ХВАТИТ ЛИ ВОЛИ?

28 ноября, 2014 - 13:53

В начале недели в Сочи Россия и Абхазия подписали договор о союзничестве и стратегическом партнерстве. Соглашение важно для Абхазии не только потому, что дает стране надежные гарантии безопасности, поскольку предусматривается создание объединенной группировки войск двух государств, но и потому, что, согласно договору, Россия будет способствовать повышению социальных стандартов Абхазии и постепенному доведению этих стандартов до российского уровня. Речь о пенсиях, пособиях, зарплатах, бюджетной сфере и так далее...

ОДНАКО В ХОДЕ СОВМЕСТНОГО БРИФИНГА С РАУЛЕМ ХАДЖИМБОЙ ВЛАДИМИР ПУТИН затронул еще одну тему, которая имеет непосредственное отношение не только к Абхазии и России, но и к Армении и ко всему региону. "Считаем возможным вместе подумать и при общем согласии реализовать такой проект, как транзитное железнодорожное сообщение в направлении Сухуми, Тбилиси и далее, с одной стороны, на Армению, с другой - на Россию", - заявил российский лидер. Он отметил, что подобные проекты позволят создать условия для развития сотрудничества между всеми заинтересованными странами региона.

В данном предложении ключевым является слово "заинтересованные", поскольку очевидно, что две страны региона, Турцию и Азербайджан, в число "заинтересованных" в реализации подобного проекта включить никак нельзя. Легко представить, как встревожили эти слова Путина, в частности, азербайджанских стратегов, не отказывающихся от идеи добиться от Еревана уступок по проблеме нагорно-карабахского урегулирования путем экономической изоляции Армении. Наверняка в Баку сейчас разрабатываются срочные меры по противодействию реализации этой идеи. В частности, какие нефтяные, икорные и другие подобные бонусы можно предложить Тбилиси, чтобы последний занял жесткую позицию в этом вопросе.

Заметим, что грузинская политическая элита пока сдержанно отреагировала на заявление Путина. Госминистр Грузии по вопросам примирения и гражданского равноправия Паата Закареишвили обратил внимание на то, что впервые за долгое время Россия озвучивает этот вопрос в таком контексте. Имеется в виду, что заявление о возможности разблокирования Абхазской железной дороги прозвучало не в политических кулуарах, а из уст президента России в ходе официального брифинга по итогам переговоров с лидером Абхазии... По словам Закареишвили, поднятый Путиным вопрос может быть изучен и обсужден в политической элите Грузии.

ОДНАКО, НЕЛЬЗЯ НЕ ОТМЕТИТЬ, ЧТО ПОДНЯТЫЙ ПУТИНЫМ ВОПРОС вовсе не нов для грузинской политической элиты, он активно изучается и обсуждается давно, еще со времен Шеварднадзе, который в свое время также обсуждал эту тему с Владимиром Путиным, но увязывал возможность разблокирования железной дороги с проблемой возвращения в Абхазию грузинских беженцев.

Позже, комментируя заявление Путина, его помощник Владислав Сурков скажет, что Тбилиси никогда не был против восстановления железнодорожного сообщения через Абхазию. Формально - да, и Шеварнадзе был за, и его приемники. Другое дело, что для реализации проекта либо выдвигались неприемлемые условия, либо Тбилиси легко шел на попятную под внешним давлением.

Проблема разблокирования железной дороги серьезно актуализировалась в грузинском обществе после победы на парламентских выборах "Грузинской мечты" Бидзины Иванишвили. Последний вскоре после вступления в должность главы кабинета министров страны заявил: "Мы готовы разрешить вопрос работы данного железнодорожного сообщения в максимально быстрые сроки". Однако оптимистическому заявлению тогда не суждено было воплотиться в жизнь, хотя в экспертном сообществе Грузии мало кто возражал главному аргументу своего премьера о том, что надо поддерживать любые интеграционные проекты, это только на руку Грузии и всему региону. Некоторая настороженность в связи с заявлением Иванишвили была, но явных противников - нет.

ДРУГОЕ ДЕЛО, ЧТО ИДЕИ ИВАНИШВИЛИ БЫЛИ НАСТОРОЖЕННО ВСТРЕЧЕНЫ в Баку и Анкаре. Благодаря обширным турко-азербайджанским инвестициям в Грузии давление на Иванишвили возымело свой эффект, и вскоре после встречи с главами этих государств Иванишвили перестал педалировать тему железной дороги, сославшись на то, что для реализации проекта необходимо подготовить общественное мнение. Глава же МИД Азербайджана не преминул гордо заявить о том, что Баку успешно продолжает политику экономической изоляции Армении.

Кстати говоря, согласно последним исследованиям, грузинское общественное мнение к реабилитации проходящей через Абхазию железной дороги вполне себе готово. Согласно опросам, идею поддерживают более 60% опрошенных, против только 13%. О своей поддержке идеи реализации проекта публично высказывались и Москва, и Ереван, и Сухуми, и Тбилиси. Вопрос в том, хватит ли руководству Грузии политической воли противодействовать влиянию Анкары и Баку или, опять-таки формально поддерживая проект, Тбилиси выдвинет неприемлемые условия для его реализации, как, например, требование о том, чтобы грузинские таможенные пункты были размещены не на абхазско-грузинском участке, а на границе между Абхазией и Россией...

Рубен МАРГАРЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image