Цивилизация или экспорт?

12 ноября, 2014 - 19:41

Грузинские крестьяне и производители аграрной продукции мечтают о российском рынке

Если бы Грузия входила в Таможенный союз и Евразийское экономическое пространство, страна могла бы полностью использовать открывшиеся возможности по наращиванию экспорта аграрной продукции в Россию.

Упущенные возможности?

Прошло время после объявления правительством России решения о запрете на год всего продовольственного импорта из стран ЕС, США, Австралии и др. Эта информация заставила производителей сельскохозяйственной продукции в разных частях мира активизировать свои усилия по замещению российского импорта из западных стран, который оценивается в миллиарды долларов. Во время визита Путина в страны Латинской Америки были проведены переговоры об активизации экономического сотрудничества, и сейчас латиноамериканские предприятия готовятся нарастить поставки в Россию. То же самое планируют сделать агросекторы Белоруссии, стран Центральной Азии, Азербайджана, Армении и т.д. Министр сельского хозяйства РФ Н. Федоров огласил предварительный список стран, из которых вырастет импорт продовольствия и сельскохозяйственного сырья.

Среди этих стран не оказалось Грузии. Более того, проходит информация, что вследствие подписания Грузией договора об ассоциации с ЕС начавшийся открываться рынок России для грузинских производителей вновь закроется или, по крайней мере, сузится. А это сулит большие трудности для местных крестьян.

В 2006 году, после резкого обострения отношений между двумя странами, российский рынок уже закрывался для грузинской аграрной продукции. Тогда Саакашвили хвастливо заявлял, что это «подарок судьбы» для Грузии, так как, дескать, закрытие российского рынка, где можно продавать даже «фекалии» (слова тогдашнего министра обороны Грузии Окруашвили), благотворно скажется на качестве грузинского вина и других продуктов, которые будут перенаправлены на рынки ЕС, Китая и т.д.

Однако время показало, что ничего этого не произошло. Да, некоторое улучшение качества винодельческой продукции на самом деле имело место, но зато многократно уменьшились объемы. Крестьяне практически не могли продавать свой виноград заводам и были вынуждены сдавать его за копейки. Началась медленная, но постепенная вырубка виноградников, уменьшение их площадей. Грузинское вино и другие продукты оказались практически не нужны ни в ЕС, ни в США, ни в Китае, а основным рынком после закрытия России стали Украина, Казахстан и Белоруссия, то есть опять же постсоветские страны.

Лбом об стену

После смены власти в Грузии Россия предприняла некоторые шаги навстречу соседу. Практически только в обмен на смену риторики грузинских политиков российский рынок постепенно открылся для грузинских сельскохозяйственных товаров. Это сразу сказалось на жизненном уровне грузинских крестьян. Если еще 2-3 года назад виноград сдавался на заводы по цене 20-30 центов за килограмм, то сейчас его цена выросла в несколько раз, и проблем с приемом продукции нет. То же самое касается зелени и некоторых других продуктов. Если бы и цитрусы, и фрукты свободно входили на российский рынок, их тоже не приходилось бы выкидывать или не убирать урожай с веток, как случилось в этом году.

Но грузинские власти, как прошлые, так и нынешние, игнорируют значение рынка России для страны. Правда, правительство сейчас пытается не допустить закрытия этого рынка и на словесном уровне предпринимает некоторые усилия для этого. Например, министр иностранных дел Грузии Майя Панджикидзе заявила, что Грузия не будет вводить санкции против России. Ясно, что в таком случае рынок автоматически опять закрылся бы и правительству пришлось бы оправдываться перед крестьянами, фермерами и производителями.

Грузинские власти продолжают игнорировать значение рынка России для страны

Вообще говоря, не только по аграрному сектору, но в целом по экономике ситуация такова, что главным экспортным направлением для Грузии являются страны СНГ. По данным Статистического управления Грузии, за первые 6 месяцев этого года в экспорте из Грузии доля стран СНГ составляет 53%, а стран ЕС – всего 21%. В импорте положение совсем другое: импорт из ЕС – 28%, импорт из стран СНГ – всего 24%. Россия как крупнейшая страна СНГ, конечно, могла бы играть главную роль во внешнеторговых операциях Грузии.

При этом рынки стран ЕС практически закрыты для грузинских товаров. Даже после подписания соглашения о cвободной торговле нет никаких оснований ожидать серьезного роста грузинского экспорта в эти страны. Грузинские производители не привыкли к этому рынку, их продукция неизвестна, у них другие стандарты и т.д. Для того чтобы изменить ситуацию, нужны многомиллиардные инвестиции в производство, но вряд ли Запад будет осуществлять эти инвестиции ради того, чтобы помочь грузинским производителям выйти на западные же рынки. В этом нет никакого экономического смысла для них, что касается политической стороны вопроса, грузинская внешняя и внутренняя политика и так контролируется западными странами.

Интеграция требует жертв?

Если Россия ограничит допуск грузинских товаров на свой рынок в связи с подписанием Грузией соглашения с ЕС, это приведет к тяжелым последствиям для многих регионов страны, крестьян, фермеров, компаний. К тому же в этом году Азербайджан уже ограничил одну из главных статей грузинского «экспорта» — реэкспорт автомобилей, после вступления Армении в ТС то же самое ожидается на армянском направлении.

Но, вероятно, полного закрытия российского рынка все же не следует ожидать. Правительство Грузии изо всех сил пытается не допустить этого. Есть еще такой фактор, как зависимость Армении от транзита через территорию Грузии для экономических связей с Россией. Грузия может использовать этот фактор как средство давления на своих соседей.

?В случае, если российский рынок закроется, для Грузии перестает иметь смысл функционирование Военно-Грузинской дороги, которая соединяет Грузию с Северной Осетией (Россия). Эта дорога активно используется армянскими перевозчиками, но недавно в Дарьялском ущелье произошло природное явление, которое чуть не привело к экологической катастрофе. Сход оползня перекрыл русло реки Терек, и дорога была полностью перерезана. Понадобилось несколько недель, чтобы провести временную обходную дорогу.

Сейчас ученые заявляют, что в окрестных горах существуют еще несколько потенциальных очагов оползней. Может ли быть, что какой-нибудь из них «случайно» проснется в «нужное» время?.. Исключать ничего нельзя. А время может наступить тогда, когда грузинскому правительству понадобится отрезать Армению от сухопутной связи с Россией, но таким образом, чтобы не испортить отношения с южным соседом.

Судя по заявлениям грузинских политиков, они твердо избрали путь интеграции в «евроатлантическое пространство», но тогда им придется считаться с тем фактом, что в этом случае вряд ли возможно сохранение и развитие полноценных экономических связей с Россией. А это означает огромную упущенную выгоду для грузинской экономики. Но что делать – «общечеловеческие ценности» и приобщение к «цивилизованному миру» требуют жертв. Правда, жертвы почему-то всегда ложатся на плечи простого народа, а не политиков, которые в сегодняшней Грузии назначили себе зарплаты и премии, превышающие среднюю пенсию как минимум в 50 раз.

Георгий Векуа

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image