Какую железную дорогу увидел замминистра?

8 ноября, 2014 - 18:43

Заместитель министра транспорта и связи Армении Артур Аракелян два дня назад сделал сенсационное заявление, должно быть, сам не догадавшись, как далеко он зашел. Замминистра на этот раз решил поговорить о судьбе абхазской железной дороги и утверждать, что российская и грузинская стороны подчеркивают важность процесса возобновления железнодорожной связи. Но Аракелян, скорее, вообразил себя в роли благовестника, потому и воодушевленно добавил: «В последнее время возможность делать обнадеживающие заявления увеличилась. В частности, генеральный директор «Российских железных дорог» Якунин заявил, что есть обнадеживающие сигналы. Поскольку переговоры проходят закрыто, т.е. вопрос, скорее, политический, нежели экономический, власти Грузии и Абхазии должны договориться между собой. Вы, вероятно, представляете, что это нелегкая задача. Министерство транспорта и связи РА также вовлечено в эти процессы, и мы надеемся, что сможем в ближайшее время выступить с важным заявлением».

Когда высокопоставленный чиновник публично говорит о тайных переговорах двух иностранных государств, подчеркивая, что Армения также вовлечена в эти обсуждения, а после этого заверяет, что в ближайшее время следует ожидать важных новостей, в первый момент невольно думаешь, что оснований для недоверия нет. В случае мало-мальски подчеркнутого чувства ответственности такие заявления должны быть продиктованы весомой необходимостью, тем более в этом случае, когда речь идет о крайне важном для нашей страны транспортном направлении, которое уже много лет остается яблоком раздора и вопрос перезадействования которого актуализировался после поражения команды Саакашвили на выборах в Грузии в 2013г., когда пришедший к власти премьер-министр Бидзина Иванишвили заявил, что готов в сжатые сроки найти решение для этого сложного вопроса.

И теперь, пока в Армении обсуждают важность слов замминистра транспорта, из соседней республики в Ереван докатились первые реакции грузинских чиновников. Мало сказать, что они оставили впечатление холодного душа. Официальный Тбилиси прямо и безоговорочно опровергал заявление об участии армянской стороны в закрытых переговорах по возобновлению работы абхазской железной дороги. «Ничего подобного нет, и грузинская сторона также не участвует в каких-либо переговорах по вопросу абхазского участка железной дороги», - говорят грузины.

А значит, что это было? И почему Артур Аракелян взял на семя миссию рассказывать средь бела дня красивые сказки? Это вряд ли было собственной инициативой и вряд ли можно квалифицировать этот шаг оговоркой. Наиболее достоверными могут считаться две следующие версии: либо замминистра сказал больше, чем имел на то право, либо ему было поручено озвучить это «обилие слов» с тайным намерением услышать и оценить реакции.

Право так думать дают некоторые события последнего времени. Первое из них – стартовавший на днях процесс налаживания новых отношений Россия-Абхазия. Второе – царяшая ныне в Грузии нестабильная ситуация, следующие одна за другой громкие отставки. И активизировавшиеся на этом общем фоне политические аналитики уже преподносят возможные сценарии развития событий, которые главным образом сводятся к следующему: Россия собирается вернуться. Москва ни за что не согласится на создание на Южном Кавказе и, в частности, в Грузии военных инфраструктур НАТО и параллельно сделает все возможное, чтобы пресечь полноправное членство этой страны в экономических структурах Евросоюза. Именно в этом контексте, как замечает одно из российских изданий, подчеркивается важность обеспечения прямой надежной транспортной связи в Армению. «Армения присоединилась к Евразийскому экономическому союзу, и для полноправного членства Еревана в блоке и для реализации потенциала евразийских связей необходимо, чтобы Россия имела общую границу с Арменией с дальнейшим выходом к армяно-иранской границе для «евразийских» пограничников и таможенников. Кроме того, благодаря контролю над транспортными коммуникациями со стороны России, российская военная база в Армении будет действовать полноценно», - пишут российские аналитики.

Здесь крайне к месту напомнить, что, согласно договору о концессионном управлении «Армянской железной дороги», она на 30 лет передана в управление «Российским железным дорогам». Напомним также, что в случае возобновления коммуникации с Абхазией инвестиции в ЮКЖД должны составить около $2.1 млрд.

А истории армянского замминистра о тайных переговорах и остальном вполне вероятны. Другой вопрос, какой результат они дадут и насколько это придется по душе грузинам. Наши соседи сегодня переживают трудные времена. Последние отставки в Тбилиси, где один за другим правящую коалицию покидают, в частности, представители проевропейских сил, могут быть для Грузии роковыми. И история железной дорои в эти дни для них вряд ли является самым важным вопросом. Другое дело, что если вдруг свершится чудо и Грузия поменяет свой внешнеполитический курс, у Армении будет право подумать о его влиянии в зоне своих интересов.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image