Министерство культуры Армении создавало преграды проекту по восстановлению Одзуна – меценат

13 июля, 2015 - 18:10

Проживающий в Москве бизнесмен, меценат Мовсес Дзаварян, финансировавший восстановление Одзунской церкви Пресвятой Богородицы, в эксклюзивном интервью Независимому армяно-российскому информационному центру рассказал о проблемах, с которыми пришлось столкнуться при осуществлении проекта ”Новая жизнь Одзуна”.

Одзунская церковь пресвятой Богородицы, под алтарем которой, согласно преданию, была захоронена принесенная в I веке в Армению апостолом Фомой пелена Иисуса Христа, в 2010 году оказалась на пороге обрушения. Пять трещин от купола до самого основания не давали покоя никому, кто ее посещал. В 2011 году, увидев в Интернете фотографии плачевного состояния Одзунской церкви, проживающий в Москве наш соотечественник Мовсес Дзаварян взялся за ее восстановление, которое продлилось 4 года. Стоимость работ составила около 750 тыс. долларов США. Для сравнения отметим, что эта сумма практически соразмерна всему годовому бюджету, выделяемому армянским государством на восстановление памятников древности. Сегодня, когда Одзуну уже ничего не угрожает, Мовсес Дзаварян говорит, что программа не полностью реализовала его ожидания, а именно, взаимодействие государства и благотворителей в Армении налажено крайне непродуктивно, местной элите практически безразлична судьба памятников, а в центре внимания общественности иные заботы — борьба за выживание. Интервью Дзаваряна приводим полностью.

АРНИЦ — Насколько организована в Армении система взаимодействия государства с благотворителями?

М.Д. — Она просто не организована. Была идея рассматривать наш проект в качестве пилотного для организации в будущем восстановительных работ и иных памятников, разрушающихся по всей Армении, с привлечением людей, готовых оказать содействие этому делу. Однако нам пришлось почти год ждать разрешения на восстановительные работы. Без постороннего вмешательства мы бы его точно не получили, и пришлось подключать связи и друзей на самой вершине власти, чтобы вопрос был решен в пользу восстановления церкви. Я хочу подчеркнуть, что за все время восстановительных работ у меня не было ни одной встречи с министром культуры и представителями церкви. Правда, неоднократно встречались с замминистра. Мне навряд ли это нужно, однако я сомневаюсь, что двери Минкульта испытывают натиск лиц, имеющих желание оказать безвозмездное содействие восстановлению исторических памятников.

Можно резюмировать, что власти озабочены иными проблемами, а вопрос восстановления памятников и взаимодействие с потенциальными благотворителями оставили на Божью волю. SONY DSC

АРНИЦ — Какие были преграды на пути к реализации программы ”Новая жизнь Одзуна”? На Ваш взгляд, отпугивают ли они потенциальных благотворителей, готовых браться за подобные начинания?

М.Д. — Я уже назвал одну преграду. По негласному поручению Министерства культуры мы не получали разрешение на строительство, которое выдает глава сельского поселения. Позиция министра культуры мне понятна, так как тендер на работы выиграла компания, которая не была у нее фаворе, однако я не понимаю позицию местной и региональной власти. Преградой была компания-бездельник, которая сделала проект (или исправила даты в предыдущем проекте от 80-х годов прошлого века) и одновременно отвечала за архитектурный надзор (снова привет Министерству культуры).

Преградой были некомпетентные лица от церкви и общественности, которые свою миссию видели только в непрофессиональной критике осуществляемых работ и “добрых пожеланиях” старую церковь превратить во что-то а-ля ”современный бизнес-центр”. Они почему-то не пытались привлечь общественность в дело восстановления памятника. Настоящей проблемой стали также и лица, уполномоченные оказывать содействие в реализации программы и получающие за это вознаграждение.

Я очень надеюсь, что подобные преграды не будут останавливать никого. Я не сделал бы публичной эту информацию, однако не хочу, чтобы благотворители наступали на те же грабли, а некоторые власть имущие хотя бы призадумались о своей миссии. ODZUN-2015

АРНИЦ — Можно ли утверждать, что Ваши планы по восстановлению иных памятников не осуществилась из-за проблем, связанных с одзунским проектом?

М.Д. — Я надеюсь, все еще впереди. Были бы возможности, и чтобы соотечественники не мешали, не присваивали целевые средства и не противодействовали.

АРНИЦ — Древние храмы и крепости рушатся по всей Армении, а вместо их спасения зачастую возводятся новые, причем иногда в тех районах, которые не нуждаются в новых церквах. Чем Вы объясните данный приоритет?

М.Д. — На то есть, видимо, несколько причин. Во-первых, остаться в истории. Во-вторых, не иметь ничего общего с бюрократами во власти и в ААЦ. Опыт передовых христианских стран показывает, что на каком-то этапе придется подумать о сохранении и эксплуатации культовых сооружений, и поэтому, я думаю, новые постройки должны соответствовать жестким градостроительным нормам для их дальнейшего использования в качестве гражданских, просветительских, здравоохранительных и спортивных целей.

АРНИЦ — Как Вы оцениваете проведенные в Одзуне восстановительные работы?

М.Д. — Я опираюсь на мнение неангажированных специалистов, которые дали очень высокую оценку восстановлению. Работы вела ведущая компания в этой отрасли в Армении.

Армяно-Российский независимый информационный центр (АРИЦ), г. Москва

Комментарии

Для меня мягко говоря хладнокровное отношение властей вкупе с представителями ААЦ к реставрации древних памятников архитектуры Армении было неожиданным нонсенсом.Здесь можно возмущаться до бесконечности,но поможет ли это благородному делу богоугодной деятельности одиночек,истинных патриотов земли Армянской,сомневаюсь.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image