Армяне. История отношений России и Армении

23 июля, 2015 - 13:47

Армяне — один из древнейших народов мира. Его колыбелью было Армянское нагорье, ставшее еще в глубокой древности одним из центров мировой цивилизации. Формирование армянской народности началось где-то на рубеже второго и первого тысячелетий до нашей эры. Это был длительный процесс, охвативший примерно пять-шесть веков. В это время в долинах Армянского нагорья распространяется наряду со скотоводством земледелие, складываются и распадаются племенные союзы, происходит образование классов, выделяется военно-рабовладельческая знать.

Краткая история Армении
В VI веке до нашей эры возникают Великая и Малая Армении как составные части обширной державы Ахеменидов. Впоследствии они становятся независимыми государствами.
При Тигране II, царствовавшем в 95-56-х годах до нашей эры, Великая Армения достигла наивысшего могущества. Присоединив к себе многие сопредельные страны, она стала крупнейшим рабовладельческим государством эллинистического Востока. Но еще при жизни этого царя были утрачены все завоеванные территории. Тигран II вынужден был признать свою зависимость от победителя, сохранив власть лишь в собственно армянских землях. Его преемнику Артавазду II удалось освободиться от римского владычества и даже объединить все армянские земли. Однако в дальнейшем Армения превращается в объект захватнических устремлений своих сильных и агрессивных соседей. В III веке новой эры она оказывается в подчинении у сасанидской Персии.

Лишь на короткий срок в IV веке Армения вновь обретает независимость. В это время там утверждается феодализм как господствующий социально-экономический строй. Постепенно обособлялись местные властители-нахарары, ослабевала царская власть. В 387 году Армения подверглась разделу: восточная часть, почти три четверти территории страны, отошла к Персии, западная часть — к Византии. Но армянский народ никогда не мирился с иноземным гнетом. Восстания вспыхивали одно за другим. Завоеватели огнем и мечом беспощадно подавляли их. Казалось, что на опустошенных землях уже никогда не возникнет жизнь. Но Армения вновь поднималась из руин и пепла, возрождалась в ней жизнь, продолжали развиваться наука, литература, искусство.

В конце VII столетия Армению завоевали арабы. Чем тяжелее становилось новое иго, тем упорнее и яростнее боролся армянский народ за свою независимость.
В конце Х века господство арабов пало. Начался новый период в жизни Армении. Укрепилась ее экономика, оживилась политическая жизнь, новых успехов добилась армянская культура. Столица государства — город Ани вырос в крупный торговый и ремесленный центр.
Это был период наибольшего развития феодального хозяйства в Армении. С Х века особенно большое распространение получила барщина, Шло дальнейшее закрепощение крестьян. Все это не могло не отразиться на положении народных масс. Средикрестьян широко распространилось учение тондракийцев, выступавших против социальной несправедливости. Обострилась классовая борьба. По Армении прокатилась волна крестьянских восстаний.

Когда в XI веке в Закавказье вторглись новые захватчики — турки-сельджуки, армянские и грузинские войска повели против них совместную борьбу. С помощью грузин многие армянские земли были освобождены.

В начале XIII века на армянский народ обрушилось новое страшное нашествие татаро-монгольских завоевателей, а затем армянские земли подверглись опустошительным набегам полчищ Тимура. Позднее, в XVI — XVIII веках, Армения стала ареной кровавых вторжений персов и турок. Страна была поделена между захватчиками. Восточная часть Армении досталась Персии, западная — Турции. Это был один из самых мрачных периодов в истории армянского народа. Многие города и села были разрушены. Десятки тысяч армян угонялись в плен, продавались в рабство, подвергались неслыханному насилию. Замученный и истерзанный, армянский народ вел отчаянную освободительную борьбу. Но опыт вековой борьбы показал, что без внешней поддержки невозможно было добиться свободы. Много раз обращались армяне за помощью к папе римскому и западным державам, но не нашли у них поддержки. Наиболее дальновидные представители армянского народа видели спасение в России — в своем могущественном северном соседе.

Отношения России и Армении
Связи России с народами Закавказья, в частности с армянским народом, уходят в глубь веков. Академик Б. Д. Греков считает, что славяне общались с народами Кавказа еще в V — IV веках до нашей эры. Армянский историк XI века Степанос Таронци (Асохик) в своем труде «Всеобщая история» сообщает интересные данные о славянах и о крещении Руси. Известно также, что армянские воины служили в войсках Киевской Руси. И в дальнёйшем (например, в 1410 году в Грюнвальдской битве) вместе с русскими против тевтонских псов-рыцарей сражались и армяне.
Усиление торгово-экономических и культурных связей между Арменией и Россией способствовало образованию во многих русских городах многочисленных армянских поселений. Уже в XVII--XVIII веках на юге России (в Астрахани, Кизляре, Ново-Нахичевани, Григориополе, в Крыму) возникла целая полоса армянских колоний, которые сыграли весьма существенную роль в развитии экономических и культурных связей между русскими и армянами.

Все это создавало благоприятные условия для обращения армян за помощью к России.
Русская ориентация армянского народа, оформившаяся в процессе его длительной борьбы против поработителей, благодаря Укреплению экономических, культурных и политических связей в конце XVII и начале XVIII века приняла уже более определенный характер.
Новый подъем волны освободительного движения народов Закавказья был обусловлен походом русской армии в июле 1722 года в прикаспийские области. Особое значение имело восстание в Зангезуре во главе с известным полководцем Давид-Беком. Но в силу обострившегося международного и внутреннего положения русские войска тогда не пошли дальше прикаспийских районов. Освободительная борьба была потоплена в крови.

Однако народы Закавказья не теряли надежду на освобождение от чужеземного ига с помощью России. Отдельные и коллективные послания русскому двору с просьбой о помощи не прекращались.

После персидского похода Петра усилился приток армянского населения в Россию. В Москве, Астрахани, на Северном Кавказе создавались армянские поселения. Жители армянских колоний в России являлись связующим звеном между населением Армении и русским правительством. Идея освобождения армянского народа с помощью России становилась все более популярной.
В начале 1784 года эчмиадзинский католикос Лука обратился к русскому правительству с просьбой избавить армян от рабства, а араратские мелики просили А. Аргутинского причислить их к тем, кто ждет защиты от «благословенной России». В августе 1784 года посланник от них Степан Саакян доставил в Петербург Екатерине II просьбу о помощи.

В 1795 году персидский шах Ага Мухаммед Каджар совершил разорительное нашествие на Закавказье, которое создало большую опасность для всех народов края. В Закавказье ждали прибытия русских войск во главе с фельдмаршалом Суворовым. В январе 1796 года по предложению Екатерины II Суворов принял командование русскими войсками. Готовившимися к походу в Закавказье. Они заняли ряд городов, но с приходом Павла I поход прекратился.

Британская дипломатия добилась того, что в июне 1804 года 70-тысячная персидская армия под командованием Аббас-Мирзы вторглась в Закавказье. В Эриванском ханстве началось преследование местного населения с намерением выселить в глубь Персии «всех жителей армян». Однако они предпочитали переселяться в районы, занятые царскими войсками. Армяне оказывали всяческую помощь русским солдатам, в которых видели свою единственную надежду на освобождение.
В результате побед русских войск 5 ноября 1813 года был заключен выгодный для России и народов Закавказья Гюлистанский мирный договор, по которому значительная часть Закавказья отошла к России. Однако население Эривани и большей части Армении по-прежнему находилось под гнетом турецких и персидских поработителей. К тому же русско-турецкая (1806--1812) и русско-персидская (1804--1813) войны полностью разорили многие провинции Закавказья. Положение подавляющего большинства армянского народа продолжало оставаться невыносимым.

Видный деятель армянского освободительного движения Нерсес Аштаракеци в июле 1826 года обратился к армянскому народу с призывом бороться против персидских войск. Он напоминал своим соотечественникам о том, что Россия «распростерла мощную десницу свою… для спокойствия и благоденствия» армянского народа, что Россия и раньше в случае надобности защищала армян, тем более она это сделает теперь, когда признана «пред целым светом заступницею и покровительницею нации нашей...».

16 июля 1826 года 60-тысячное персидское войско во главе с Аббас-Мирзой, нарушив Гюлистанский мирный договор, внезапно вторглось на территорию Карабаха. Русские могли противопоставить ему лишь около 7 тысяч штыков пехоты и не более 3 тысяч регулярной кавалерии и казаков.
Начались ожесточенные бои. 48 дней продолжалась героическая оборона крепости Шуша. О ней сохранились воспоминания генерала русской армии И. Д. Лазарева, который, будучи тогда юношей, находился в стенах осажденной крепости. «Я помню армянина Арутюна Алтунова, — писал он, — с георгиевским крестом и золотой медалью на шее, вызвавшегося тогда добровольно пробраться сквозь персидскую армию, чтобы доставить Ермолову сведения о положении осажденной крепости… Помню также, как наши армяне по ночам на своих плечах носили тяжелые мешки с зерном на мельницу дёр. Шуши-Кент, где братья Юзбаши, Сафар я Ростом Тархановы быстро перемалывали зерно и доставляли его обратно. Без этой помощи гарнизону никогда не выдержать бы шестинедельной осады». Историк В. Потто, приведя эту цитату, добавлял: «Даже женщины их являлись героинями, и одну из них, по имени Хатаи, знал тогда весь Карабах...»

Мастеровые люди крепости готовили по 20--30 фунтов пороха в день и безвозмездно передавали его гарнизону крепости, а крестьяне окрестных сел отдали до 600 голов скота для нужд ее защитников.
Персидские войска не сумели захватить Шушу, но продолжали свой разорительный поход на Елизаветполь. Вскоре к Елизаветполю подоспели главные силы персидских войск. Елизаветпольское сражение принесло новую блестящую победу русской армии. Аббас-Мирза с остатками своих отрядов обратился в бегство. Народные ополченцы оказали существенную помощь русской армии, значительно облегчив ее победу.

22 февраля 1828 года был подписан Туркманчайский мирный договор, по которому Эриванское и Нахичеванское ханства вошли в состав России. Кроме того, армяне, жившие в Персии, получали право переселиться на родину и принять русское подданство. Неоценимую роль в ведении мирных переговоров сыграл А. С. Грибоедов, который с марта 1827 года занимал должность заведующего дипломатическими сношениями с Турцией и Персией.

Армянский народ в лице русских видел своего освободителя, а «не победителя, не завоевателя». А. С. Грибоедов писал в дневнике, что русские, освобождая армянских крестьян, ведут самую гуманную войну. Сохранились записки декабриста Лачинова, где есть волнующие места о том, как освобожденные армянские крестьяне, дети, женщины и старики с протянутыми руками бежали к русским солдатам, говоря: «Рус! Здрасти! Здрасти!», а солдаты повторяли: «Не бойтесь! Мы здесь!» Сами русские солдаты считали, что в Закавказье они пришли с освободительной миссией. Именно поэтому армяне принимали русских солдат как желанных гостей, как родных братьев, зная, что они теперь будут в безопасности.

Кавказ и Закавказье играли важную экономическую и стратегическую роль в международной политике, как царизма, так и западных держав. «Тот, кто держит в своих руках устье Дуная, — писал К. Маркс, — господствует и над самим Дунаем — этим путем в Азию… Если эта держава владеет к тому же еще и Кавказом, тогда ей принадлежит Черное море...». Именно это и привело к осложнению русско-турецких отношений. Столкновение этих двух государств становилось неизбежным. И произошло это не без подстрекательства западных держав.

В. И. Ленин отмечал, что были войны прогрессивные, то есть такие, которые «приносили пользу развитию человечества, помогая разрушать особенно вредные и реакционные учреждения...». В этом отношении русско-персидская и русско-турецкая войны этого периода имели прогрессивное значение для армянского, грузинского, азербайджанского народов.

Великий Армянский просветитель Хачатур Абовян пророчески предсказывал: «Эта нерасторжимая связь, эта святая любовь останется между нами вековечно».

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image