Присвоение гробницы Ноя азербайджанцами

19 ноября, 2024 - 18:32

Топоним Нахиджеван связан с библейским всемирным потопом, а Нахиджеван считался одним из древнейших городов в Армении, основанных патриархом Ноем. Согласно легенде, Ной, Божьей волей спасшийся от потопа, спустился с вершины горы Арарат в близлежащую долину и остановился там, и это место впоследствии стало называться Нахиджеван (от «нахнакан иджеван» – первое пристанище). Сохранилось множество легенд, которые утверждали, что патриарх Ной погребен именно в Нахиджеване. Историк XIII века Вардан Аревелци писал: «В Нахиджеване погребен патриарх Ной, и в Маранде [1] – Ноемзар (имя жены Ноя)» [2].  

Считается, что гробница Ноя находилась на южной стороне города Нахиджеван, на старом армянском кладбище. Гробница-часовня была двухэтажной. Инспектор Нахиджеванского городского училища, педагог Никитин К.А. отмечал, что гробница Ноя находилась на южной стороне городе, по соседству с руинами старой крепости. Никитин пишет, что гробницу в свое время восстановили персы. Здесь раннее была церковь, которая впоследствии была разрушена, часовня является остатком этой церкви. Внутреннее убранство часовни похоже на пещеру, почти круглую, со сводами, поддерживаемыми на середине каменным столбом. Согласно армянскому преданию, здесь находится прах патриарха Ноя [3]. Известный русский писатель и путешественник Евгений Марков отмечал, что в Нахиджеване находится место, где, согласно верованиям армян, после выхода из ковчега обосновался, а впоследствии был погребен патриарх Ной, а слово «Нахиджеван» в староармянском означало буквально «первое поселение»  [4]. О гробнице Ноя упоминает также историк и этнограф Иван Шопен [5].

В опубликованном в 1852 году «Кавказском календаре» отмечено, что многие армянские памятники были разрушены мусульманами. Этой участи избежала гробница Ноя, которая считается армянским христианским памятником.

В 1930-х годах азербайджанские власти Нахиджевана разрушили часовню. Однако в 2006 году азербайджанцы «вспомнили» об этом памятнике и восстановили его в стиле, присущем мусульманским памятникам.

Надо отметить, что гробница Ноя не была разрушена до основания как остальные армянские памятники Нахиджевана только по той причине, что мусульмане также считают Ноя великим пророком. Заметим, что в настоящее время азербайджанская пропагандистская машина пытается доказать, что гробница является мусульманским культурным памятником, отрицая очевидные факты и свидетельства о том, что гробница была армянской святыней и местом паломничества и дошла до наших дней именно благодаря армянам.
 


[1] Маранд – поселение в провинции Васпуракан Великой Армении, в настоящее время – территория северо-западного Ирана.

[2] Вардан Аревелци, Ашхарацуйц (География), изд-во Айка Берберяна, Париж, 1960 г., стр. 12.

[3] Никитин К. А., Город Нахичевань и Нахичеванский уезд, «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа», (СМОПМК), вып. II, отд. I, Тифлис, 1882, с. 112–113.

[4] Евгений Марков, Русская Армения, «Вестник Европы», № 6, том III, июнь,1901, с. 490․

[5] И. Шопен, Исторический памятник состояния Армянской области в эпоху ее присоединения к Российской империи, Санкт-Петербург, 1852, с. 320–321.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image