Из бандитизма в губернаторство

29 сентября, 2014 - 11:16

Переназначение Сурена Хачатряна на должность губернатора Сюникской области Армении – результат закулисных договорённостей внутри власти

Переназначение скандально известного Сурена Хачатряна на должность губернатора Сюникской области Армении вызвало волну возмущений в политических и общественных кругах страны.
 
По данным местной прессы, он и его близкие не раз оказывались в эпицентре скандалов (драки, перестрелки и пр.). Утренние газеты и электронные СМИ просто пестрят заголовками о скандальном кадровом назначении.

«У вас не возникли вопросы?»

Первая реакция на переназначение последовала от аккредитованных в правительстве журналистов. Они фактически провалили пресс-конференции двух министров и замминистра финансов, которые не имели никакого отношения к Хачатряну и, согласно регламенту, должны были представлять работу их ведомств.

Возмущенные кадровой перестановкой представители прессы адресовали министрам один и тот же вопрос – «когда объявили о назначении Хачатряна на должность замминистра, у вас не возникли вопросы?».

В целом же, если смотреть на процессы шире, назначение Сурена Хачатряна имеет свою внутреннюю логику. Это продолжение кадровой политики в структуре власти Армении.

Тема государственной кадровой политики редко рассматривается в армянских СМИ. Часто на назначение того или иного скандального лица пресса реагирует эмоционально, рассматривая моральные стороны проблемы. Вне анализа остаются реальные причины конкретного назначения, исходящего из общей внутренней логики кадровой политики. Необходимо, как говорится, «не плакать, не смеяться, не ненавидеть, а понимать». 

Журналисты чиновникам: «когда объявили о назначении Хачатряна на должность замминистра, у вас не возникли вопросы?»

Who is Mr. Хачатрян? 

Имя Сурена Хачатряна в полосах местной прессы появляется часто в контексте какого-то скандального события – от перестрелки до убийства. Губернатор – достаточно сильная фигура с крепкими позициями как во власти, так и в самой Сюникской области.

Фактически под его прямым контролем находятся как все местные чины, так и бизнес сообщество. Стратегическое значение Сюника для экономики и безопасности Армении трудно переоценить – регион богат природными ресурсами и граничит с Ираном и Карабахом.     

Судя по сообщениям СМИ, которые не были опровергнуты, он «архитектор» «атмосферы безнаказанности и страха» в руководимой им области. Его племянники убили ножом одного юношу за то, что он задел их плечом.

«Ему нанесли 10 ножевых ударов», – отмечает газета «Аравот», напомнив, что родители этого юноша отказались контактировать с прессой.

Барт Сурена Хачатряна в одном из магазинов Гориса (город в Сюнике) попытался изнасиловать девушку, которого еле удержали в результате вмешательства охранника самого губернатора (Сурика Хачатряна).

Родные девушки по известным причинам категорически отказались выйти на контакт с прессой или пожаловаться силовикам.

Имел место также случай, когда Сурен Хачатрян в своем кабинете избил школьника, подравшегося с его сыном. Тогда правительство после обнародования указанной информации начало даже служебное расследование, которое, правда, было провалено или спущено на тормозах потому, что родные мальчика вновь по известным причинам отказались сотрудничать с чиновниками кабмина.

Имя Хачатряна появляется в армянкой прессе в контексте скандала – от перестрелки до убийства

Действия Сурена Хачатряна иногда выходили за пределы Сюникской области. В ноябре 2011 года в центре Еревана, на площади Республики, перед зданием правительства он избил предпринимателя (женщину), которая впоследствии подала на него в суд.

Несмотря на это, Хачатрян продолжал занимать свой пост, служебного расследования не было, хотя запись инцидента была обнародована. Дело было прекращено после того, как Хачатрян публично извинился за свое поведение. 

Причиной же самовольной отставки Сурика Хачтряна стала перестрелка перед его домом в 2013 году, в результате которой один человек погиб на месте, а двое получили огнестрельные ранения.

В рамках дела были арестованы сын Хачатряна и его телохранитель. Позже они  были освобождены из-под стражи. Возбужденное против них уголовное дело было прекращено.

Каждый раз родные жертвы Хачатряна или его близких свое нежелание контактировать с прессой или обратиться в полицию в неформальных беседах мотивировали страхом.

«Чиновники правительства или представители СМИ скоро уйдут, и мы останемся лицом к лицу с Хачатряном и его свитой», – отмечали они.

Сурен Хачатрян – не исключение

Волна возмущений или паническая реакция прессы на переназначение Сурена Хачатряна может вызвать у незнакомого с армянскими (постсоветскими тоже) реалиями человека, что указанная кадровая перестановка – есть нечто из ряда вон выходящее. На самом деле, его «реабилитация» не исключение из правил и не отклонение от «мейнстрима» кадровой политики, а его составляющее.

Достаточно вспомнить назначение Гагика Бегларяна на пост министра транспорта и связи, который ранее был уволен с поста мэра Еревана после избиения сотрудника аппарата президента Армении.

Об уровне качества государственной кадровой политики свидетельствует также то, что должность посла Армении в Грузии доверена олимпийскому чемпиону, экс-министру спорта и по делам молодежи Юрию Варданяну, который не имеет никакого прямого или косвенного отношения к дипломатии.

Исходя из подобных случаев, многие эксперты отмечают, что качество кадровой политики в Армении «оставляет желать лучшего».

На этом фоне меркнут официальные заявления представителей властей об их приверженности к реформам. Для образной зарисовки ситуации с «приверженностью к реформам» подходит известная поговорка – «ваши дела кричат так громко, что не слышно вашего голоса».

Президент – результат системы, а не наоборот

Кадровая политика власти, нацеленная после избрания Сержа Саргсяна в президенты в 2008 году на «выдавливание олигархии из политики», по мнению экспертов, изменилась.

Лозунг деолигархизации политики сопровождался заявлениями президента Сержа Саргсяна и тогдашнего премьер-министра Тиграна Саркисяна о необходимости разделения бизнеса от политики.

Тогда от должности был отстранен (официально подал заявление об отставке) один из влиятельных лиц, спикер парламента Овик Абрамян, являющийся родственником крупного армянского олигарха Гагика Царукяна.       

Однако маятник политики «деолигархизации» развернулся после назначения Абрамяна на должность премьер-министра. Это был результат подковерной борьбы между отдельными группами власти, который ознаменовал установление нового консенсуса в пользу крупного бизнеса.

Сами сторонники идеи выдавливания олигархии из политики воспринимали назначение Абрамяна на пост премьер-министра своим поражением. По крайней мере, в этом они признавались в частных беседах.  

На этом фоне заявления о единоличном и абсолютном лидерстве президента в «доме власти» звучат наивно. Глава государства в данном случае скорее балансир и фиксатор консенсуса в структуре власти, где происходит столкновение интересов отдельных групп за сегменты влияния и преференции.

Главной задачей системы власти стал контроль, а не реформы и развитие. Сущность же этой системы определяется не личностью. Иными словами, президент – результат системы, а не наоборот.

Главной задачей системы власти в Армении стал контроль, а не реформы и развитие

Переход за кулисы

Как считает эксперт Института Кавказа, политолог Грант Микаелян за последние полгода кадровая политика власти «сильно изменилась».

«Во-первых, больше не ставится задача «угодить» недовольным, поскольку, хотя эти недовольные и есть, они своего недовольства практически никак не проявляют. На сегодня власть не только не чувствует никакой конкуренции, но и вовсе не чувствует оппозиции. Оппозиция не может даже договориться о своем названии, не говоря уже о планах действий. Повестка дня у нее также не несет ничего особо интересного для избирателя», – поясняет в беседе с корреспондентом «Кавказской политики» политолог.  

В последние годы, по словам эксперта, практически невозможно было устроить сколько-либо конструктивную дискуссию что в обществе, что в парламенте. «Поэтому, как только власть почувствовала себя в полной безопасности от критики и в состоянии проводить абсолютно любые решения, внутренняя политика страны стала абсолютно непубличной, переместившись в сферу закулисных договоренностей», – считает он.

На сегодняшний день, по мнению Микаеляна, внутренняя политика скорее похожа на торговлю должностями, преференциями, взаимными услугами и общество в этот процесс ни в коей мере не вовлечено.

«Я не склонен считать, что проблема лишь в пассивности общества. На мой взгляд, ситуация изменилась бы, если бы стало возможно конструктивное обсуждение тех или иных проблем, а не «размазывание» ответственности по всей системе власти, а то и по всей стране за те или иные непотребства», – заключил он.

Аршалуйс Мгдесян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image