«The Washington Post»: Кто победил и кто проиграл после протестов в Армении?

26 июля, 2015 - 15:23

Новости Армении – NEWS.am приводит опубликованную в «The Washington Post» статью преподавателя социологии в Ереванском государственном университете Жанны Андреасян и профессора социологии в Нью-Йоркском университете в Абу-Даби Георгия Дерлугяна со значительными сокращениями:

Армения, небольшая, традиционно пророссийская постсоветская республика, недавно пережила впечатляющую волну массовых протестов. На первый взгляд, это было против небольшого увеличения тарифов на электроэнергию. В Москве, однако, консервативные журналисты начали бить тревогу, заявляя, что Америка пытается снова осуществить «смену режима» в подбрюшье России.

Армянская история жертвенности играет свою роль в классическом смысле теории Дюркгейма: внешний конфликт способствует сплоченности в социальных группах. Чрезвычайный конфликт, как, например, память об уничтожении во время геноцида, способствует чрезвычайной сплоченности. Это помогает объяснить, почему после того, как первое столкновение привело к обратным результатам, армянские власти тщательно избегали применения силы. Таким образом, протестное движение получило свое окно политических возможностей.

Однако траектория армянского протеста отличалась от украинской революции в прошлом году. Небольшая группа, которая пыталась развернуть флаги Европейского союза, как это было сделано во время украинского Евромайдана годом ранее, столкнулась с противодействием и была изгнана из толпы. В то время как правительство стремилось избежать насилия, протестующие настаивали на том, что у них нет никакой политической повестки. Власти, со своей стороны, признали протест мирным и чисто социальным.

Тем не менее успех движения без лидера в определенный момент угрожал привести к его исчезновению. Кто или что институционализирует достижения протестного движения? Проще говоря, кто объявит победу и прекратит акцию? И таким образом протест начал затягиваться и затягиваться, постепенно теряя свою эмоциональную энергию.

Президент Саргсян 27 июня объявил о компромиссе, чтобы сохранить лицо: бюджет Армении будет поглощать рост цен, а независимая комиссия с участием представителей протестующих может проверить экономическое обоснование новых тарифов на электроэнергию.

В спорной политике часто бывает, что обе стороны что-то выигрывают и что-то теряют. Может пройти некоторое время, прежде чем результат станет известен. Чиновники в правительстве Армении выиграли, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Они перенесли трудность и показали своим покровителям в Москве, что могут сохранять контроль без насилия.

Протестующие, несмотря на недолгую славу, за которой последовал раскол, возможно, выиграли в долгосрочной перспективе. Еще предстоит увидеть, какие политические формы может принять это движение. Многое будет зависеть от того, как в дальнейшем будут учиться молодые армянские активисты. Это будет нелегко. Движение выросло до такого уровня, что оно будет вынуждено определить свою политику.

Тем не менее уже сегодня можно абсолютно точно сказать, что новое политическое поколение достигло зрелости. В результате этого движения очередные выборы в Армении кажутся менее предсказуемыми, чем всего лишь месяц назад.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image