АРМЕНИЯ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТУРБУЛЕНТНОСТЬ ИЛИ ДЕВАЛЬВАЦИЯ ВЛАСТИ

16 декабря, 2014 - 00:48

События, происходящие в течение последних 10-15 дней в Армении, лишний раз продемонстрировали отсутствие у властей страны необходимого потенциала для решения многих важнейших проблем, тем самым углубив эрозию внутри правящего режима, начало которой было заложено еще трагедией 1 марта 2008 года. К безработице, растущей бедности, миграции и другим не решаемым проблемам, прибавилась девальвация национальной валюты – драма.

Начиная с 24 ноября, падение курса национальной денежной единицы составило 10 %, что стало беспрецедентным явлением за последние годы и вызвало шок на рынке и панику среди населения и предпринимателей. Цена одного доллара США с 410 драмов выросла до 455 драмов, а банки продавали гражданам доллары в ограниченном количестве. Процесс падения драма сразу вызвал повышение цен, в том числе и на продукты первой необходимости, включая хлеб, молоко и пр.

Власти Армении и многие эксперты объяснили сложившуюся ситуацию внешним воздействием на экономику страны. Президент Серж Саргсян заявил, что происходящее в мировой экономике не могло не отразить на экономических показателях Армении. Он также призвал правительство и Центральный банк предпринять необходимые шаги для смягчения негативного внешнего воздействия на экономику страны.

Премьер-министр Армении Овик Абрамян объяснил наблюдаемую инфляцию экономическими процессами в России, а также в некоторой степени, тем, что он определил как «недоверие народа». Премьер призвал не связывать резкие колебания курса драма с внутренними экономическими проблемами, так как их причина якобы кроется едва ли не исключительно в региональных и даже глобальных экономических процессах.

Так, говоря о причинах девальвации драма, глава национального банка Арьур Джавадян сначала отмечает наблюдаемый рост в экономике США, в результате чего происходит отток капитала из развивающихся стран в американскую экономику, в результате во многих странах было зарегистрировано падение национальной валюты.

Следующая причина – резкое замедление экономического роста в России и обесценение рубля, в результате чего нервозные настроения в России распространились и  на Армению. «Крупнейшие банки России, к примеру, Сбербанк, начали вводить ограничения не только на продажу иностранной валюты, но и на ее выдачу своим клиентам с депозитов. Скажем, Райфхайзенбанк, Ситибанк вообще прекратили продажу и предоставление иностранной валюты. Все это привело к тому, что… все это перекинулось в Армению, Грузию и на другие рынки», – объяснил глава Центробанка.

Действительно экономика Армении в значительной степени связана с экономикой России, где имеет место экономический спад, сопровождаемый падением курса рубля по отношению к доллару. Дело в том, что трансферты играют очень большую роль в экономике Армении, и 85 % от общего объема денежных переводов поступает именно из России. Вполне естественно, что обесценивание рубля привело к снижению объемов поступающей из России валюты – в настоящее время сократились до 15 %. Мировую конъюнктуру на традиционные статьи армянского экспорта также вряд ли назовёшь благоприятной, и вовсе не случайно, что основные налогоплательщики страны докладывают о падении объемов производства, выручки и, соответственно, налоговых выплат. Вот лишь несколько примеров.

Так, с января по сеньябрь 2014 года самая крупная горнодобывающая компания в Армении ЗАО «Зангезурский медно-молибденовый комбинат», эксплуатирующая Каджаранское месторождение, добыл 16,462 млн тонн руды вместо 16,049 млн тонн  за аналогичный период прошлого года. Казалось бы, рост на рост на 2,5 %, однако за тот же приод компания произвела товарной продукции на сумму 102,2 млрд драмов, что на 0,89% меньше показателя за аналогичный период прошлого года. Спад в производстве товарной продукции глава Государственной комиссии по недрам Министерства энергетики и природных ресурсов Армении  Самвел Мкртчян объясняет снижением мировых цен на металлы. Объем выплаченных роялти за отчетный период и вовсе сократился более чем наполовину - до 5, 375 млрд драмов.

За те же 9 месяцев уходящего года ЗАО «Данди Пришс Металс Капан», в чьем ведении Шаумянское полиметаллическое месторождение с содержанием цинка, серебра и золота в медном концентрате, сократила производство товарной продукции на 18,53% - до 14,7 млрд драмов. Это следует из представленных АрмИнфо данных Министерства энергетики и природных ресурсов Армении. За отчетный период добыча руды сократилась на 13,07%, а объем выплаченных роялти - на 52,72 %. 

Несколько лучше обстоят дела на Агаракском медно­молибденовом комбинате (основной работодатель южногогорода Мегри), который за девять месяцев 2014 года увеличил производство товарной продукции в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 4,31% - до 16,2 млрд драмов. За отчетный период добыча руды выросла на 11,78% - до 2.9 млн тонн, однако и длесь выплаты роялти сократились на 58,24 % - до 430 млн драмов. 

Ахталинский горнообогатительный  комбинат, эксплуатирующий Шамлугское полиметаллическое месторождение на севере Армении, увеличил добычу руды в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 84,18% - до 400.828 тыс тонн. Производство товарной продукции за отчетный период выросло на 27,76% - до 5,5 млрд драмов. Объем выплаченных рояли вырос на 44,51% - до 150 млн драмов.

Возвращаясь к неблагоприятным макроэкономическим показателям, заметим, что  ссылка на внешние воздействия является лишь частичным объяснением сложившейся сегодня в Армении сложной ситуации. Остальные причины, о которых предпочитают не вспоминать представители власти, носят сугубо внутренний характер. К их числу необходимо отнести, помимо падения экономического роста, превышение объемов импорта над экспортом, рост отрицательного сальдо во внешнеторговом обороте, а главное монопольный уклад экономики.

По мнению ряда экспертов, резкое обесценивание драма, хотя и связано с международным рынком, однако это не означает, что в финансовой политике Армении все нормально и нет серьезных проблем. В частности, сегодняшний обвал драма является закономерным результатом многолетней политики по его так называемому «укреплению».

Проводимая Тиграном Саркисяном (вначале в качестве главы ЦБ, а потом уже и в должности премьер-министра) многолетняя политика по искусственному завышению курса драма по отношению к доллару нанесла ощутимый ущерб экономике и в первую очередь сфере экспорта. Во имя интересов импортеров-монополистов курс драма к доллару 10 лет тому назад даже был доведен до 305, в результате чего ЦБ провел крупную валютную интервенцию за счет валютных резервов. Впоследствии подобные шаги неоднократно повторялись. Сейчас же в условиях негативного внешнего влияния объектиная внутренняя ситуация еще больше осложнилась.

По мнению директора исследовательского центра «Политэкономия» Андраника Теваняна, из сложившейся ситуации можно выйти, обратившись к российской стороне за стабилизационным кредитом, по примеру 2009 года, когда правительство России предоставило Армении кредит в полмиллиарда долларов. Вместе с тем, Теванян опасается, что этот путь закрыт вследствие недоверия России к официальному Еревану как по причине «непрозрачного» использования кредита 2009 года, так и по причине «геополитических игр», имевших место в предшествующие годы. Просить эти средства у Запада также невозможно: там сформировались идентичные российским взгляды на армянские власти.

По убеждению вице-председателя партии «Армянский национальный конгресс», главы одноименной парламентской фракции Левона Зурабяна, необходимо ввести управляемый «плавающий» курс драма, что послужит накоплению валютных резервов, а также развитию экспорта. Стремительная девальвация драма – это результат порочной денежно-кредитной политики властей Армении, – заявил Зурабян с трибуны парламента, предположив, что власти сами не в состоянии были прогнозировать подобный сценарий, о чем свидетельствует тот факт, что проект бюджета 2015 года предполагает курс драма к доллару на уровне 411 драмов за доллар. «Мы всегда говорили о порочной политике правящего режима, суть которой заключалась в искусственном поддержании драма. Подобная политика душит экспорт, душит экономическую конкуренцию и выгодна только олигархам-монополистам, занимающимся импортом товаров первой необходимости. Невозможно было бесконечно сопротивляться давлению финансовых рынков, и в конечном итоге, произошел обвал национальной валюты», – полагает Зурабян.

Однако власти, скорее всего, опасаются, что переход на реальный курс драма, тем более накануне новогодних праздников, может спровоцировать неуправляемую инфляцию, что чревато не только социально-экономическими, но и серьезными политическими последствиями.

Центральный банк заявил, что готов и имеет достаточно ресурсов, в том числе и валютных резервов, для стабилизации ситуации. С 9 декабря ЦБ начал проводить стабилизационные торги валюты. По словам председателя Центробанка Артура Джавадяна, лимитированные аукционы инвалюты будут осуществляться до конца года. В первую неделю банкам будет продаваться по 6 млн. долл. в день, далее – по убывающей, до нуля. Глава ЦБ Армении отметил, что такая мера не расходится с политикой «плавающего» курса, потому что интервенция будет краткосрочной и небольшой в масштабах рынка.

Таким образом, власть прибегла к апробированному и излюбленному способу – продаже валютных резервов. Однако выбран вариант, при котором курс драма стабилен лишь внешне. По убеждению ряда экспертов, подобное состояние долго длиться не может, ибо ни текущий и ни тем более планируемый ЦБ курс драма к доллару (1 доллар = 430 драм) не отражают реальной ситуации, при которой 1 доллар должен соответствовать 550 драмам.

Параллельно с девальвацией драма в Армении продолжают углубляться уже имеющиеся проблемы. Обращает на себя внимание то, что 7 декабря, в день 26-й годовщины со дня разрушительного спитакского землетрясения, зону бедствия не посетил ни один из высокопоставленных руководителей Армении. Вечером 7 декабря президент Серж Саргсян посетил офисы компаний «Сити-Мобил» и «Маркет», а также центр саморазвития «Лофт». Однако, как видим, у него, впрочем, как и у премьер-министра Овика Абрамяна и спикера Национального Собрания Галуста Саакяна, не нашлось времени для поездки в зону бедствия.

Между тем, несмотря на заявление экс-президента Роберта Кочаряна, сделанное еще в 2004 году о том, что зона бедствия восстановлена и отныне такой проблемы не существует, в длинном перечне социально-экономических проблем восстановление разрушенных землетрясением 1988 года северных и северо-западных районов страны не теряет своей актуальности. Правда, за прошедшие 26 лет почти полностью отстроен город Спитак, новые современные кварталы появились в Гюмри и в Ванадзоре, однако широкомасштабная программа по восстановлению разрушенных сел и городов Армении не завершена и по сей день. По разным оценкам, число семей, нуждающихся в крове, составляет порядка 8 тысяч, половина из которых (4-4,5) тысячи – это семьи из Гюмри.

На этом фоне отказ руководителей Армении от посещения зоны бедствия является красноречивым свидетельством, мягко говоря, вялого отношения властей к трудностям народа, а также показателем симбиоза накопившихся проблем и отсутствия способности к их решению. Ведь мало длякого являетсясекретом, что наиболее высокий процент миграции и безработицы приходится именно на районы зоны бедствия – области Ширак и Лори.

Но с другой стороны – что сказать жителям зоны бедствия, о проблемах которых правящая партия вспоминает разве что во время предвыборных кампаний?

Другой проблемой, которая актуализировалась в последние дни, является завод «Наирит», являвшийся крупнейшим производителем хлоропренового каучука на территории СССР. 4 декабря около 1000 сотрудников предприятия вышли на акцию протеста у резиденции президента Армении, с требованием выплатить долги по зарплате. 8 и 9 декабря аналогичные акции состоялась перед зданием правительства. 9 декабря премьер принял делегацию участников акции протеста и пообещал решить вопрос с выплатой месячной зарплаты. Однако Овик Абрамян не дал четкого ответа на просьбу сотрудников «Наирита» выплатить задолженности за 3 месяца.

На днях руководство завода объявило о планах сокращения в начале 2015 года около пятиста сотрудников. Сегодня на предприятии работают 770 человек, еще 1667 сотрудников уже четыре года находятся в принудительном отпуске. Решение о сокращении 500 сотрудников вносит некоторую определенность в ранее туманную позицию руководителей предприятия и страны. Возможно, что этот шаг предопределяет начавшийся процесс по закрытию химического гиганта, проблемы которого начались после распада СССР и продолжаются по сей день. Задолженность по зарплате составляет 13 млн долларов, но это лишь одна из финансовых проблем завода. По данным, которые были озвучены депутатами в минувшем феврале, общий долг завода составляет 400 млн долларов.

Согласно информации ряда армянских СМИ, долг в 400 млн завода «Наирит» начал образовываться с 2006 года, когда британская компания Rhinoville Property, владеющая 90 % акций предприяти, открыла кредитную линию в $ 70 млн в Межгосударственном банке СНГ. В 2009 году банк выделил компании $ 90 млн, а в 2010-м еще $ 10 млн. Учитывая, что в 2010 году завод был остановлен, а его собственники не выплатили кредитору ни копейки, долг вырос более чем в два раза. Более того, в марте 2014 Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск Межгосударственного банка СНГ о взыскании с Rhinoville Property в счет долга $ 107,95 млн.

Интересен не только вопрос о взыскании за невыполнение финансовых обязательств, а также вопрос о том, почему правительство упорно не объясняет, когда и на какие цели был истрачен кредит Межгосбанка в 170 млн долларов? Между тем, по странному совпадению, в последние несколько лет руководителями завода являлись два брата ныне уже бывшего премьера, героя «оффшорного скандала» Тиграна Саркисяна. Последний, кстати, отрицает причастность своих братьев к каким-либо махинациям. Вызывает недоумение и то обстоятельство, что правоохранительные органы также не придали значения загадочному исчезновению столь значительной суммы. За последние 15 лет армянская власть сделала все возможное для увеличения числа таких «загадок» вокруг завода «Наирит» и не было сделано ни одного шага в целях сохранения этого важного предприятия и решения его проблем. Воистину в Армении девальвировал не только драм, но и сама власть...

По некоторым данным, полученным из экспертных кругов, накануне нового года, а точнее в 20-х числах декабря власти как-то сумеют стабилизировать положение на финансовом рынке и вернут драм к более приемлемой отметке. Однако это будет лишь временной мерой, ибо во второй половине января ожидается новая волна девальвации драма.

Дальнейшее обесценение национальных денег, наряду с множеством других проблем, станет реальным препятствием на пути осуществления Сержем Саргсяном конституционных реформ, рассмотрение которых он отложил до февраля 2015 года. Таким образом, игнорируемые, а то и созданные режимом проблемы начинают оборачиваться против него самого – а главное против планируемой операции по воспроизводству власти. Ведь для осуществления подобного рода комбинаций в любой стране необходима стабильная ситуация, которая включает реальные, а не иллюзорные слагаемые, а «девальвирующая» сама себя власть ими явно не располагает.        

Ануш СИРУНЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image