АРМЕНИЯ: СТАРЫЕ-НОВЫЕ «ОППОЗИЦИОННЫЕ» ИГРОКИ ВЫХОДЯТ НА АВАНСЦЕНУ?

4 апреля, 2015 - 17:50

Прошедший месяц характеризовался затишьем во внутриполитической жизни Армении и пассивностью оппозиционных сил, наиболее радикальная из которых – партия «Армянский национальный конгресс» (АНК) – объявила на митинге 1 марта о паузе в проведении акций протеста до 24 апреля, когда будет отмечаться 100-летие со дня геноцида армян в Османской империи. Партия «Процветающая Армения» (ППА), которую армянская власть попыталась разгромить, находится сейчас в процессе трансформации, и какой она выйдет из этого процесса, пока остается неясным.

Известно, что после ухода Гагика Царукяна с поста лидера ППА начался процесс оттока из партии, ряды которой в основном покинули главы городских и сельских дминистраицй и бизнесмены. На сегодняшний день, по данным ряда армянских СМИ, в парламентской фракции «ППА» из 36 депутатов осталось 24; вышедшие же из фракции депутаты заявили о своей внефракционной позиции.

В настоящий момент ликование в стане властей по поводу ослабления позиций ППА продолжается. Между тем, серьезнейшие проблемы внешней политики (урегулирование нагорно-карабахского конфликта, армяно-турецкие отношения), а также проблемы социально-экономического и финансового характера продолжают оставаться нерешенными, причём вне зависимости от того, сколько человек покинуло ППА или одноименную фракцию. Более того, эти проблемы надо решать.

Что касается ППА, то, конечно, в данный момент ситуацию сложившуюся в этой партии, можно охарактеризовать как период ослабления. Однако не всегда сокращение членов партии имеет негативное значение. Делать сегодня какие-либо однозначные прогнозы в отношении ППА преждевременно.  Если оставшиеся в партии и во фракции сумеют четко очертить круг задач, найти ключевое решение важных вопросов, перестроить свою работу и т.д., – то ППА может вернуться на свои прежние позиции на внутриполитическом поле. Тем более, что нет никакой информации о том, что перекрыт «денежный кислород». Кроме того, никто из парламентариев, покинувших фракцию «ППА», до сих пор не перешел во фракцию правящей Республиканской партии Армении (РПА). И, наконец, не подтвердились прогнозы провластных экспертов и СМИ о том, что после всех событий вокруг ППА во фракции останется всего 10 человек. На самом деле, судя по последним развитиям, во фракции «ППА» в конечном счете может остаться 20 или даже более человек. Таким образом, ППА, скорее всего, по-прежнему будет второй фракцией по численности в парламенте.

На стартовавшей 23 марта очередной четырехдневной сессии Национального Собрания новый лидер ППА Наира Зограбян объявила о решении партии стать оппозицией и отказаться от статуса альтернативы. Зограбян заявила представителям СМИ, что партия будет действовать как нормальная, здоровая оппозиция. Партия намерена действовать в конструктивном поле, то есть, пытаться находить со всеми политическими силами грани нормального, здорового сотрудничества во имя интересов страны, перед которой стоит множество нерешенных проблем.

За истекший месяц парламентская оппозиционная «тройка», включающая АНК, ППА и фракцию «Наследие», не сделала ни одного совместного заявления. Однако говорить о развале этого формата пока также преждевременно. Недавно глава фракции «АНК» Левон Зурабян указал на наличие широкого поля для сотрудничества оппозиционных сил: «Режим с целью преодоления запрета на свой третий срок, то есть с целью воспроизводства личной власти Сержа Саргсяна инициировал конституционные реформы. Все здоровые силы Армении объединились против программы воспроизводства диктатуры. Естественно, это то поле, в котором мы можем сотрудничать. В Национальном Собрании мы также можем сотрудничать по многим вопросам».

В целом, ситуацию на внутриполитическом поле на данный момент можно охарактеризовать как неопределенно-пассивную.

Существующим тайм-аутом пытаются воспользоваться некоторые второстепенные силы и деятели, причисляющие себя к оппозиции. Речь идет в первую очередь об общественно-политической организации «Учредительный парламент» (УП), который входит в движение «100-летие без режима».

 Так, руководитель движения «100-летие без режима», один из членов совета УП, бывший ветеран карабахской войны Жирайр Сефилян заявил, что представители движения с 24 апреля начинают бессрочные круглосуточные митинги против политики властей. Он выразил уверенность, что в акциях протеста примут участие десятки тысяч людей. «Мы вернемся домой, когда режим уйдет… Каких бы жертв ни было, они не должны быть бессмысленными, нужно обязательно достичь результата», – возвещает Сефилян, добавляя, что на трибуне митингов, которые стартуют 24 апреля, представителей различных партий не будет. Он полагает, что из известных политических деятелей лишь Заруи Постанджян и Никол Пашинян могут принести пользу их движению.

В свою очередь, представители парламентской оппозиции отказались от участия в планируемой Сефиляном и его сторонниками серии митингов, сославшись на то, что они сами определяют свою политическую повестку.  Политолог Гагик Амбарян указал на неуместность проведения митинга 24 апреля: «Организация «УП» может бороться против властей, но не путать с этим 100-летие Геноцида».

 Логическим итогом этой непонятной инициативы стал митинг УП в Гюмри 28 марта, который прошел в крайне напряженной атмосфере. Группа молодых людей постоянно пыталась помешать его проведению: юноши то свистели, то вступали в спор с участниками акции. Полицейские, которые следили за порядком, никак не реагировали на эти действия. Они вмешались лишь тогда, когда молодые люди стали бросать в организаторов митинга яйца. Один из активистов организации Грач Мирзоян подвергся нападению и был даже ранен ножом. Согласно данным полиции, все нарушители порядка, а также напавший на Мирзояна гражданин обнаружены и понесут соответствующее наказание. Несмотря на агрессивное поведение некоторых из присутствующих, митинг все-таки состоялся, его организаторы напомнили о таких общеизвестных проблемах, как корупция, миграция и выразили уверенность в том, что добьются успеха в деле свержения действующего режима.

Остановимся на содержании этой акции, собравшей в лучшем случае порядка 30 человек. Небольшая группа организаторов ни по составу, ни по невнятным выступлениям не заслужила интереса и тем более доверия граждан. Проанализировав всю цепочку необходимых для проведения массовой акции протеста параметров, включая реальный рейтинг организатов, место и роль той или иной партии или организации на политическом поле, цель и содержание мероприятия, качество выступлений и предлагаемых идей, следует констатировать, что провал митинга был предрешен заранее.

 В Армении, где большинство населения не доверяет выборным процессам и не верит в то, что с помощью даже многочисленных акций протеста можно поменять власть, проведение митингов – как основного средства борьбы против действующего режима – становится спорным вопросом. А в случае с такой незначительной и малоизвестной организацией, как «УП», об эффективности данного вида борьбы и говорить не приходится.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что власть с помощью маргинальных сил в очередной раз предпринимает попытку дискредитировать оппозицию, представить ее как силу, которая практически не располагает ресурсами, не в состоянии внятно сформулировать свои мысли и хоть как-то заинтересовать и привлечь к своей борьбе общественность.

В логику этой же кампании, возможно, укладывается и новый виток активизации действий главного претендента на роль «Первого оппозиционера» Никола Пашиняна, любое выступление которого, по обыкновению состоящее из прописных истин, официальная пропаганда обставляет с особой чуткостью. Пашинян вновь заявляет о необходимости формирования институциональной оппозиции, которая способна сменить власть, вне зависимости от формы государственного правления. Важно и то, что прозападное политическое объединение «Гражданский договор», одним из руководителей которого является «Первый оппозиционер», в ближайшее время планирует начать процесс по созданию одноименной партии. Членами правления этого объединения, помимо Никола Пашиняна, является ветеран карабахской войны Сасун Микаелян, а также ряд молодых активистов, представляющих различные гражданские инициативы.

Объединение не скрывает своих планов относительно участия в предстоящих в 2017 года парламентских и в 2018 году президентских выборах. Правда, пока не называется имя кандидата на пост президента, но со всей очевидностью можно сказать, что им является Пашинян. 26 марта в ходе заседания парламента он вновь громко напомнил о себе, подвергнув резкой критике деятельность Госкомиссии по защите экономической конкуренции и ее руководителя Артака Шабояна. Пашинян заявил, что функции Шабояна и возглавляемой им структуры в действительности заключаются не в обеспечении экономической конкуренции в Армении, а в защите интересов монополистов и «бизнес-квот, установленных Сержем Саргсяном». По словам оппозиционера, бизнесмен и депутат от РПА Самвел Алексанян, занимающийся импортом сахара в Армению, продает в своих супермаркетах Yerevan City сахар по цене 369 драмов за килограмм, но по той же цене он снабжает сахаром мелкие и средние магазины. Он заявил, что причиной многолетних задержек прихода французского Carrefour на армянский рынок являлись долгие переговоры между властью Армении, Самвелом Алексаняном и руководством французской компании вокруг ценовой политики. «В супермаркете Carrefour сахар продается по той же цене, что и у Алексаняна. Как так получилось? А все очень просто – армянская сторона договорилась с французской о льготных ценах на поставки сахара в обмен на то, что Carrefour не будет импортировать сахар», – сказал Пашинян. На все это, по мнению Пашиняна, профильная правительственная структура не обращает никакого внимания, а потому разговаривать с Шабояном ему не о чем.

При этом старательно скрываемая психическая неуравновешенность и болезненные амбиции при удачном для Пашиняна и его покровителей раскладе, могут сыграть с судьбой Армении и ее народа злую шутку – возможно, даже сравнимую с грузинскими событиями августа 2008 года.

Однако столь системная атака властей на оппозиционное поле с целью его дискредитации и ослабления, не облегчает положения, в котором находится правящий режим. Вне зависимости от того, кто и как критикует режим и какие заявления делает, кто руководит партией «Процветающая Армения», экономическая и социальная ситуация вплотную приблизились к опасной черте и именно это обстоятельство является первоочередной проблемой властей.

 Имитационная политика, «крестным отцом» которой является Серж Саргсян, завела власти в тупик. Невозможно бесконечно изображать бурную деятельность и желание к проведению реформ и при этом ничего не менять. Между тем, установленные в армянской экономике правила игры (монопольный уклад экономики, поддержка властями крупных монополистов и в первую очередь импортеров и пр.), защищают интересы правящей верхушки. С другой стороны, грабительская по отношению к собственному народу политика правящего режима, которая способствует обнижанию и эмиграции из страны, наносит удар по интересам представителей того же правящего класса. Так, согласно официальным данным, с конца прошлого и с начала текущего года наблюдается сокращение потребительского спроса, что безусловно бьет по интересам импортеров-монополистов. Да и непрекращающаяся миграция вряд ли идет на пользу предпринимателям, в том числе тем же монополистам.

 26 марта по инициативе премьер-министра Овика Абрамяна состоялось первое заседание «Клуба премьер-министров» Армении. В заседании, помимо действующего премьера, приняли участие бывшие премьер-министры Вазген Манукян, Гагик Арутюнян, Хосров Арутюнян и Грант Багратян. Вне Армении находятся экс-премьеры – Тигран Саргсян, Роберт Кочарян, Армен Саргсян. Двое скончались – Вазген Саргсян и Андраник Маргарян. Согласно официальной информации, на заседании была обсуждена дальнейшая деятельность клуба и вопросы, касающиеся экономики страны. Возможно, что созыв заседания клуба является попыткой властей выйти из тупика и решить многочисленные проблемы. Ведь для того, чтобы сдвинуть погрязшую в грязи телегу с места, правительству нужны новые идеи.

 Однако для выхода из тупика нужны не посиделки у премьер-министра, а системные изменения, на которые действующий режим никогда не пойдет.

 

Наира АКОПЯН

 

Комментарии

У меня нет претензий к уважаемой мною Наире Акопян.Они есть только к серым реалиям,окутавшим армянскую действительность.И,чтобы замолвить всего лишь словечко,рискну предположить, что истина лежит в объединении всех трех фракций в единное, может быть что нибудь получися?Попробуйте, чем чарт не шутит,когда мавр спит.

Что то заждался я оценки моего материала.А может быть я не пришелся ко двору. Напишите и я не пременно учту ваши пожелания .

Как в воду я глядел - 1111

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image