Союзу — быть

4 октября, 2014 - 12:44

Нынешняя осенняя сессия Федерального Собрания России по праву может стать исторической. Обе палаты Российского парламента ратифицировали Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный 29 мая 2014 года в Астане Президентами России, Беларуси и Казахстана. Государственная Дума сделала это 26 сентября, а Совет Федерации — 1 октября. В тот же день судьбоносное решение принял Парламент Казахстана, а Национальное собрание Беларуси, как ожидается, рассмотрит вопрос 7 октября

Принцип четырех свобод

«Происходящее в эти дни является ключевым событием в евразийской интеграции, — заявил официальный представитель Президента РФ, за­меститель министра экономического развития РФ Алексей Лихачев. — До­говор закладывает основу для буду­щего многолетнего сотрудничества дружественных стран, имеющих не­разрывные культурные, исторические и экономические связи»
В том же духе фактически еди­нодушно высказались и сенаторы, и депутаты. Говоря о перспективах развития нового экономического объ­единения, Председатель Совета Феде­рации Валентина Матвиенко обратила внимание на мощный ресурс межреги­онального и приграничного сотрудни­чества России, Беларуси и Казахстана, других стран СНГ. При этом особо от­метила потенциал двусторонних меж­региональных форумов, существую­щих, например, с Казахстаном и Бела­русью. Их, по ее мнению, следует пре­образовать в единый трехсторонний форум регионов под руководством глав трех государств. Такой формат, считает она, будет в большей степени соответствовать новому уровню инте­грационного взаимодействия наших стран. «В новых условиях мы должны своевременно обеспечивать законода­тельное сопровождение процесса эко­номической интеграции, предлагать возможные решения, как в рамках двустороннего сотрудничества, так и в формате многосторонних интегра­ционных объединений», — подчеркнула Валентина Матвиенко.
Документ   призван   осуществить принцип четырех свобод на простран­стве ЕАЭС — свободу передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, отметил Председатель Государ­ственной Думы Сергей Нарышкин. Кроме того, он обеспечит проведение скоординированной экономической политики трех стран и переход к еди­ным таможенным тарифам. «Реализа­ция договора потребует дополнитель­ных бюджетных расходов, которые будут учтены в бюджете РФ предстоя­щего года и в ближайшей трехлетке, — уточнил он. — В связи с ратификацией договора предстоит большая работа по гармонизации законодательств трех стран. От этого будет во многом зависеть успех интеграционных про­цессов и развитие взаимоотношений со стратегическими партнерами Рос­сии».
Вступление договора в силу с на­чала 2015 года призвано запустить развитие внутренних торгово-эконо­мических и кооперационных связей, повысить конкурентоспособность национальных производств и тем са­мым усилить роль стран Союза в хо­зяйственной и политической системе мира. Структурно договор состоит из двух частей, 28 разделов и 118 ста­тей. Первая излагает цели и задачи евразийской интеграции, определяет международно-правовой статус Союза как полноформатной международной организации региональной экономиче­ской интеграции. Исходя из этого, Со­юз может проводить свою внешнетор­говую политику и заключать догово­ры с третьими странами. Помимо того, устанавливает структуру, полномочия и порядок работы его органов. Это — Высший Евразийский экономический совет, куда входят главы государств, Евразийский межправительственный совет, состоящий из глав правительств государств-членов, Евразийская эко­номическая комиссия и Суд Евразий­ского экономического союза. В кадро­вой политике предусмотрен принцип равного представительства сторон.
Вторая часть — функциональная. Она регламентирует механизмы эко­номического взаимодействия и фик­сирует базовые договоренности по отраслевым направлениям. Среди таковых можно выделить положения о таможенном и техническом регули­ровании, внешнеторговой политике и мерах по защите внутреннего рын­ка. Предусмотрен переход к единым таможенным тарифам. Союзные го­сударства обязались осуществлять согласованную политику в ключевых отраслях экономики — в энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте. Впервые договорились проводить единую политику по защи­те прав потребителей на территории Союза. А также поэтапно двигаться к единым энергетическим рынкам, об­щим рынкам лекарственных средств и медицинских изделий.
Банкам для ведения бизнеса в стра­не ЕАЭС не нужно создавать «дочку», достаточно открыть филиал. Заемщи­ки будут иметь равные возможности на всей территории действия соглаше­ния. Преимущества евразийской инте­грации сполна оценят и граждане: они получат право свободно работать в го­сударствах «тройки» без оформления каких-либо разрешений не только по трудовому, но и по гражданско-право­вому договору. Предусматривается большая защищенность трудящихся из государств Союза за счет решения вопросов социального и медицинского страхования, автоматического призна­ния дипломов и прочих мер.
«Вопросы, связанные с пенсионным, социальным, медицинским обеспе­чением трудовых ресурсов в догово­ре прописаны как в прямых нормах, так и в положениях, предполагающих выход на новые нормативные акты, — сообщил председатель коллегии Ев­разийской экономической комиссии Виктор Христенко. — Предусматрива­ется подготовка нового соглашения о пенсиях».
Отдельный раздел посвящен бюд­жету Союза, который будет форми­роваться в российских рублях за счет долевых взносов государств-членов. Их размеры установит Высший совет. Договор зафиксировал принципы су­веренного равенства государств, тер­риториальной целостности, а также уважения особенностей политическо­го устройства членов Союза.
«Основу договора составили дей­ствующие соглашения Таможенного союза и Единого экономического про­странства, которые были переработа­ны, дополнены, систематизированы, в том числе и приведены в соответствие с правилами ВТО. Всего кодифициро­вано около сотни документов», — со­общил Алексей Лихачев.

Парламентское измерение евразийства

Таким образом, на пространстве СНГ завершается формирование крупней­шего общего рынка, который охваты­вает территорию с населением более 170 миллионов человек и становится новым мощным центром экономиче­ского развития. Залогом тому могут быть огромные запасы природных ре­сурсов, в том числе энергетических, которыми обладает Союз. На него приходится пятая часть мировых запа­сов газа и почти 15 процентов нефти. У стран «тройки» в то же время раз­витая промышленная, индустриаль­ная база, мощный кадровый, интел­лектуальный, культурный потенциал. Географическое положение позволяет ЕАЭС создавать транспортные, логи­стические маршруты не только ре­гионального, но и глобального значе­ния, завязывать на себя масштабные торговые потоки Европы и Азии. Все это способствует конкурентоспособ­ности нового геополитического объ­единения, его динамичному развитию в стремительно меняющемся и слож­ном мире.
«Евразийский экономический со­юз — мощный экономический блок, который станет вторым по глубине интеграции после Евросоюза, — отме­тил в комментарии для «РФ сегодня» глава Комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский. — Емкость рынка ЕАЭС оцени­вается в 2,5 процента мирового ВВП, экономический эффект от его созда­ния за 10 лет может составить до 20 процентов прироста ВВП для каждой из стран-участниц. За последние че­тыре года реализации евразийского интеграционного проекта удвоился взаимный товарооборот между стра­нами».
О том, насколько выгодным может быть участие в новом объединении, стало ясно уже в 2011-м, когда был создан Таможенный союз. За три го­да товарооборот между Россией, Ка­захстаном и Беларусью вырос почти вдвое. Бизнесмены трех стран уже просчитывают выгоды от нового дого­вора. Перспективный интеграционный эффект в виде прироста совокупного ВВП России, Беларуси и Казахстана к 2030 году эксперты оценивают в раз­мере 900 миллиардов долларов.
Евразийский экономический союз знаменует собой новый этап интегра­ции, прежде всего в цивилизационном смысле, подчеркнул глава Комитета ГД по делам СНГ, евразийской интегра­ции и связям с соотечественниками Леонид Слуцкий. По его словам, уже в ближайшее время в Евразии поми­мо единого экономического появятся единое образовательное и информа­ционное пространства, единое про­странство безопасности, Евразийская межпарламентская ассамблея, а затем и полнокровный евразийский парла­мент. «Евразийский союз будет одним из мощных игроков в мировой эконо­мической и политической архитекту­ре XXI столетия. Возможно, он станет главным препятствием на пути по­строения однополярного мира с геге­монией одной державы, которая, к со­жалению, выстроена на крови, как мы видели в бывшей Югославии, в Ираке, в Ливии, а сейчас наблюдаем на Укра­ине», — констатировал политик.
ЕАЭС — это мощный геополитиче­ский проект, присоединиться к кото­рому выразили желание ряд стран. 9 октября на встрече глав государств — членов ЕАЭС в Минске, как ожи­дается, будет подписано решение о присоединении к договору Армении. На очереди Киргизия, где интенсивно идет работа над «дорожной картой». В последующем к новому альянсу могли бы присоединиться Турция и Индия. С предложением принять Турцию вы­ступил Нурсултан Назарбаев, озвучив просьбу официального Стамбула. О возможном присоединении к Союзу заявляли представители Сирии. Инте­рес к рынкам Евразийского экономи­ческого союза проявил Израиль.
«Могут ли в перспективе в Евразий­ский экономический союз вступить члены Евросоюза или страны, при­знанные ограниченным числом госу­дарств? Речь идет об Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье, в перспективе о Новороссии?», — поинтересовался депутат Михаил Дегтярев. «Членом ЕАЭС может быть любая страна, кото­рая не просто разделяет устремления и ценности, но готова взять на себя все обязательства, вытекающие из До­говора», — пояснил Виктор Христен­ко. Касательно ЕС, любая его страна теоретически может войти в состав ЕАЭС, правда, выйдя из прежнего со­юза.
Выступая от фракции ЛДПР, депу­тат Алексей Диденко напомнил, что либерал-демократы во главу угла сво­ей программой ставят воссоединение русских земель в границах не только Советского Союза, но и Российской империи образца 1913 года. Следова­тельно, будут ставить вопрос о про­текторате или ассоциированном член­стве в ЕАЭС конфедерации Новороссии и частично признанных республик постсоветского пространства. Он уве­рен: Евразийский экономический со­юз должен перерасти в политический, который озаботится безопасностью и охраной границ союзных стран, коор­динацией их борьбы с международ­ным терроризмом, наркотрафиком, наркоманизацией и алкоголизацией населения.
Позицию КПРФ представил Васи­лий Лихачев, назвав происходящее праздником здравомыслия, прагма­тизма и справедливости. Тем не менее, предостерег сторонников единения от излишней эйфории: «Мы должны чет­ко понимать, что существуют силы — и очень мощные, которые выступали и продолжают выступать против Ев­разийского союза. Остудить их может только наша реакция. В этой связи мне представляется крайне важным создание парламентской системы со­действия евразийской интеграции». Как считает депутат, законодателям России, Беларуси и Казахстана не­обходимо сформировать совместные «группы диалогового режима» в каче­стве своих представителей в экономи­ческой комиссии и других структурах ЕАЭС, дабы способствовать их более продуктивной работе.
Следует отметить, что озабочен­ность парламентским измерением евразийской интеграции прозвучала в эти дни в комментариях и высту­плениях большинства законодателей. Похоже, в этом направлении что-то недоработано или упущено. «Пока среди органов Союза отсутствует пар­ламентская структура, надо в рамках международного форума «Евразийская экономическая перспектива» чаще проводить наши встречи на регуляр­ной основе и обеспечить синхрониза­цию интеграционного законодатель­ства», — фактически поддержал депу­тата-коммуниста представитель фрак­ции «Единая Россия» Отари Аршба. Напомнив о затянувшемся на многие века споре «западников» и «восточни­ков», он констатировал: ратифицируя подписанный в Астане Договор, мы выбираем евразийство.
В том же духе выступил от фрак­ции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов: «Мы настаиваем на необ­ходимости создания межпарламент­ского органа, который имел бы не только рекомендательные полномо­чия, но и мог принимать обязатель­ные решения... Именно парламент Евразийского экономического союза должен принимать политические ре­шения и обязательные нормативные акты, в том числе и для исполнитель­ных органов Союза».
Думается, вершители евразийской интеграции услышат глас законодателей, отражающих волю народа. А ее ярко проявили опубликованные 23 сентября результаты соцопроса Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития, проведенного совместно с Международным исследовательским агентством «Евразийский монитор». За год поддержка участия в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве со стороны населения Казахстана и России выросла на 11 процентов, составив 84 и 79 процентов соответственно. В Беларуси участие в Таможенном союзе одобряют 68 процентов граждан. «Результаты третьей волны исследования в странах СНГ  по различным аспектам евразийской интеграции, — подчеркнул директор Центра Евгений Винокуров, — позволяют сделать вывод: идет дальнейшее оформление и кристаллизация «интеграционного ядра» Евразийского экономического союза». Его создание уже само по себе меняет нынешний мировой пасьянс политических сил.
Павел Анохин

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image