КАВКАЗСКАЯ РУЛЕТКА-2: Южный Кавказ. Часть 1

12 ноября, 2024 - 21:14

В США завершились выборы 47 президента, продолжается Специальная военная операция российской армии на Украине, набирает обороты израильско-палестинский конфликт, формируется новый многополярный мир. Что ожидает Ближний Восток и Южный Кавказ, Армению, Ирак, Иран, Сирию и Турцию в динамично меняющихся геополитических условиях. Начнём с Закавказья, как одного из весьма чувствительных для России регионов.

Южный Кавказ переживает сложный период своей многовековой истории. Официальный отказ Армении от Нагорного Карабаха в пользу Азербайджана, равно как и непрерывное давление Баку на Ереван в стремлении добиться от слабого режима максимума территориальных уступок и политической капитуляции, создают условия для нового витка напряженности. Азербайджан, рассчитывая на одобрение Лондона и Вашингтона, с опорой на турецкую поддержку, рискует ввязаться в конфликт с Ираном. Последний не без участия англосаксов втянут в жёсткое противостояние с Израилем. И с каждым днём градус напряженности повышается.

      Официальный Ереван, оставаясь членом Организации договора о коллективной безопасности, приостановил своё участие в её работе, дистанцируется от стратегического партнерства с Россией и интенсифицирует диалог с Западом. Настоятельно призывает его вмешаться в процесс урегулирования азербайджано-армянских отношений, естественно на стороне Армении, вплоть до ввода в зону конфликта европейского «миротворческого» контингента (более 200 наблюдателей ЕС уже готовят почву для этого). Власти Армении, по настоянию кураторов проекта «антиРоссия», делают всё, чтобы дискредитировать способность Москвы влиять на поддержание стабильности в Закавказье.

      Между тем Россия де-факто единственная страна, которая как на протяжении всей истории, так и сегодня, реально заинтересована в сохранении мира на Кавказе. Позиция Москвы определяется заботой не только о собственной безопасности, но и стремлением развивать взаимовыгодные отношения с Азербайджаном, Арменией, а в современных условиях с Ираном и Турцией. Сложно не заметить какие дипломатические и иные усилия российское руководство прилагало и прилагает для сдерживания эскалации азербайджано-армянского конфликта.

     Окончательно колонизированная Европа, в угоду США обложившая себя антироссийскими санкциями, отказалась от дешёвых российских энергоносителей и ищет иные пути обеспечения собственных потребностей. На азербайджано-армянское урегулирование европейцы, прежде всего, смотрят через призму расширения газотранспортных коридоров из Центральной Азии и Азербайджана в ЕС. Очевидно, что приоритет отдаётся Баку, как источнику углеводородных ресурсов. Именно в таком контексте следует рассматривать европейский подход к урегулированию отношений между Баку и Ереваном, включая так называемый «проект мирного договора», лишающий Армению не только суверенитета, но и права на собственную Конституцию.

     Заданная Лондоном переговорная повестка на южно-кавказском треке влечёт за собой реальные риски не только для Армении. Параллельно готовится почва для возникновения нового – азербайджано-иранского конфликта. Стремление Баку создать экстерриториальный транспортный (Зангезурский) коридор в Нахичевань противоречит интересам Тегерана, который категорически не приемлет какое-либо изменение линии границы с Арменией.

     Вашингтон в случае обострения отношений между Тегераном и Баку однозначно примет азербайджанскую сторону и поддержит любые антииранские инициативы. Этот потенциальный конфликт вписывается в ближневосточную стратегию США и Великобритании – путём стимулирования управляемых кризисов и дискредитации участия Москвы в их разрешении выдавить Россию с Кавказа, ослабить позиции Ирана и не допустить завершение проекта транспортного коридора «Север-Юг», ограничивающего негативное влияние санкций на экономику последних.

      Но это лишь одна из частных задач большого геополитического плана по переустройству Евразийского континента. Американцы, следуя принципу «разделяй и властвуй», поэтапно реализуют идею масштабного передела границ государств Ближнего Востока и Южного Кавказа для установления тотального контроля над энергоресурсами региона. Этот процесс активно проявляется в Ираке и Сирии, где усилия англосаксов направлены на создание Независимого Курдистана с последующим включением в него части территорий Турции и Ирана с преимущественно курдским населением. Им явно не по душе наличие в их «зоне ответственности» двух сильных государств, способных отстаивать собственное мнение.

Анкара, для которой болезненный курдский вопрос тесно связан с армянским, воспринимает это не иначе как угрозу национальным интересам. В стремлении нарастить свой потенциал за счёт тюркского мира и воссоздания Великого Турана она идёт на более тесное сближение с Баку и странами Центральной Азии. Но Азербайджан, так или иначе рассчитывающий на турецкую военную помощь в противостоянии Ирану и Армении, опасается-таки быть поглощенным Турцией. Время от времени он демонстрирует неприятие турецких политических прожектов, выстраивает собственный диалог с недружественным Турции Израилем и сохраняет прагматичные отношения с Россией.

     Очевидно, что и Тегеран будет препятствовать американо-британским планам всеми доступными, в том числе военными мерами. Это наглядно показывает динамика его силового противодействия «неизбирательным» шагам Тель-Авива. Жёсткие, но разумно взвешенные ракетные ответы Ирана на подогреваемую извне израильскую агрессию преследуют цель продемонстрировать не только решимость, но и сдержанность - не желание доводить ситуацию до полномасштабного вооруженного столкновения. Возвращаясь к теме Независимого Курдистана, по части борьбы с курдским сепаратизмом иранцы способны к конструктивному диалогу с турками, то по остальным аспектам скорее встанут на сторону Армении и поддерживающей её России.

     В таком контексте планам Вашингтона соответствуют претензии Баку на так называемый «Зангезурский коридор», и на Южный (иранский) Азербайджан. Подобные амбиции Баку чреваты большой кавказской войной, необходимой США для завершения уже начатого ими процесса переформатирования границ Ближнего Востока. Насколько такая перспектива отвечает интересам стран региона, уже вовлеченных и вовлекаемых в процесс трансформации границ Евразии по американскому сценарию, мы поговорим в наших следующих публикациях.

Алексей Рощин

Продолжение следует....

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image