Старая ложь азерпропа на новых дрожжах
Бакинский прокурор в роли наследника политэмигранта Арифа Юнусова
«На слушаниях в парламенте заместитель начальника Следственного управления Генпрокуратуры АР Гасым Мамедов выступил с фальшивой информацией о том, что якобы «Во время последней депортации из Армении в период с 1987 по 1991 год были убиты 216 азербайджанцев, 6522 человека признаны пострадавшими». Данный чиновник выступал с откровенно провокационным докладом: «Безопасное и достойное возвращение в Западный Азербайджан». Об этом пишет эксперт Роман Севанский в статье «Баку опять запел про убийство сотен азербайджанцев в Советской Армении».
(https://www.golosarmenii.am/article/226018/baku-opyat-zapel-pro-ubijstvo...)
Напомним, что в своём выступлении бакинский прокурорский врунишка в очередной раз использовал так называемый «список Юнусова», одного из главных идеологов лживого азерпропа в конце 1980-х – начале 2000-х. Позже «сладкая парочка правозащитников» Ариф Юнусов и его жена Лейла (в годы войны 1991-1994 гг. в Нагорном Карабахе была пресс-секретарем министерства обороны бакинского режима) стали жертвой преследований со стороны Алиева-младшего, сели в тюрьму, но позже были «помилованы» и отбыли в солнечные Нидерланды, где и пребывают поныне.
Юнусов и его команда в 1991 году просто придумали и сфальсифицировали «смерть» почти 200 азербайджанцев якобы в ходе погромов в Армении в 1988-90 гг.
Эту ложь детально разоблачил еще в 1991 году, в интервью «Экспресс-Хронике» генерал Усик Арутюнян, председатель КГБ Армянской ССР. Это интервью полностью есть в сети, найти не сложно.
«Экспресс-Хроника» была едва ли не первой независимой газетой (в СССР она даже не имела регистрации в качестве СМИ). Поэтому факт предоставления ею трибуны для ответа на ложь Юнусова генералу КГБ было свидетельством неординарности редактора, известного правозащитника Александра Подрабинека.
Обратимся к книге Арсена Мелик-Шахназарова «Нагорный Карабах: факты против лжи» (http://russia-artsakh.ru/sites/default/files/2018-11/%D0%A8%D0%B0%D1%85%...).
Автор, тогда московский корреспондент газеты «Советский Карабах», сотрудничал с «Экспресс-Хроникой» и вместе с коллегой из правозащитного издания Рубеном Алахвердяном они переслали упомянутый «доклад» Юнусова в Ереван с просьбой произвести подробную проверку и разоблачить фальшивку азерпропа.
Итак, глава 14. «Война и мифы», стр. 635-638.
«Попытки апеллировать к мировому сообществу, чтобы отвлечь его внимание от осуществлявшихся в АзССР - Азербайджанской Республике этнических чисток и погромов осуществлялись официальным Баку и ранее. В главе «Первая кровь» мы уже говорили, что после январских 1990 года армянских погромов в Баку, превзошедших резню в Сумгаите, азербайджанская пропаганда вернулась к вопросу азербайджанских беженцев из Армянской ССР. При этом были использованы обычные для этой пропаганды ложь и дезинформация.
Подобный «вброс» в «демократические» СМИ, связанные с Западом, был предпринят уже упоминавшимся Арифом Юнусовым ровно через год после армянских погромов в Баку. Еще в 1991 году он опубликовал в еженедельной правозащитной газете «Экспресс-хроника» статью «Погромы в Армении в 1988-1989 годах»[i]. К статье прилагался поименный список из 215 граждан азербайджанской национальности, будто бы погибших в ходе погромов. Ранее было документально известно о 25 азербайджанцах, погибших в ходе событий в ноябре-декабре 1989 года в Арм.ССР.
Эти события носили характер вооруженных столкновений, в ходе которых жертвы были с обеих сторон, и после которых последовал массовый исход более 100 тысяч азербайджанского населения Армянской ССР (то есть всех азербайджанцев, за исключением тех, кто выехал ранее, обменяв свои квартиры, дома с бакинскими армянами). Они происходили в основном на севере республики, - 20 из 25 азербайджанцев и большинство из 17 армян погибли именно там, - вскоре после прибытия туда потока армянских беженцев из Кировабада и прилегающих армянских сел. Показательно, что в отличие от Еревана, где практически не было азербайджанского населения, в сельских районах АрмССР вообще не были дислоцированы внутренние войска, - хотя именно в сельской местности проживало более 90 процентов азербайджанских жителей республики.
К зиме 1991 года, когда появился материал Юнусова, армянский КГБ, как и азербайджанский, фактически вел самостоятельную политику, правда, не в русле, а против линии центра. В частности, весной 1991 года в Москве разгорелся скандал, когда выяснилось, что ереванские чекисты переправили большую часть неприкосновенного запаса оружия из своего арсенала в Нагорный Карабах.
По поручению шефа армянского КГБ Усика Арутюняна[ii] была проведена тщательная дополнительная проверка по каждому указанному в списке Юнусова человеку. Выяснилось, что за исключением 25 реально погибших, остальные указанные в списке Юнусова лица не были жертвами столкновений или погромов.
Они либо вообще никогда в республике не числились; либо благополучно выехали из нее (62 человека), и адреса проживания многих из них были известны; либо скончались в Арм. ССР еще до событий; скончались или погибли на территории АзССР и третьих республик СССР.
Например, один «убитый» выехал на жительство в РСФСР в 1987 году; другой переехал в Кустанайскую область Казахской ССР в 1984 г. и его адрес прилагался, и так далее.
20 человек, указанных, как убитые в ходе погромов, действительно скончались, но не в результате насильственной смерти. Причем один погиб в автокатастрофе еще в 1963 году, а другой, значившийся в «списке Юнусова» как «умерший от избиений», «18 марта 1988 г. во время выпаса скота на железнодорожном перегоне… попал под дрезину, в результате чего на месте скончался, при этом несчастном случае одновременно пало 17 голов мелкого рогатого скота»[iii].
По словам У. Арутюняна, «мы документально доказали, что составленный список… преувеличен почти в 10 раз. Неужели составители документа не задумывались над тем, что кощунствуют в отношении своего же народа, причисляя живых к мертвым? Думается, самое главное в этом случае – это добиваться истины для своего же народа. Хватит его озлоблять ложью, делать из него зверя»[iv].
Наконец, некоторые приведенные Юнусовым фамилии армянских функционеров были придуманы. Словом г-н А. Юнусов был уличен в преднамеренной лжи, что, впрочем, не мешает тем же западным журналистам и политологам ссылаться в своих работах на его фальсификации. Уже упоминавшийся Томас де Ваал в своей книге «Черный сад», говоря об исходе азербайджанцев из Армянской ССР, базируется именно на «списке Юнусова», опубликованном в «Экспресс-Хронике»[v].
При этом, в предисловии к своей книге де Ваал двулично призывает читателя «не заниматься выборочным цитированием отдельных отрывков из книги в угоду собственным политическим интересам»[vi]. Воистину, дьявол кроется в деталях!
Циничные и голословные фальсификации и сегодня остаются на вооружении бакинского агитпропа. Давая в своих измышлениях изрядную фору А. Юнусову, кандидат исторических наук Исрафил Мамедов заявил по азербайджанскому телевидению 25 марта 2001 года: «В целом нигде не встретишь аналога трагедии, учиненной против азербайджанцев на территории нынешней Армении. Совсем недавно, 12 ноября 1988 года, в Спитакском районе, за несколько недель до землетрясения 70 азербайджанских детей (заметьте, речь опять-таки идет о детях – прим. автора) загнали в трубу и заварили ее концы. А 25 детей посадили в автобусы и куда-то отправили. В тот день убили 350 человек. Однако мир не знает об этом»[vii].
Как видим, и 30 лет спустя после разоблачения лжи советского азерпропа, нынешние его адепты пытаются одурачить общественность всё теми же азерпроповскими байками.
Таким образом, бакинский прокурор стал «наследником» азерпроповца Юнусова.
Старый конь белиберды не портит!
Александр АНДРЕАСЯН
[i] Газета «Экспресс-хроника», № 9, 26.02.1991 г.
[ii] У. Арутюнян впоследствии погиб в авиакатастрофе самолета А-320 «Армянских авиалиний» близ Сочи, 3 мая 2006 года
[iii] «Погромы в Армении: суждения, домыслы и факты», «Экспресс-хроника», № 16, 16.04.1991
[iv] Там же
[v] «Черный сад. Армения и Азербайджан между миром и войной». Москва. «Текст». 2005, с. 97
[vi] Там же, стр. 13
[vii] Расшифровка передачи была опубликована в органе управления делами президента АР газете «Бакинский рабочий», в номерах за 27-30.03.2001 г.
Добавить комментарий