Самороспуск Рабочей партии Курдистана стал заключительным этапом важного периода в истории Турции: анализ тюрколога
Тюрколог, декан факультета востоковедения Ереванского государственного университета Рубен Мелконян считает, что курдский народ, несмотря на свою многочисленность, является одним из самых обманутых. Им постоянно обещали государство, независимость и права, но реализация этих программ всегда оказывалась безуспешной, хотя курды всегда играли определенную роль в политических играх великих держав, в первую очередь США.
В интервью Арменпресс Рубен Мелконян коснулся самороспуска Рабочей партии Курдистана и переходе к демократическим методам борьбы.
«Этот процесс или такая развязка не стали неожиданностью для специалистов, потому что уже длительное время велись закулисные, а иногда и не закулисные переговоры, обсуждения между различными сегментами турецких властей и курдскими кругами, причем в переговорах участвовали как курдские депутаты, которые имеют очень тесные связи с Рабочей партией Курдистана, так и один из лидеров турецкого правительственного блока, глава «Серых волков» Девлет Бахчели и ряд других деятелей»,- отметил Мелконян.
Он подчеркнул, что проблема в том, что курдский вопрос уже давно полностью изменил свои внутренние и внешние характеристики, что можно трактовать как результат долгосрочных и последовательных шагов турецких властей.
«Эти шаги были одновременно и резкими, и мягкими. Особенно после прихода к власти Эрдогана в отношении курдов стала проводиться совершенно иная политика. Курды вошли в ряды правящей партии, и сегодня они уже занимают большое место в бизнесе и определенных кругах государственного управления. То есть, вопрос был поставлен таким образом, что нужно не идти на обострение, а если есть проблемы, волнующие курдское общество, то турецкое государство и, в частности, власти Эрдогана могут предоставить рычаги, возможности, чтобы курды сами занялись своими проблемами и их решением, но в рамках территориальной целостности турецкого государства, отказавшись от стремления к независимости, независимости, самоопределению», - уточнил тюрколог.
По словам Мелконяна, сработал и известный лозунг «разделяй и властвуй», который доминировал в этом вопросе с начала 2000-х годов. Кроме того, имелись определенные внешние факторы, ослабившие международную поддержку курдского вопроса. Произошли также региональные события, которые также повлияли на курдский вопрос.
«Несколько лет назад в Ираке прошел референдум о самоопределении курдов, который впоследствии закончился провалом. Затем последовало свержение режима Асада в Сирии и сотрудничество сирийских курдов с новыми властями. Здесь есть и символические шаги, среди которых важное значение имел прямой переговорный процесс с лидером Рабочей партии Курдистана Абдуллой Оджаланом, приговоренным с 1999 года к пожизненному заключению, что и не скрывалось. Последним эпизодом, связанным с курдским вопросом, стало то, что сам Оджалан призвал к прекращению борьбы, а ведь он был важнейшим символом этой борьбы, безусловным лидером с 1978 года. По сути, сам символ и лидер призвал к прекращению борьбы, что также должно было обеспечить легитимность и достоинство отступления курдов», - сказал наш собеседник.
Мелконян добавил, что опубликованная информация была сообщена заранее, поскольку Эрдоган днями раньше заявил, что окончательное решение будет принято в ближайшее время.
По словам Мелконяна, это стало кульминацией важного периода в истории Турции.
По его словам, Эрдоган войдет в историю и как деятель, который смог вывести курдский вопрос на решающий уровень или, по крайней мере, в совершенно другую плоскость.
Тюрколог не исключил, что отдельные курдские отряды и вооруженные лица продолжат выражать свое несогласие с турецким государством, но это уже будут проявления последнего из могикан или донкихотской борьбы, как это часто бывает, когда войны заканчиваются, но отдельные партизанские отряды или остатки армии продолжают сражаться. Однако курдский вопрос, существующий с 1970-х годов и по сей день, по мнению Мелконяна, можно считать практически решенным.
«Однако курды продолжат наращивать свое присутствие и влияние в политической жизни Турции различными способами. Во-первых, их численность довольно быстро растет, и они составляют большую численность. Они весьма влиятельны в различных областях и государствах. В Турции есть районы, где курды проживают компактно и составляют подавляющее большинство. Учитывая демографические прогнозы, представленные в Турции, в ближайшие десятилетия единство этнических курдов может оказаться для них весьма выгодным. Так что курдский вопрос в старом восприятии можно считать закрытым, но курдский вопрос в Турции продолжит оставаться в общественно-политической сфере в различных формулировках», - отметил наш собеседник.
Мелконян согласен, что решение Трампа вывести американские войска из Ирака и Сирии, по сути, ослабило курдов, вынудив их пойти на конструктивные переговоры с турецкими властями.
«Это также проявление рациональности и прагматизма. Прежде всего, после прихода Трампа к власти было отмечено, что США не будут продолжать поддерживать, финансировать и разжигать различные конфликты тем или иным образом, включая курдский вопрос. Вторым фактором является то, что турки и курды являются гражданами одного государства, и имеют немало схожих черт в цивилизационном плане, поэтому смысл турецко-курдских переговоров был в том, что не нужно было искать посредников из других стран, нужно было сесть вместе за стол переговоров и решать вопросы совместными усилиями. Речь шла о том, чтобы они не были обмануты в очередной раз, не стали частью игры великих держав, о том, что турецкие власти готовы пойти навстречу требованиям курдов, не соглашаясь, однако, с идеей создания независимого Курдистана», - заявил Мелконян.
По его словам, в этом вопросе победили также прагматизм курдских политиков и тот немаловажный факт, что до начала 2000-х годов борьба велась в основном в формате партизанских вооруженных отрядов, и курдских политиков было очень мало, а в последующие годы появились деятели, которые стали депутатами парламента, вступили в политическую борьбу, подключились, и фактически состоялся переговорный процесс между курдскими и турецкими политиками. Другими словами, есть множество эпизодов и деталей, совокупность которых позволяет составить лишь общую картину данного явления.
Запрещенная в Турции и признанная террористической организацией Рабочая партия Курдистана (РПК) объявила о самороспуске и переходе к демократическим методам борьбы. Участники конференции призвали международные державы признать свою ответственность за многовековую политику геноцида в отношении курдского народа, не препятствовать демократическому решению и внести конструктивный вклад в этот процесс.
Рабочая партия Курдистана была самораспущена после 47 лет вооруженной борьбы с Турцией.
Манвел Маргарян
Добавить комментарий