Жизнь простых людей в непростом Карабахе

4 августа, 2015 - 20:25

Две семьи рассказали корреспонденту КАВПОЛИТа об условиях жизни в непризнанной республике.

Нагорный Карабах многие за его пределами ассоциируют с военным лагерем, долгие годы скованным в целом успешным противостоянием с гораздо более крупным и экономически мощным Азербайджаном. Однако здесь на протяжении 20 лет независимости люди изо дня в день, вопреки международному непризнанию и негативу со стороны соседа, пытаются строить мирную жизнь, налаживать быт и создавать будущее.

«Здесь наша Родина»

89-летняя Джульетта Давидовна Мовсисян, коренная бакинка, несмотря на пенсию в 38 тысяч драм (менее 5 тысяч рублей) и тоску по Каспийскому побережью, считает, что свою жизнь прожила не зря. Попав сюда по распределению из бакинской консерватории в 1951 году, она обрела здесь новый дом. Преподавала в музыкальной школе, интернате, музыкальном училище.

Трое ее детей также могут гордиться пройденным путем. Александр – военный, участник войны с Азербайджаном (участник операции «Свадьба в горах»  по освобождению города Шуши),  подполковник. Лариса – историк. Карина – заслуженный деятель культуры Нагорно-Карабахской Республики, долгие годы работала директором музыкальной школы в Степанакерте.  

Все они пережили тяжелое время войны, когда более полугода пришлось прожить в подвалах под снарядами, которые падали на Степанакерт с четырех сторон. Все эвакуировались на некоторое время – в Ереван, на Украину. С детьми и благодаря личной помощи впоследствии президента Армении Роберта Кочаряна, дав ему слово непременно вернуться. И все в итоге вернулись в Карабах.

– Здесь наша Родина! Мы остались здесь во время войны, прошли самое страшное и не имеем права бросать ее сейчас, в период восстановления и построения новой жизни, – говорит внучка Джульетты Давидовны, 23-летняя Ида. Она – востоковед, специалист по Ирану c дипломом Ереванского государственного университета. 

Ее сестра Анна – начальник финансового отдела администрации Шаумяновского района, выпускница того же вуза.

Образованные и целеустремленные они словно олицетворяют будущее Нагорного Карабаха, его интеллектуальный потенциал и возможности населения.

Цены на недвижимость в Нагорном Карабахе по сравнению с Россией низкие, в среднем квартиру можно купить за 25-30 тысяч долларов, но Джульетта Давидовна с дочерью и внучкой, как и большинство местного населения, снимают жилье – правда, в одном из лучших районов Степанакерта.

Цены на жилье в Нагорном Карабахе по сравнению с Россией низкие. Но большинство населения снимают квартиры

Когда-то ее семье принадлежали апартаменты прямо рядом с оперным театром в Баку, однако армяно-азербайджанский конфликт навсегда закрыл тему возвращения туда. Из столицы Азербайджана сестра Джульетты Давидовны с детьми вынуждена была уехать после начала там армянских погромов – причем жизнью своей вся семья оказалась обязана азербайджанскому шоферу, специально объезжавшему заставы шовинистов и не сдавшему им своих пассажиров.

Впрочем,  Джульетта Давидовна и ее родные не унывают.

– Вне сомнения, сейчас в нашей республике много проблем, однако то, как мы живем сейчас, не сравнить с тем, как было лишь несколько лет назад, – продолжает ее внучка Ида. – Сейчас у нас постоянно есть свет, горячая и холодная вода, полностью восстановлена городская инфраструктура, строятся новые здания, постепенно развивается экономика. Еще совсем недавно многого из перечисленного не было.

К историческим корням

Если семья Джульетты Мовсисян, вопреки испытаниям, в отличие от многих граждан, не покинула Нагорный Карабах, то семья Назарянов переселилась в непризнанную республику три года назад – из Туркмении.

Когда-то, по словам 21-летнего Шагена, его предки строили Красноводск (ныне Туркменбаши), в котором и проживали последнее время. Однако независимость обернулась для Туркмении экономическими проблемами и всплеском национализма: в результате мама Шагена Элеонора, военный медик, не смогла кормить семью.

Тогда бабушка молодого человека приняла решение выехать в Нагорный Карабах, на историческую Родину (корни Назарянов отсюда, из Гадрутского района). 

В 2012 году была куплена квартира в городе Шуши – прямо рядом с городской администрацией и сквером дружбы Шуши и Лос-Анджелеса. В 2012 году туда переехал Шаген. Через два года в город перебралась Элеонора.

– Правительство Нагорного Карабаха выделяет специальные подъемные суммы для переселенцев. Мы получаем примерно по 300 долларов в полгода, – говорит Шаген Назарян. – В селах подъемные больше, причем выплачиваются они ежемесячно, кроме того, таким переселенцам предоставляют дома, земельные участки, несколько лет назад давали даже скот. Однако городские люди не переедут в деревню. Мы – как раз такие. Потому хоть и проигрываем материально, живем в Шуши.

Власти в Карабахе выделяют подъемные для переселенцев. В селах подъемные больше и выплачиваются ежемесячно

В 2012 году Шаген поступил на факультет русского языка и литературы института Григор Нарикацы. Его мама устроилась в онкологическую больницу. Жизнь их постепенно стала налаживаться. Тем не менее Шаген уже принял решение отправиться в Москву:

– Там я могу состояться как журналист, ведь наша семья – русскоязычная, мы не знаем армянского языка, – объясняет молодой человек.

Он трезво оценивает плюсы и минусы Нагорного Карабаха:

– Здесь хорошо отдыхать: прекрасная природа, богатая история. Но… молодежи никуда пойти даже просто погулять. В Шуши нет приличного парка – люди гуляют по улице вверх-вниз. Тусуются на скамейках рядом собором Газанчецоц (Собор Христа Всеспасителя) – разве это правильно? Кроме того, лично меня пугает неудовлетворительное качество медицины.

В Нагорном Карабахе молодежи некуда пойти – нет даже приличного парка. Вызывает недовольство и качество медицины

Есть тому объективные и субъективные причины.

«Молодежь часто хочет получать готовое, – считает Шаген. – Работа есть, но многие не хотят работать. Я недавно участвовал в дискуссии в университете Месропа Маштоца по данному вопросу. Знаете, государство дает людям много возможностей: развивай районы, села, делай там бизнес, правительство помогает и содействует, однако никто этого не хочет.

Из наших университетов выпускаются политологи, экономисты, юристы, преподаватели, а стране нужны рабочие, фермеры, техническая интеллигенция, медики. Часто строительство зданий останавливается из-за банальной нехватки рабочих! И все же я верю, что скоро жить здесь будет лучше: развивается инфраструктура, воспитывается общество».​

Колыбель культуры

Со всем своим нелегким бэкграундом совершенно разные люди живут и добиваются успеха в Нагорном Карабахе, находя этот край вполне привлекательным. Несмотря на военное положение и постоянные инциденты на линии соприкосновения, это – уникальное место из-за своей природы, экологии и потрясающих ландшафтов.

Однако все это – по большей части сфера интереса туристов. Местные и приезжие армяне видят в Карабахе колыбель своей культуры, истории и национальной идентичности. Всей своей жизнью здесь люди демонстрируют, что они в Карабахе – всерьез и надолго.

Антон Евстратов

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image