре 1914 г. будет производиться прием в эти классы «по поверочному экзамену». В гардемарины предполагалось набирать юношей от 17 до 22 лет, окончивших полный курс средних учебных заведений и подходивших по медицинским требованиям. Продолжительность обучения составляла 32 месяца. «Дальнейшее изучение теории и практики морского дела будет производиться как на берегу, так и на судах флота по программам Морского корпуса».

Летом 1914 г. 19-летний Ованес сдал конкурсные экзамены в юнкера флота, а 15 сентября 1914 г. был зачислен в классы. В письме к матери от 18 ноября он писал: «Вы не можете представить моего счастья. Я зачислен в «Отдельные гардемаринские классы». Радуйтесь за меня!» Вместе с ним в классы поступили и обучались еще несколько армян, с одним из них, Гарегином Эрвандяном, Исаков очень сдружился. В одном из писем матери он писал: «Он, как и я, родом из карабахских армян, Его отец, Асатур – сапожник из Шуши. С Гарегином везде ходим вместе. Нас даже прозвали «близнецами». Мы образовали здесь маленькую армянскую колонию, хотя и находимся в разных ротах. В общем живем весело. Едим сулугуни, лаваш, пьем за ваше крепкое здоровье, и себе такого же желаем».

С 5 июня по 20 сентября 1915 г. И.С. Исаков находился в своем первом практическом плавании по Тихому океану. Выяснилось, что он страдает морской болезнью, Исакову стоило немалых усилий, чтобы скрыть ото всех эту проблему, он не мог лишиться мечты, когда она была уже так близко. Исаков с большим трудом выносил качку, часами закрывался один в каюте, но никогда не подавал виду, даже близкие друзья не знали о его недуге, только в конце жизни своему другу, журналисту Серову, он признался, что страдал морской болезнью.

5 июня 1915 г. гардемарины прибыли во Владивосток. Исакова зачислили во 2-ю роту практикантов и разместили на вспомогательном крейсере «Орел». Будучи под впечатлением от первого практического опыта, полученного в плавании, И.С. Исаков в одном из писем родным написал: «Моряк без дисциплины – тряпка. Дисциплина – спинной хребет военного корабля, и манкировать ею я считаю недопустимым». Всю свою дальнейшую службу Исаков придерживался этих принципов, был очень дисциплинирован и требователен, в первую очередь к самому себе!

Великая Октябрьская революция 1917 года застала Ивана Исакова на эскадренном миноносце «Изяслав», где он проходил службу в звании мичмана. Единственный из офицеров не только «Изяслава», но и всего дивизиона, он жил в одной из недостроенных кают эсминца, в которую специально провели свет. Все прочие «удобства» были на берегу. Холодными весенними ночами мичман мерз, но не хотел менять свою каюту на городскую квартиру. Иван Степанович с интересом присматривался ко всем политическим событиям. Практически ежедневно он записывал в дневник события прошедшего дня. Сделанные записи легли в основу ряда его рассказов, опубликованных в 1960-е гг.: «Старшой с бульдогом», «Отеческое внушение», «Сципион уходит по-английски», «Человек, который проспал революцию».

До октябрьских событий произошло еще одно событие, которое высоко подняло авторитет Исакова среди сослуживцев. После того как на борт «Изяслава» было принято 40 мин, пролежавших на складах длительное время, оказалось, что защитные колпаки с них не снимаются. Рискуя собственной жизнью, Исаков стал сбивать колпаки с мин зубилом, прекрасно понимая, что в любой момент они могут сдетонировать. В бою у восточного побережья острова Эзель на Кассарском плёсе Исаков получил контузию, за что был представлен к ордену Анны IV степени с надписью: «За храбрость».

В октябре 1917 г. экипаж «Изяслава» перешел на сторону советской власти, Исаков пользовался уважением среди матросов и разделял революционные взгляды, поэтому остался на корабле. Иван Степанович признавался, что хотел покинуть «Изяслав» в декабре 1917 г. Сказывалось недоверие со стороны экипажа к офицерскому составу корабля. Подозрительность была и со стороны вышестоящего начальства. Так, 14 декабря 1917?г. на имя ответственного члена Военно-оперативного отдела Балтийского флота капитан 1-го ранга А.П. Екимов подал прошение, в котором ходатайствовал об увольнении со службы мичмана Исакова ввиду его принадлежности к национальностям, объявившим себя самостоятельными.

В автобиографии этот непростой период служебной деятельности был лаконично описан следующим образом: «Первая реакция, из-за недостаточной политической подготовки, имела националистическую окраску, почему хотел уехать в Армению, но, когда началась агитация белых за оставление флота в Финляндии, а немцы предприняли высадку в Ганге – решил, что прежде всего надо спасать корабли Балтфлота. Поэтому стал активным участником подготовки и осуществления так называемого «Ледового похода».

После «Изяслава» Исаков проходил службу на кораблях «Кобчик» и «Коршун», успешно продвигаясь по карьерной лестнице. Иван Степанович участвовал в ликвидации антисоветского мятежа гарнизона фортов «Красная горка» и «Серая лошадь» (июль 1919 г.). Но самым запомнившимся событием стало отражение атак английских каботажных моторных катеров Королевского флота и самолетов Королевских ВВС на Кронштадт (18 августа 1919 г.). В дальнейшем Исаков служил на многих судах на позиции командира корабля и везде пользовался большим уважением в команде. Он всегда одинаково уважительно относился не только к командованию, но и к рядовому составу.

18 марта 1920 года командование назначило его командиром эсминца «Деятельный». В своем дневнике по этому поводу Исаков написал: «Даже приказа не объявили. Просто в один прекрасный день появился какой-то фрукт в офицерской фуражке и бушлате и сунул командиру предписание о том, что с такого-то числа военмор Исаков назначен командиром, а ему, то есть бывшему командиру, надлежит исполнять обязанности помощника!» Экипаж вначале отнесся к новому командиру настороженно, но вскоре матросы оценили и полюбили его. По инициативе Ивана Степановича на эсминце были созданы кружки для желающих изучать арифметику и грамматику русского языка, кружки повышения знаний по специальностям. В дневнике он отмечал: «Подсчитал в уме, оказалось, что «Деятельный» – мой пятый корабль, с тех пор как вышел в офицеры, и второй, которым командую. Не считая «гастрольных» боевых походов. И должен признаться, что не видел более изношенного корабля и в то же время более надежную и опытную команду».

На «Деятельном» И.С. Исаков участвовал в боях за Астрахань, в прикрытии фланга 11-й армии, наступавшей на Кавказ, взятии Петровска и Баку. В результате стремительного наступления армии в конце апреля – начале мая 1920 г. в Азербайджане была установлена советская власть. Этому непосредственно способствовали действия флотилии, которая перекрыла морские коммуникации. 12 июня 1920 г. вышел приказ по ВКВФ и Азербайджанскому флоту о командировании в Москву командира эсминца «Деятельный». В дневнике Ивана Степановича о его службе на Каспии была поставлена точка.

Помимо успешно проведенных боевых операций, период службы внес изменения и в семейный статус военмора.

1 июля 1920 г. в отделе загса при Бакинском ревкоме он женился на Ольге Васильевне Левитской (1897–1971). Их брак стал первым официально зарегистрированным в Советском Азербайджане. Свидетелями на свадьбе были члены экипажа эсминца, среди них и лекарский помощник В.Ф. Трибуц – будущий адмирал, командующий Балтийским флотом. Сражения Первой мировой и Гражданской войн (1917–1920 гг.) занимают важное место в биографии И.С. Исакова. Они глубоко врезались ему в память и в будущем нашли отражение в серии литературных рассказов. Эти события укрепили в нем уверенность в том, что выбор, сделанный в 1914 г., был правильным и обдуманным, а препятствия, возникавшие на пути к цели, лишь закалили будущего адмирала.

В 1920 г. И.С. Исаков вместе с супругой отправился в Москву, где вскоре узнал о своем назначении на Балтийский флот. Тогда он еще не догадывался, что только за ближайший год ему придется сменить три места службы. Сначала как опытного специалиста И.С. Исакова назначили командиром корабля специального назначения «Якорь», который входил в состав отряда траления. Перед отрядом стояла очень важная задача – очистка Балтийского моря от огромного количества мин, поставленных в годы Первой мировой и Гражданской войн, и создание условий для коммерческого судоходства. Время от времени в периодической печати появлялись статьи о подрыве торговых судов на минах на Балтике. Как отмечалось в одной из таких статей, опубликованной в журнале «Морской сборник», количество мин в Балтийском море «выражается, по грубым подсчетам, в нескольких десятках тысяч мин, поставленных только нами; сколько поставлено мин нашими бывшими противниками – пока неизвестно, но надо полагать, что это количество выражается тоже не одним десятком тысяч штук».

После Исакова еще не раз посылали на решение сложных задач в Балтийском море, он руководил миноносцем «Победитель». Затем его перевели на эсминец «Изяслав», который вышел из капитального ремонта. Это был тот самый корабль, на котором Исаков начинал свою службу. Теперь, в свои 26 лет, он стал самым молодым командиром корабля такого класса на Красном флоте.

В начале 1921 года Исаков был переведен на Черноморский флот. Черноморский период в жизни И.С. Исакова продлился до 1929 г. Именно тогда в нем открылись новые профессиональные грани не только морского командира, но и штабного начальника. Следует подчеркнуть, что перевод военмора Исакова совпал по времени с развертыванием Черноморского флота. В мае 1921 г. был образован Революционный военный совет Черноморского флота. 21 ноября 1922 г. Иван Степанович был прикомандирован к Службе наблюдения и связи морских сил Черного моря (СНиС). Исаков с головой окунулся в новую для себя специальности связиста, получил обширные знания по применению радио в боевой обстановке.

Артур Согомонян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image