Противоречивые «признания» Аскерова: в НКР продолжается суд над азербайджанскими преступниками

6 ноября, 2014 - 13:51

В суде первой инстанции г.Степанакерта под председательством судьи Анатолия Тадевосяна продолжается начавшийся в последней декаде октября процесс над гражданами Азербайджана – Шахбазом Гулиевым (1968 г.р.) и Дилхамом Аскеровым (1960 г.р.), задержанными в июле сего года в Шаумянском районе Нагорно-Карабахской Республики и обвиняемыми по ряду статей Уголовного кодекса НКР.

Признав в ходе судебного разбирательства обвинение в незаконном пересечении границы в 2014 году вместе с Шахбазом Гулиевым и Гасаном Гасановым, в незаконном ношении оружия, краже денег, документов и скота, подсудимый Дилхам Аскеров отрицает обвинение в шпионаже, а также в похищении и убийстве несовершеннолетнего Смбата Цаканяна.

Сообщив суду, что регулярно (в 1998, 2005 и 2007 годах) в одиночку или с подельниками пересекал государственную границу НКР по участку Шаумянского района, Аскеров признался, что проводил съёмки, в частности, снимал различные объекты, затем продавал видеоматериалы неким заказчикам.

В ранних своих показаниях Аскеров отмечал, что он пересек границу НКР с целью поиска спрятанного в Шаумянском районе золота, однако в дальнейшем заявил, что ещё до приближения к подступам Карвачара понял, что история со спрятанным золотом выдуманная. В ходе предварительного следствия Аскеров подробно рассказал, где находится клад, а на суде заявил, что об этом знал лишь Гасанов. Противоречия в показаниях Аскеров объяснил плохим самочувствием.

Согласно показаниям Аскерова, он снимал видеокамерой Гасанова, так как его собственная видеокамера была неисправна – её, по словам Аскерова, намеренно испортил Гасанов. Подсудимый утверждает, что он  производил съёмки для себя, желая продемонстрировать общественности в Азербайджане, а вот Гасанов по каким-то причинам захотел держать в секрете эти записи и распоряжаться ими по-своему, из-за чего и  испортил видеокамеру Аскерова с тем, чтобы съёмки были произведены только посредством его видеокамеры. Кроме того, по словам Аскерова, Гасанов имел при себе карту, с помощью которой подсказывал ему, где и что снимать (подсудимый уверяет, что не сразу понял, что Гасанов является сотрудником службы национальной безопасности Азербайджана). Любопытно, что среди снятых данной камерой материалов были также видеоматериалы по допросу военнослужащего срочной службы Армии обороны НКР Акопа Инждигуляна, находившегося в плену в Азербайджане. По словам Аскерова, он не знал о существовании указанных материалов.

Вместе с тем Аскеров сообщил, что о его пересечениях границы были осведомлены также сотрудники спецслужб Азербайджана и командиры дислоцированных на границе азербайджанских подразделений.

Убийство несовершеннолетнего Смбата является, пожалуй, самым противоречивым пунктом в показаниях обвиняемых.

Дилхам Аскеров строит свою защитную линию на том, чтобы отвести от себя обвинение в убийстве Цаканяна, свалив всю вину на застреленного при задержании Гасанова. Аскеров уверяет, что он встретил юношу позже, под вишнёвым деревом, когда тот находился там с Гулиевым и Гасановым. Гулиев же настаивает на том, что к вишнёвому дереву они подошли все вместе, а Смбата они встретили на дороге втроём.

Идут вразрез друг с другом также показания обвиняемых относительно подробностей убийства юноши. В частности, по словам Аскерова, через некоторое время после того, как отделился от группы, он вновь встретился с Гулиевым и Гасановым, и те были уже без сопровождавшего их юноши, а на его вопрос – где юноша, Гасанов ответил, что тот почувствовал себя плохо и его оставили на дороге.

«Я до своего ареста не знал, что сопровождавший нас юноша убит», – уверяет  Аскеров.

Гулиев же рассказал, что С. Цаканян до конца находился с ними. По его словам, перед убийством Аскеров и Гасанов стали разговаривать между собой, требуя, чтобы он отошёл и не слышал их разговор. Гулиев заверяет, что через несколько минут после того, как он удалился, услышал автоматную очередь и, обернувшись, увидел, что юноша лежит, затем, подойдя, застал его уже мёртвым. По словам Гулиева, он в этот момент заметил, что Гасанов стоял с автоматом через плечо, приведённым в нейтральное положение, а Аскеров сидел на корточках, с автоматом на коленях, ствол которого был направлен в сторону юноши. Отвергая данное показание Гулиева, Аскеров назвал своего подельника «очень грязным и плохим человеком», заявив, что Гулиев является сотрудником министерства национальной безопасности Азербайджана, и его проникновение в Карабах было заранее спланировано.

Любопытно, что в ходе судебного разбирательства Аскеров подчёркивает своё курдское происхождение и утверждает, что в ходе предыдущих вылазок на территорию НКР у него не раз была возможность убивать людей, но он этого не сделал. А оружие (3 пистолета, 3 автомата с глушителями, гранаты и большое количество патронов), по его словам, были переданы неким Джабиром до пересечения границы, якобы в целях самообороны от диких животных.

Обвиняемый также заверяет, что испытывает чувство вины за смерть мальчика, в то время как согласно материалам дела он хладнокровно выпустил в 17-летнего Смбата Цаканяна сразу несколько пуль. При этом на вопрос о преднамеренном сваливании вины за убийство мальчика на убитого в ходе задержания Гасанова, Аскеров ответил, что до дачи показаний во время предварительного следствия он, якобы, не знал, что Гасанов убит при задержании.

Аскеров запутался также в показаниях относительно оружия, из которого был убит Смбат Цаканян. Баллистическая экспертиза доказала, что юноша был расстрелян из оружия Аскерова, отрицающего факт своего присутствия на месте убийства. Ранее Аскеров утверждал, что не обменивал оружие с другими членами банды, однако теперь заявляет, что его автомат брал Гасанов. На вопрос прокурора Карена Габриеляна о том, почему Гасанов заменил свой автомат на оружие Аскерова, а не Гулиева, Аскеров ответил, что его автомат стрелял лучше, и поэтому Гасанов взял его.

Давая показания относительно кражи из дома жителя г.Карвачара Врежа Балаяна, Аскеров рассказал, что, подойдя к городу, они увидели через бинокль, что в первом доме улицы никого нет, вошли и украли одежду, в карманах одной из них нашли паспорт, военный билет и сумму денег. При этом, по словам Аскерова, их заметила какая-то женщина, спросила что-то, а так как они на армянском знают несколько слов, ответили кое-как и удалились.

На вопрос прокурора о том, с какой целью они принесли с собой азербайджанские флаги, ни один из обвиняемых не дал мало-мальски вразумительного ответа…

Тем временем Баку плачется в жилетку различных международных организаций и стран-сопредседателей Минской  группы ОБСЕ, безуспешно стараясь убедить их в том, что арестованные  на территории НКР преступники являются «взятыми в заложники мирными гражданами». Однако ответственные международные структуры явно не желают впутываться в пропагандистские игры Баку. Так, отказался комментировать судебный процесс Госдепартамент США. Пресс-секретарь данной госструктуры Джен Псаки на брифинге отмахнулась: «По частным случаям, подобным этому, мы не располагаем большим объёмом информации», тем самым вызвав нешуточный гнев официального Баку и новый поток шантажа и угроз.

Напомним, что 10 июля с.г. Министерство обороны НКР распространило сообщение о попытке проникновения азербайджанских диверсантов на территорию республики, а 14 июля – о завершении операции подразделений специального назначения Армии обороны НКР по обезвреживанию азербайджанской разведывательно-диверсионной группы. В результате операции двое членов группы были задержаны, один –  уничтожен. В отношении задержанных было возбуждено уголовное дело, избрана мера пресечения в виде ареста.

В свою очередь Полиция НКР распространила сообщение о том, что граждане Азербайджана Шахбаз Гулиев, Дилхам Аскеров, а также ликвидированный третий участник группы Гасан Гасанов, имея при себе оружие и боеприпасы, 29 июня 2014г. незаконно пересекли государственную границу НКР и проникли на территорию Шаумянского района республики с целью осуществления разведывательной деятельности.

Согласно сообщению, данные лица по специальному заданию собирали информацию и осуществляли шпионскую деятельность. Более того, 4 июля они похитили с применением оружия несовершеннолетнего гражданина НКР Смбата Цаканяна, тело которого было обнаружено 15 июля с огнестрельными ранениями в лесной полосе общин Карвачар и Манашид Шаумянского района.

Кроме того, вечером 11 июля на 32-м километре автодороги Варденис-Карвачар Гасанов на почве национальной ненависти убил из огнестрельного оружия жителя Еревана Саргиса Самвеловича Абрамяна (1971 г.р.), а жительнице села Дзорахбюр Котайкской области РА Карине Аршавировне Давтян нанёс огнестрельные ранения. Он оказал вооружённое сопротивление в ходе операции по его задержанию и был обезврежен. Шахбаз Гулиев и Дилхам Аскеров были арестованы и заключены под стражу.

Согласно обвинительному заключению, Шахбазу Гулиеву предъявлено обвинение по признакам ст. 316 (шпионаж), ч. 2 ст. 350 (пересечение охраняемой государственной границы НКР без установленных документов или без надлежащего разрешения, совершённое организованной группой), ч. 3 ст. 245 (незаконное ношение огнестрельного оружия и вооружения, совершённое организованной группой), п. 1 ч. 3 ст. 129 (похищение человека с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, с применением оружия в отношении несовершеннолетнего, совершённое организованной группой), п. 3 ч. 3 статьи 183 УК НКР.

Дилхаму Аскерову инкриминируются преступления,  предусмотренные  ст. 316 (шпионаж), ч. 1 и 2 ст. 350 (пересечение охраняемой государственной границы НКР без установленных документов или надлежащего разрешения, совершённое организованной группой), ч. 3 ст. 245 (незаконное ношение огнестрельного оружия и вооружения, совершённое организованной группой), п. 1 ч. 3 ст. 129 (похищение человека с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, с применением оружия в отношении несовершеннолетнего, совершённое организованной группой), пп. 3, 7 и 14 ч. 2 ст. 103 (убийство, сопряжённое с похищением человека, совершённое организованной группой по мотиву национальной ненависти), ст. 33, пп. 3 и 14 ч. 2 ст. 103 (попытка убийства двух лиц, совершённая организованной группой, по мотиву национальной ненависти) УК НКР, ч. 1 и ч. 3, пункты 2 и 3 статьи 183, ч. 1 статьи 344 УК НКР.

Третий участник преступной группы – Гасан Гасанов, оказавший вооружённое сопротивление, был ликвидирован во время спецоперации по обезвреживанию группы (его тело передано азербайджанской стороне).

В ходе предварительного следствия выяснилось, что обвиняемые и до этого незаконно пересекали границу Нагорно-Карабахской Республики – в 1998-м, 2005-м и 2007 годах.

Судебное разбирательство продолжается.

Ашот Бегларян, Степанакерт

Комментарии

тело гасанова нех было передавать азербаранам, а забыть на помойке.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image