Мы хотим уважения: известный в Сибири армянский журналист рассказал о беспорядках в Армении

7 июля, 2015 - 12:25

Тысячи ереванцев вышли на улицы столицы Армении, на первый взгляд, в знак протеста против повышения тарифов на электроэнергию. Но, как оказалось, граждане страны требуют не столько материального благополучия, сколько уважения к себе со стороны властей. Армянский журналист Гор Григорян, известный сибирякам как неоднократный член жюри различных фестивалей рекламы, например, томского "Сибирского децибела", рассказал корреспонденту Atas.info, чем митинг в Ереване отличается от "Евромайдана" и "Оккупай-Абая", и как армянский средний класс отвечает правительству на притеснение соотечественников.

Гор, в российских СМИ даются весьма расплывчатые оценки армянских митингов. Как человек «изнутри», расскажи о реальной ситуации. С чего начался протест на проспекте Баграмяна?

Началось всё с того, что ЗАО "Электросети Армении" - 100%-ная "дочка" "ИНТЕР РАО ЕЭС" - решила в очередной раз поднять тариф на электроэнергию. Нужно сказать, что в последние пару лет цена на услуги ЖКХ в Армении и без того выросла уже почти в полтора раза – и вот это решение стало своего рода последней каплей. Уже 17 июня на площади Свободы возле Оперного театра группа молодых людей из стихийного движения "Нет грабежу!" начала митинговать. Затем эти ребята перекрыли проспект Баграмяна – одну центральных улиц Еревана. В ночь на 23 июня, под утро, как часто это бывает на постсоветском пространстве, с применением дубинок и водомётов митинг был разогнан полицией. Разгон митинга был достаточно жёстким, но никакой истерии, как это сообщали в российских СМИ, не было – в больницы в реальности обратилось всего 26 человек, из которых только у восьмерых были травмы средней тяжести, но от госпитализации они отказались. Однако никто не ожидал, что сразу после силового разгона этой мирной демонстрации на улицы выйдут тысячи граждан Армении – не только в Ереване.

Это не первый опыт гражданского протеста в вашей стране?

В последнее время в Армении достаточно часто происходят какие-то общественные движения, которые противостоят властям и их политике повышения цен на общественный транспорт, ЖКХ, введения каких-то непонятных отчислений в пенсионный фонд. Когда полтора года назад резко, на 50%, подняли стоимость проезда в общественном транспорте, горожане сами начали бороться с этим. В фейсбуке скоординировались и решили, что мы, владельцы частного транспорта, будем бесплатно подвозить людей – то есть я выезжаю из дома, подъезжаю к ближайшей остановке, говорю, в какую сторону еду, и сажаю к себе в "Лексус" четыре-пять человек. И так делали многие. Когда городские власти начали понимать, что они теряют реальные деньги, они заявили, что "отыгрывают" повышение цен назад. То есть опыт мирной борьбы у нас уже был.

А что сейчас происходит на проспекте Баграмяна, спустя полторы недели после разгона первого митинга?

Сразу же после разгона первой демонстрации на Баграмяна собрались тысячи людей, которые стоят там до сих пор. Всем казалось, что народ разойдётся, когда правительство пойдёт на уступки. Но в рядах протестующих произошёл своего рода раскол: половина протестующих ушла обратно на площадь Свободы, когда правительство согласилось выполнить их требования, половина осталась на Баграмяна, требуя от властей однозначного заявления о том, что никакие тарифы повышаться не будут и в дальнейшем. За всё это время был единственный конфликт – когда в ночь на 23 июня полиция пыталась разогнать митинг. С тех пор ничего подобного не повторялось, полиция ведёт себя достаточно корректно, и митингующие тоже – подметают площадь, кормят друг друга. Проспект закрыт – днём и утром там находится костяк активистов, а по вечерам он превращается в какое-то удивительное место, где люди общаются, поют, пляшут – и это продолжается до сих пор.

Описание того, что происходит вечерами на проспекте Баграмяна очень похоже на то, что пытались создать участники движения "Оккупай-Абай" в Москве. Но в Москве были некие организаторы этого действия. В ереванской истории можно назвать фамилии каких-то активистов?

В интернете ты можешь найти какие-то фамилии, но в реальности у этого протеста нет фамилий. Большая проблема для власти состоит в том, что ей не с кем договариваться. Когда президент дважды изъявлял желание пообщаться с лидерами протеста, ему отвечали, что он должен принять либо всех, либо никого. Для меня как журналиста это тоже проблема – если завтра кто-то захочет говорить о кризисе власти и выдвигать какие-то политические требования, то кто, если не они, не участники этих митингов?

Вот если говорить о политических требованиях - протест может сказаться на выборах в Армении?

У президента Саргсяна есть ещё два года до выборов, парламентские выборы ещё дальше. Понятно, что как только начались брожения, некие политические силы попытались оседлать это движение. Но, понимаешь, в Армении нет оппозиции, её даже нельзя охарактеризовать словом "игрушечная", она ещё хуже. Они грызутся друг с другом, мы все понимаем, что они хотят добраться до той кормушки, которая есть у нынешней власти – и больше ничего. Поверь мне, ни о какой политике здесь речи не идёт. Мы живём в таком уникальном месте, что мы даже не хотим, чтобы власти нам помогали – мы просто хотим, чтобы они нам не мешали. И символики тоже никакой нет. На митинге появились какие-то ребята с флагами Евросоюза – к ним подошли, попросили убрать. Появился какой-то полузабытый политический деятель, который лет десять назад пытался что-то там делать, к нему тихонечко подошли, сказали: "Дядя, пошёл нафиг отсюда! Это не ваше!" И люди во время онлайн-трансляций сами всё очень хорошо это видели. Да, приходили депутаты, известные в стране персонажи, и становились живой цепью между полицией и митингующими. Но, на самом деле, эта живая цепь никому нафиг была не нужна, потому что полиция второй раз никого разгонять и не собиралась.

Скорее всего, ты знаком с общей риторикой российской пропаганды, с её антиевропейскими и антиамериканскими лозунгами. А что происходит на информационном поле Армении в этом отношении?

Ты понимаешь, мы шутим, что Армения – это национальный офис. У нас в стране живёт 3 миллиона армян, а по всему миру – около 9 миллионов. Армяне живут везде, кроме Антарктиды и Азербайджана. Мы очень хорошо относимся и к России, и к Европе, и к США, потому что понимаем, что там тоже живут наши соотечественники. И мы не можем впадать в какой-то оголтелый антиамериканизм.

Среди участников митинга преобладают какие-то настроения: пророссийские, проевропейские?..

… Проармянские. Они не думают о России, Европе или Америке. Они думают о своих правах. Никто не имеет права людей держать за баранов. Все претензии тут к нашей власти, а не к России или Америке. Тут нет никаких антироссийских или антиевропейских настроений. На проспекте Баграмяна есть русские ребята – граждане Армении – которые стоят плечом к плечу с армянами, и парни и девушки.

А как армянские СМИ реагируют на ситуацию с повышением тарифа? Как протест освещается?

Понятно, что госканалы лишь мельком говорили и старались не показывать протест. Негосударственные каналы наоборот транслировали картинку. Но, понимаешь, во время этого очередного кризиса никто не смотрел "зомбоящик", доверие к телевидению в очередной раз резко упало. У всех есть интернет – и все смотрели трансляцию с проспекта Баграмяна там, даже не надо было ничего комментировать. Наша радиостанция и наш сайт держали своих корреспондентов на проспекте, и мы транслировали и картинку, и звук на сайт 24 часа в сутки. Наша радиостанция "Радио Ван" в знак поддержки протеста вырубила свет в студии – и мы вещали в темноте, это можно было видеть на нашем сайте. 

Я тебе больше скажу – буквально пару дней назад в Армении были российские журналисты: Леонид Млечин, Роман Бабаян, Александр Гурнов. Мы с ними встречались, разговаривали – у них были в головах какие "американские схемы", но, когда они своими глазами увидели, что происходит в Ереване, они изменили свою позицию. Они тоже были удивлены, насколько картинка российского телевидения не соответствует реальности. Вся истерия на российском телевидении, что в Ереване "евромайдан", что сильны антироссийские настроения и так далее, не имеет никакого основания под собой. Просто, когда "Россия 24" посылает в Ереван какого-то непонятного субъекта с армянской фамилией, который сообщает в прямом эфире, что "на месте митинга на участке от площади Свободы до проспекта Баграмяна находятся посольства ведущих европейских государств", это выглядит очень смешно. На этих 50 метрах нет ни одного посольства! Ближайшее посольство находится в 400 метрах отсюда – и это посольство Китайской народной республики! Эта глупость, конечно, вызывает в Армении благородную ярость. Но никакой антироссийской риторики, никакого "евромайдана" в Ереване нет. Это социальный бунт, на самом деле.

Эти 16%, на которые должны были повысить тариф на электроэнергию, насколько были бы существенны для кармана обычного жителя Армении – в пересчёте на среднюю зарплату по стране?

В Армении самые высокие тарифы, как оказалось, – киловатт-час у нас стоит порядка 10 центов. Хотя мы продаём электроэнергию в Грузию и в Иран, нам самим цену на свет поднимали уже не один раз. Средняя зарплата в Армении достаточно низкая, ниже, чем в Новосибирске или Омске – около 300 долларов. Во многих семьях "рабочие руки" находятся за пределами страны, и раньше они могли посылать деньги в Армению, но в последнее время в связи с кризисом такие переводы сократились процентов на 50. Когда ты начинаешь копаться в этой истории с повышением тарифов, ты понимаешь, что вот конкретно эти 10-15% погоды не сделают, это не такие большие деньги, и, например, я, как человек, который неплохо зарабатывает, мог бы и не выходить на митинг. Но нами движет обида на собственное правительство. Совершенно непонятно, почему правительство не контролирует естественные монополии?

То есть нельзя сказать, что это был протест голодных?

Нет-нет! Вышла активная часть населения, молодежь, сознательные и состоятельные люди. Понятно, что осознанно протестовать может только та часть населения, которая в принципе платёжеспособна, которая борется не за себя, а за права всех граждан. Когда какое-то время назад пытались ввести непонятные платежи в пенсионный фонд для людей, родившихся после 1974 года, на улицы вышли даже те, кого это не касалось напрямую.

Чем в итоге завершится протест на проспекте Баграмяна, по-твоему?

Протестующие своего добились: повышение тарифа не скажется на простых гражданах, это пообещал президент. "Электросети" тоже не остаются в стороне, у них есть крупные должники, на которых они подают сейчас в суд. Но уже назначен международный аудит их деятельности, который выяснит, например, на каком основании господин Бибин, который руководит "Армянскими электросетями", получает только зарплату – без учёта премиальных – порядка 60 тысяч долларов в месяц, около миллиона долларов в год – при том, что сама компания чрезвычайно неэффективна? И это пример для других - вот, например, компания "Ергорводоканал", принадлежащая французам, уже официально заявила, что сворачивает планы по повышению тарифов. Чего требуют оставшиеся на Баграмяна митингующие, мне лично до сих пор непонятно.

Александр Жиров

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image