Баку между Москвой, Анкарой, Тегераном и Брюсселем / Фахраддин Абосзода

13 декабря, 2014 - 18:22

Как и следовало ожидать, кардинальные изменения региональной геополитики, что является безусловным результатом российско-турецких контрактов, подписанных в ходе недавного государственного визита Владимира Путина в Анкару, одним из первых «почувствовали» в Баку. Без преувеличения можно констатировать, что это событие буквально вколыхнуло всё азербайджанское общество.

Официальные власти АР, хоть и почти две недели спустя, устами замминистра иностранных дел Х. Халафова заявили, что «сближение Турции с Россией соответствует интересам Азербайджана, и мы приветствуем это», не упустив, кстати, шанс связать российско-турецкого сближения с «положительным решением карабахского конликта». Но на самом деле Москва с некоторых времён окончательно убедилась в том, что часто за такими «дружескими» заявлениями официального Баку скрываются конкретные антироссийские поступки южного соседа.

Отметим, что часть местной элиты в Баку также уверена в том, что это событие сулит немалые выгоды для Азербайджана, включая разрешение Карабахского конфликта в рамках территориальной целостности АР, и даже заявляет о возможности создания в краткосрочной перспективе «российско-турецко-азербайджанского альянса». Другая же часть (особенно, проправительственные информационные ресурсы) совершенно не скрывает своего раздражения, имеющего, между прочим, свою предысторию.

Дело в том, что в начале ноября Ильхам Алиев совершил визит в Венгрию (ранее с официальным визитом Баку посетил президент Болгарии, а Ильхам Алиев ещё летом посещал Рим). В рамках этого визита была подписана декларация о стратегическом партнёрстве, которая предусматривает организацию поставок газа в Центральную Европу.

На первый взгляд, в этом нет ничего неординарного, так как подписание аналогичных документов является довольно рядовым событием, входящим в суверенные права каждого государства. И поэтому было бы наивно ожидать соответствующей реакции со стороны России на него. Потому, что в Москве хорошо знают, что Азербайджан со своей газовой «ручейкой» в 16 млрд.3 никак не может конкурировать с Россией.

Но дело в том, что проправительственные информационные ресурсы Азербайджанской Республики в лице небезызвестного haqqin.az сразу после подписания данной декларации громогласно окрестили её «победой Алиева над Путиным на европейском рынке». «Вот … сейчас, пока Путин праздновал свою газовую победу в Китае, Алиев сумел убедить Будапешт в том, что азербайджанский газ по всем параметрам поступит на европейский рынок раньше российского... И не исключено, что эту политику Алиев корректирует с Брюсселем, с которым Путин пытается не считаться вообще. Теперь уверенно можно сказать, что Алиев полностью переиграл российского хозяина газа и нефти на европейском рынке», - чуть ли ни с детской радостью написал тогда этот портал.

Вот почему ИА REGNUM, комментируя итоги визита Путина в Анкару, констатировало, что И. Алиев не просто занимался обеспечением интересов своего государства, а решил играть «против Путина по-крупному», да ещё пообещав «изменить энергетическую карту Европы».

Но теперь, когда уже стало очевидным, что Турция выведена «из стратегической энергетической связки с Азербайджаном», официальный Баку, который все эти годы занимался поиском защиты «от меняющего окружающий ландшафт вихря» и истеричным образом «перемещался из одной исторической воронки в другую», в очередной раз вынужден довольствоваться ролью «бегущего за стремительно уходящим геополитическим экспрессом «Москва-Анкара-Тегеран» с одной стороны, и Брюсселом – с другой. Такая участь Азербайджанской Республики приводит к тому, что власти страны никак не могут скрыть своё недовольство политикой турецкого президента. Косвенным доказательтвом тому является то, что сразу после визита Путина в Анкару, на том же haqqin.az появился материал о том, что якобы Эрдоган «отмывает грязные деньги через фирму турецкого олигарха азербайджанского разлива Мубариза Мансимова». А посол АР в Москве П. Бюль-бюль оглы «любовно» упрекает «братскую» Турцию в том, что там «злополучные соседи» его страны умудряются организовать лозунги «все мы армяне», «все мы Гранты Динки».

Одновременно с этим усиливается антироссийская риторика проправительственных «пропагандистов». Так, научный сотрудник института истории НАН Азербайджана Дилавар Азимли думает, что «даже если Россия вынуждена пойти на сотрудничество с тюркскими государствами, нельзя верить в искренность этой страны», которая сама «никогда не сможет стать демократической» и «не желает видеть в своём окружении демократические государства». Он уверен, что «Россия может принести Азербайджану только несчастья да много крови». Что касается будущего России, то, по его мнению, «она будет расчленена в течение ближайших 20 лет, и этот процесс начнётся с Дагестана и Чечни».

Другой проправительственный политолог Ильгар Алтай утверждает, что «это правда, что русская империя состоялась в основном за счёт территорий тюркских этносов, которые были разделены между Россией, Китаем и Ираном. Исторически тюркские народы больше всего пострадали из-за русской империи, которая всегда относилась к ним как к второсортным народам. Потому, что русские понимают, что свобода и независимость тюркских народов означает конец Большой России… Это больше всего пугает Москву».

Но это ещё не всё. С точки зрения кардинального изменения геополитики региона, особое значение приобретает предложение Эрдогана, высказанное им в ходе совместной с Путиным пресс-конференции, о создании союза России, Турции и Ирана. Ведь как ни крути, такой союз никак не может быть выгоден Азербайджану, если иметь в виду, что в Иране ещё не забыли о «своих исторических землях вплоть до Дербента» (известно, что до 1828 года нынешние земли, на которых в 1920 году была образована Азербайджанская ССР, принадлежали Ирану).  Поэтому есть все основания предполагать, что в случае образования такого союза и Турция, и Иран с помощью России смогут более эффективно решать свои внутренние проблемы, что даст им возможность активно заниматься обеспечением своих национальных интересов, в том числе и за пределами своих нынешних границ. А пока нам остаётся только ждать, чтобы узнать, насколько власти Ирана готовы к построению такого союза. Но если учесть, что одним из важных итогов визита Путина в Анкару может стать примирение Эрдогана с Асадом – давним союзником Ирана, то вступление последнего в вышеназванный союз «двоих» кажется вполне реальным.

Судя по настроениям аналитического сообщества в АР, видимо, там понимают, какую злую шутку сможет сыграть с Азербайджанской Республикой этот союз. Неслучайно, выступая на конференции, посвящённой российско-турецким отношениям, официозный политолог Эльхан Шахиноглы посоветовал властям своей страны подумать о «выигрышных для себя вариантах от совместного сотрудничества» России и Турции. Но как Баку сможет извлечь для себя выгоду из этого сотрудничества, видимо, политолог не знает и сам.

На фоне всего этого, создание видимости борьбы с Западом, в первую очередь с США, со стороны Администрации президента АР, что, в свою очердеь, в очередной раз даёт основание оппозиционным силам страны направить свою ненависть на Россию, на самом деле не доказывает наличие добрых намерений властей Азербайджана относительно России и её лидера. Руководители этого государства под вывеской голословных заявлений о якобы «стратегическом партнёрстве» с Россией в действительности ждут момента, когда они смогут исподтишка «победить Путина». Это ещё раз доказывает, что для России наступил момент, когда особую актуальность приобрели слова Мао Цзедуна: «кто наши враги и кто наши друзья?».

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image