Башар Асад признал правоту армян, но было уже слишком поздно
До гражданской войны в Сирии в 2011 году Сирия и Турция на протяжении многих лет поддерживали очень тесные отношения. Среди взаимных визитов президент Башар Асад совершил исторический визит в Анкару в 2004 году. Он был первым президентом Сирии, посетившим Турцию. Затем премьер-министр Реджеп Эрдоган посетил Дамаск, чтобы подписать соглашение о свободной торговле. В 2007 году Эрдоган и Асад участвовали в церемонии открытия Международного стадиона в Алеппо. Торговля процветала при отсутствии визового режима. В 2008 году Эрдоган и его жена приняли первую сирийскую пару на отдыхе в турецком курортном городе Бодрум. В 2009 году две страны провели совместные военные учения вдоль общей границы. Мне рассказали, что президент Асад, чтобы задобрить своего «турецкого союзника», даже запретил продажу книг о Геноциде армян в сирийских книжных магазинах.
В 2008 году, в этот период дружеских отношений между двумя странами, Католикос Великого Дома Киликийского Арам I встретился с президентом Асадом в Дамаске. Католикос позже рассказал мне, что президент Асад сказал ему, что армяне совершают большую ошибку, выступая против Турции и постоянно говоря о Геноциде армян. Асад сказал, что армяне должны забыть прошлое и установить хорошие отношения с Турцией, которую он назвал мощной и важной страной. Он считал, что экономика Армении получит большую выгоду от торговли с Турцией.
Как потомок переживших Геноцид армян и пожизненный защитник справедливости для жертв этого массового преступления, я был глубоко опечален, услышав ужасный совет президента Асада Араму I. Имея в виду этот разговор, когда у меня появилась возможность поехать в Дамаск в начале июня 2009 года я попросил близкого армянского друга президента Асада организовать мне встречу с президентом.
После прибытия в Дамаск мой друг позвонил в президентскую резиденцию, чтобы подтвердить встречу. Глава администрации президента посоветовал моему другу прийти во дворец одному и поговорить об этой встрече. Через час мой друг вернулся из дворца и унылым голосом сообщил, что встреча не состоится, потому что руководитель аппарата загуглил мое имя и обнаружил, что я написал сотни критических статей о Турции и Геноциде армян. Поэтому он сказал моему другу, что встреча человека с антитурецкими взглядами, как я, с президентом Асадом невозможна из-за дружественных отношений между Сирией и Турцией.
Естественно, я был очень разочарован. Причина, по которой я хотел встретиться с президентом Асадом, заключалась в том, чтобы сказать ему, что не только его советы армянам были неправильными, но и он сам совершил большую ошибку, доверяя президенту Эрдогану. Я хотел сказать президенту Асаду, что армяне очень хорошо знают мошенническую природу турецких лидеров, учитывая геноцид, от которого пострадал армянский народ. Я также хотел предупредить президента Асада, что наступит день, когда его «хороший друг» Эрдоган предаст его и нанесет удар ножом в спину.
В 2009 году я не мог знать, что через два года в Сирии при полной поддержке Эрдогана разразится крупная гражданская война. Я не был уверен, что даже если бы у меня была возможность встретиться с президентом Асадом и предупредить его, он бы ко мне прислушался. Но, тем не менее, мне хотелось рассказать ему все, что я думал.
Позже я слышал, что президент Асад говорил другим армянам, с которыми он встречался, что им следует дружить с турками и Турцией. Асад также раскритиковал армян за то, что они сожгли турецкий флаг 24 апреля.
После моего визита в Дамаск президент Асад посетил Армению 17-18 июня 2009 года и предложил себя президенту Сержу Саргсяну в качестве посредника между Арменией и Турцией из-за «тесных отношений» Сирии с обеими странами. Однако Асад не нанес торжественного визита к Мемориалу Геноцида армян в Ереване, который делают все иностранные лидеры, чтобы засвидетельствовать свое почтение и возложить венок. Это был еще один пример чрезвычайной чувствительности президента Асада к тому, чтобы не расстраивать Турцию. Асад также пояснил, что Сирия из уважения к Турции не может признать Геноцид армян.
На прошлой неделе Самвел Фарманян, бывший заместитель и пресс-секретарь президента Саргсяна в 2009 году, заявил в своем сообщении в Facebook, что, когда президент Асад взволнованно рассказал о своих «великолепных отношениях» с Эрдоганом, президент Саргсян ответил: «Вы плохо знаете турков. Придет время, и мы будем судить по результату». Это похоже на послание, которое я хотел передать президенту Асаду в Дамаске.
Интересно, что в марте 2014 года, после нескольких лет организованных Турцией атак на Сирию, когда парламентская делегация во главе с Фарманяном находилась в Сирии и встречалась с президентом Асадом, он попросил Фарманяна передать президенту Саргсяну следующее послание: «Я очень хорошо помню нашу частную беседу с президентом Сержем Саргсяном в Ереване». Затем Асад добавил: «Президент Саргсян был прав. мы плохо знали турок».
Другой член парламентской делегации, посетившей Сирию в 2014 году, Наира Карапетян, подтвердила достоверность сообщения Фарманяна о президенте. Асад признал, что допустил ошибку, доверившись Эрдогану.
Конечно, в 2014 году президенту Асаду было уже слишком поздно осознавать, что ему не следует доверять Эрдогану. Эта большая ошибка стала одной из главных причин его окончательного падения.
Арут Сасунян
www.TheCaliforniaCourier.com
Перевод с английского на армянский - Рузанна Авагян
Перевод с армянского на русский – ИЦ «Еркрамас»
Добавить комментарий