Беспредецентная операция в день памяти жертв Геноцида: как армянские хирурги спасли жизнь маленькой девочке

2 августа, 2015 - 20:46

Такой операции многие хирурги не видели даже в самых страшных своих кошмарах: у пациентки был поврежден и полностью отслоился от стенки 12-перстной кишки фатеров сосочек, были множественные внутренние повреждения и ушибы на органах брюшной полости, несколько разрывов на 12-перстной кишке, а ее нижний горизонтальный участок полностью оторван... А пациентке – всего 6 лет.

Казалось, что решение может быть только одно – удалить все поврежденные участки и провести их реконструкцию, однако подобная операция могла стоит пациентке если не жизни, то здоровья – и сделать ее инвалидом на всю жизнь. Хирурги Гагик Амбарцумян, Погос Гейикян и их коллеги, несмотря на все риски и сложности, нашли способ восстановить все повреждения и сохранить девочке органы. Для этого, правда, пришлось провести совершенно беспрецедентную операцию: подобных операций ни разу не делали в Армении, да и в международной медицинской литературе подобных случаев не описано.

В беседе с корреспондентом NEWS.am Medicine хирурги рассказали интересные подробности об этом случае.

Как рассказал заведующий урохирургического отделения МЦ «Арабкир» Погос Гейикян, девочка, чье имя по понятным причинам не называется, получила все эти повреждения из-за несчатного случая, произошедшего с ней 23 апреля: она попыталась подняться на барную стойку, упала и уронила стойку на себя. Родители отвезли девочку в медицинский центр города Эчмиадзина, где они в тот момент находились. Сонография и рентген не показали серьезных проблем, но специалисты заметили в брюшной области небольшое количество жидкости. Родители девочки оказались людьми довольно внимательными и решили обратиться за вторым мнением и перевезли девочку в Ереван – в медицинский центр «Арабкир». Дежурные врачи провели ряд обследований и обеспечили девочке динамическое наблюдение, которое осуществили в отделении хирургической интенсивной терапии, так как у девочки были признаки шокового состояния.

Вечером и ночью боли в животе у девочки продолжались, что заставило врачей провести повторные обследования: во время сонографического обследования врачи заметили, что количество жидкости в брюшной полости увеличилось. Тогда специалисты обсудили состояние ребенка с руководством клиники и приняли решение провести диагностическую лапароскопию.

«Однако до лапароскопии мы провели еще одно рентген-обследование и заметили в брюшной полости девочки свободные газы. Это навело нас на мысль, что у нее может быть поврежден один из внутренних органов, стало быть, лапароскопическое обследование делать не стоило», - рассказал доктор Гейикян.

Учтя все последние данные, специалисты провели открытую диагностическую операцию, в ходе которой смогли увидеть все травмы, которые получила девочка: у нее были ушибы печени, головки поджелудочной железы, верхнего полюса правой почки и печеночного изгиба толстой кишки. Дальнейший осмотр выявил разрывы передней и задней стенки 12-перстной кишки, был также поврежден и полностью отслоился от стенки 12-перстной кишки фатеров сосочек – общий желчный и панкреатический проток. Полностью был оторван также нижний горизонтальный участок 12-перстной кишки.

Травмы были слишком серьезные, а предстоящая операция – очень тяжелой.

Специалисты провели консилиум прямо в операционной, посоветовались с руководителем клиники.

«Мы не исключили того, что, возможно, придется удалить часть поджелудочной железы и некоторых соседних органов. Поскольку такие масштабные и тяжелые операции обычно проводят онкохирурги, мы, вспомнив предыдущий опыт сотрудничества с ним, пригласили хирурга Гагика Амбарцумяна», - рассказал Погос Гейикян.

Недолго думая, специалисты позвонили коллеге из Национального центра онкологии и попросили его приехать как можно быстрее.

«24 апреля, дороги перекрыты, в стране множество гостей... И вдруг – звонок. «Гагик Ашотович, Вы в городе? Это хорошо... У нас тут очень серьезная ситуация, тяжелые повреждения у маленького ребенка». А когда я услышал, что ребенку всего 6 лет, сердце беспокойно застучало», - поделился воспоминаниями об этом дне Гагик Амбарцумян.

Минут через 10-15 хирург, успев забрать по дороге необходимые инструменты, был уже на месте. А увидев состояние брюшной полости девочки, понял, насколько все серьезно. Таких обширных повреждений не видел в своей практике даже опытный онкохирург.

Что же делать?

«Были все хирургические предпосылки удалить часть поджелудочной железы и 12-перстную кишку со всеми повреждениями, фатеров сосочек и желчевыводящие пути, а потом провести реконструкцию этих органов», - рассказал доктор Амбарцумян.

Специалисты уже приняли решение пойти этим путем и начали готовиться к операции, но мысль о том, что на столе 6-летний ребенок, не давала им покоя. Что будет с девочкой, когда она вырастет? Как она будет развиваться? Какие будут последствия? Станет ли она инвалидом? Все эти мысли кружились у них в головах.

«И вдруг я спросил медсестру, есть ли у них нитки номеров 5-6. Когда нитки принесли, мы с помощью малюсенького катетера попытались понять, открыт ли канал поджелудочной железы. Получилось! Тогда что-то щелкнуло в моей голове», - рассказал доктор Амбарцумян.

Было принято решение: попытаться восстановить и зашить все поврежденные органы. Правда, решение было рискованное и смелое, но хирурги знали: удалить поврежденные органы они всегда успеют, а так у них был шанс сохранить девочке здоровье и спасти ее от возможной инвалидности.

И они принялись за дело.

Гагик Амбарцумян первым делом зашил разрыв на задней стенке 12-перстной кишки. Потом фатеров сосочек вернули туда, где он должен был быть. Во время некоторых манипуляций использовали микрохирургическую технику и даже специальные очки, так как зашивать все нужно было так, чтобы швы вдруг не перекрыли желчевыводящие пути или канал поджелудочной железы. Дальше, несмотря на гематомы, что были вокруг, восстановили и зашили повреждения на поджелудочной железе.

Специалисты действовали, доверяя собственной интуиции и опыту. Такой операции прежде не делал никто из присутствующих, и даже в медицинской литературе – ни в российской, ни западной – ничего такого не было описано.

Когда операция закончилась, врачи и сами не могли поверить в то, что сделали. Даже один разрыв на 12-перстной кишке мог быть смертелен в 25-75 процентах случаев, уже не говоря о множественных повреждениях... Но им удалось сделать почти невозможное.

Гагик Амбарцумян также отметил работу анестезиологов во время этой сложнейшей операции. Заведущий отделением анестезиологии и хирургической интенсивной терапии Хачатур Кюркчян позаботился о том, чтобы и во время, и после операции девочка не чувствовала боли и не испытывала лишнего стресса.

«Отделение реанимации и интенсивной терапии работало как часы и по специально разработанным схемам доставлял ей лекарства. На третий день после операции ребенок играл в игру на телефоне – она совершенно не чувствовала боли», - отметил хирург.

Конечно, нельзя сказать, что послеоперационный период прошел совершенно гладко. Врачи ожидали ряда осложнений и были готовы в случае чего действовать. В эти дни будто вся клиника работала над этим случаем: в процесс лечения были вовлечены гастроэнтерологи, терапевты и многие другие специалисты.

В течение 10 дней девочке нельзя было ничего есть, и она получала внутривенное питание, пока швы заживали. Также она получала специальные лекарства, которые должны были помочь предотвратить осложнения и облегчить ее восстановление.

Девочка, конечно, пережила сильный стресс из-за всего произошедшего и в какой-то момент закрылась в себе, не хотела ни общаться, ни есть, ни пить.

В этой ситуации, как рассказал Погос Гейикян, огромную помощь оказал известный психиатр и больничный клоун Патч Адамс, который как раз в эти дни прибыл в Ереван. Он посетил клинику «Арабкир» и полтора часа провел с этой девочкой, после чего она будто полностью изменилась.

Девочку уже выписали, и она уже дома – играет со сверстниками. У нее все нормально, и уже можно утверждать, что операция прошла более чем успешно.

Врачам же было бы интересно вновь обследовать ее через несколько лет. Не исключено, что даже следа операции на ее внутренних органах к тому времени не останется.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image