Роль семьи Лазаревых в развитии русско-армянских отношений

23 ноября, 2014 - 13:14

Изучению истории русско-армянских связей посвятили свою деятель­ность многие армянские, российские и зарубежные исследователи, такие как Д. Ананун, С.Б. Броневский, П. Бутков, Э.Р. Гукасян, А.Д. Ерицян. Сегодня большинство этих трудов являются важными теоретическими источниками и основой для понимания развития Востока, в т.ч. армянской культуры.

В социально-экономической жизни России протекали процессы разложе­ния феодально-крепостнических отношений, развития капиталистического уклада, формирования новых общественных сил. В результате переориента­ции армянского торгового капитала и укрепления его связей с русским госу­дарством к середине XVIII в. Москва становится центром притяжения состоя­тельных и знатных представителей армянских родов. Лазаревы переезжают в Москву, которая к тому времени становится ещё и очагом армянской культуры.

По свидетельствам современников, Лазаревы были «людьми широких взглядов и с чувством общего долга». Как и многие патриоты своего отече­ства, Лазарь Назарович и его сыновья (Ованес (Иван) и Иоким (Еким)) меч­тали о воссоздании армянского национального государства. Они видели свой гражданский долг в сохранении армянской национальной культуры. Иван активно содействовал процессу переселения армян в Россию. Современники отмечали, что «обширное знакомство графа с восточным миром, опытность в делах финансовых и правительственных, блестящие способности и предан­ность интересам своего нового отечества открыли перед ним широкое попри­ще деятельности… советы его по делам Востока приобрели вес и значение в правительственной сфере».

Еще со времен Петра I передовые деятели армянского освободитель­ного движения готовили проекты воссоздания армянского национально­го государства. Среди участников движения были и представители семьи Лазаревых. Признанными руководителями армянского освободительно­го движения во второй половине XVIII в. были И. Лазарев и архиепископ И. Аргутинский. Они принимали участие в подготовке проектов о воссозда­нии армянского государства под покровительством России. Выработанные ими проекты предусматривали создание армянского государства во главе с монархом, который должен был быть представителем либо армянской знати, либо русской. Упоминалось имя князя Потемкина как предполагаемого ар­мянского царя. Для характеристики политических взглядов руководителей армянского освободительного движения следует отметить, что в проектах всех его течений подчеркивалось, что в Армении не должно быть крепост­ного права.

Иван Лазарев был в дружеских отношениях с великим русским пол­ководцем А.В. Суворовым и известным фаворитом Екатерины II князем Г.А. Потемкиным. К советам Лазарева прислушивались при определении по­литики в отношении Закавказья, Турции и Персии. Известен и тот факт, что Суворов выразил свое благосклонное отношение к вопросу о восстановле­нии армянского государства и недвусмысленно говорил о том, что Россия на­мерена сделать серьезные шаги в этом направлении. Исходя из интересов своей внешней политики, царское правительство поддерживало длительное время армянское национально-освободительное движение. Оно охотно при­бегало к услугам семьи Лазаревых в реализации своей восточной политики.

Список известных российских меценатов графов Строгановых и Демидовых пополнен армянским родом Лазаревых. Объединяют эти фами­лии и основанные ими ставшие известными учебные заведения: Московский институт восточных языков (или Лазаревский институт), Строгановское учи­лище ваяния и зодчества и Ярославский Демидовский юридический лицей. Объединяет Лазаревых, Строгановых, Демидовых и источник благотвори­тельности – богатые уральские имения, принадлежавшие им.

Семья Лазаревых владела и успешно управляла принадлежавшими им за­водами на Урале почти 150 лет – с 1771 по 1918 гг. В многовековой истории этого армянского рода красной линией прочерчены рациональная предпри­имчивость, способность реализовывать сложные задачи, высокая духовность и просветительная деятельность.

Основным направлением энергичной деятельности И.Л. Лазарева была забота об армянском народе. Переселение в Россию десятков тысяч армян, их обустройство, развитие просвещения, духовности и культуры среди пе­реселенцев в значительной мере проводились по его инициативе и под его руководством. Эту благородную деятельность невозможно переоценить.

Она протекала в постоянном сотрудничестве с Иосифом Аргутинским. И. Аргутинский (Овсеп Аргутян), (1743–1801), в 26 лет получивший сан епископа, с 1773 г. был «епархиальным архиепископом обитающих в России армян», а затем католикосом всех армян, являлся крупным дипломатом и со­ветником правительства России по русско-персидским и русско-турецким де­лам. За оказанные России услуги 22 марта 1800 г. он и его братья с потомством были возведены императором Павлом I в княжеское Российской империи достоинство с правом именоваться князьями Аргутинскими-Долгорукими. И. Аргутинский и И.Л. Лазарев разработали проект заселения армянами зе­мель на Северном Кавказе и в Крыму, незадолго до этого присоединенных к Российской империи. Проект был в большей части одобрен и поддержан правительством. Таким образом на южных границах России возник ряд новых городов. Последние годы жизни И.Л. Лазарева были отмечены его ще­дрой помощью многим армянским благотворительным заведениям, монасты­рям и обществам Астрахани, Нахичевани-на-Дону, Григориополя, Моздока, Кизляра, Тифлиса и других городов. Значительна роль И.Л. Лазарева в соз­дании проекта возрождения армянской государственности под покровитель­ством России, в укреплении дружественных отношений между русским и армянским народами. В 1788 г. за свои заслуги Иван Лазаревич Лазарев им­ператором Священной Римской империи германской нации Иосифом II был возведен в графское достоинство.

В 1815 г. на средства семьи Лазаревых в Москве открылся Институт вос­точных языков, который сыграл положительную роль в дальнейшем укрепле­нии и развитии культурных и литературных связей с Россией. Именно в этот период создаются предпосылки для возрождения армянской литературы. Деятельность семьи Лазаревых, в частности Института восточных языков ,имела большое общественное и политическое значение. Именно этим объ­ясняется, с точки зрения А.П. Базиянц, глубокое уважение к нему русской и армянской прогрессивной общественности.

Влияние прогрессивной, демократической и революционной идеологии и культуры русского народа благотворно сказалось на развитии других на­родов России. История Института восточных языков подтверждает это по­ложение. Именно представители передовой русской интеллигенции Москвы, Московского университета в значительной степени способствовали станов­лению Института восточных языков и укреплению его роли в истории раз­вития культуры и науки армянского народа. Несомненно, этот процесс не был односторонним. Институт восточных языков не только популяризировал среди армян культурные богатства России, но одновременно знакомил рус­скую общественность с лучшими традициям новой армянской литературы, памятниками культуры, историей народа, с его многовековой национально- освободительной борьбой.

Братья Лазаревы вкладывали много средств и сил в дело упрочения инсти­тута. Под их просвещенным руководством и заботливым уходом росло и креп­ло молодое учебное заведение, получившее вскоре наименование Армянского Лазаревского Института восточных языков. Институт пользовался репутаци­ей первоклассного учебного заведения. Труды Лазаревых не пропали даром, и институт становился популярным не только среди армян, но и среди пред­ставителей русского общества. Это был один из лучших московских пансио­нов. Правительство со своей стороны всеми способами поддерживало и поощряло семейное учреждение Лазаревых, не требовавшее к тому же от казны ни копейки на свое содержание. В 1827 г. при активном участии гра­фа М.М. Сперанского и академика Френ гимназия была реорганизована в Армянский Лазаревский институт восточных языков.

После завершения Русско-иранской войны (1826–1828 гг.) и присоединения Восточной Армении к России перед правительством стояла острая проблема усиления контроля над событиями, происходящими в Закавказье. Необходимо было обеспечить безопасность южных границ и сформировать продуманную политику в отношении кавказских владений. Кавказ по-прежнему оставался не­надежным и враждебным краем. Как и прежде, с точки зрения власти, лучшими проводниками интересов России на Кавказ были армяне.

Армянский Лазаревский институт восточных языков по сути начинает реализовывать задачи государственного масштаба. Деятельность института подвергалась строжайшему контролю со стороны Министерства духовных дел и народного просвещения. Действительно, солидная репутация учеб­ного заведения быстро росла. «Благоустройство, образцовый внутренний порядок и материальное процветание всех частей заведения являются ре­зультатом личной энергии и неослабной заботливости новых попечителей, И. Екимовича и его младшего брата Х. Екимовича, принявшего на себя зва­ние директора Института». Педагоги отмечали особый морально-этический климат учреждения: «Нравственное состояние учащихся доставляет руково­дителям школы полное утешение». 14 октября 1837 г. учебное заведе­ние посетил Император Николай, после чего институту были предоставлены права и преимущества правительственных заведений второго разряда. В 1848 г. институт получил государственное финансирование на обучение и со­держание 24 воспитанников – уроженцев Кавказа и Закавказья.

Итак, для достижения цели «тесного духовного и политического соеди­нения» кавказцев с россиянами институт получает право подготовки лиц для службы внутри страны, на Кавказе, «южного края России, Грузии, не­покоренных областей». В институте появляется новая категория учени­ков – «Кавказские стипендиаты». По ходатайству Верховного Патриарха и Эчмиадзинского Синода при институте учреждается духовное отделе­ние. Затем в институте было открыто торговое отделение.

Важными направлениями деятельности Лазаревского института являются полиграфическая деятельность (в 1829 г. была запущена типография), а также библиотека Лазаревского института, в которой было собрано более 40 тысяч книг, в т.ч. в библиотеке специальных (высших) классов, предназначенных для изучения Востока, по упоминаниям А.П. Базиянца, «книги свыше 12 тысяч названий».

С братом Миной и с сыновьями Лазарев профинансировал и органи­зовал строительство в Москве третьей армянской – Вознесенской церк­ви на Ваганьковском поле, которая стала родовой усыпальницей москов­ской ветви Лазаревых. Им же было проведено благоустройство московской Воздвиженской армянской церкви. Об этом упоминается в «Историческом вестнике за 1883 г.».

В 1829 г. было закончено строительство каменного пятикупольного право­славного храма, большинство икон которого были подарены ему Лазаревыми. Церковь расписывали крепостные художники Н. М. Казаков, П.В. Лодейщиков и П.И. Лобов. Иконы писал местный художник Колмаков. В 1847 г. крепост­ной мастеровой Е. Епишкин изготовил и подарил сельчанам куранты (на три года раньше появления курантов в Московском кремле) с боем и указателем чисел месяца и фаз луны. Они были установлены у входа в церковь, эти часы показывали точное время более 100 лет.

Сегодня, когда перед Россией стоят государственные задачи сохранения своей территориальной целостности, политического влияния на Кавказе, национальной безопасности, построения зрелого гражданского общества, модернизации экономики, образования, некоторыми силами навязывают­ся стереотипы национального размежевания. В своем ежегодном послании Федеральному собранию Президент РФ Д.А. Медведев подчеркнул, что «...Северный Кавказ – это регион, в котором исторически проживают люди многих национальностей. И сегодня особенно важна планомерная работа в семье и школе, на местном и региональном уровне по формированию добрых межнациональных отношений и зрелого гражданского общества. Это осо­бенно важно для воспитания подрастающего поколения».

 

Вартанян Вячеслав Грантович – кандидат исторических наук, доцент, за­меститель директора по учебной работе Ростовского морского колледжа им. Г.Я. Седова – Института водного транспорта

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image