ИСТОРИЯ БЕЗУМЦЕВ АРАМА И ЖИЛА

23 августа, 2015 - 12:32
Робер Гедигян - один из интереснейших авторов современного французского кинематографа, признанный режиссер, фильмы которого не раз удостаивались наград престижных фестивалей. Последний фильм "История безумия", открывший ХII МКФ "Золотой абрикос", основан на автобиографическом романе La Bomba испанского журналиста Хосе Антонио Гурриарана, ставшего жертвой взрыва, организованного в Мадриде в 1981 г. Тайной армией освобождения Армении (АСАЛА). Позднее, ознакомившись с историей армянского народа и, в частности, с событиями 1915 года, он оказался среди активных участников борьбы за международное признание Геноцида армян.
ИСТОРИЯ БЕЗУМЦЕВ АРАМА И ЖИЛА
ФИЛЬМ "ИСТОРИЯ БЕЗУМИЯ" НЕ ПЕРВЫЙ, В КОТОРОМ ГЕДИГЯН обращается к армянской тематике. Автор нашумевших картин "Мариус и Жанет", "В городе все спокойно", "Прогулки по Марсовому полю" и других снял в 2006 г. "Путешествие в Армению" по проекту и сценарию супруги, актрисы Ариан Аскарид, которая и воплотила образ французской армянки, приехавшей на историческую родину в поисках исчезнувшего отца. Больший интерес у зрителя вызвала драма "Армия преступников", рассказывающая о французском антифашисте армянского происхождения, участнике французского Сопротивления Мисаке Манушяне. Главную роль в картине сыграл наш соотечественник из Франции, популярный и талантливый актер Симон Абгарян, который вновь появился у Гедигяна в одной из главных ролей в дуэте с Ариан Аскарид в "Истории безумия".

Робер Гедигян, по собственному признанию, режиссер довольно плодотворный. Практически каждый год он выпускает новую картину. Исключением стал последний фильм, над которым режиссеру пришлось солидно поработать. Он изучил архивные материалы, привез актеров - не армян в большинстве - в Армению, чтобы дать им возможность увидеть страну, история которой представлена в фильме, почувствовать ее душой и сердцем. И, безусловно, выстроить в единый пазл историческую информацию, историю Хосе Антонио Гурриарана, собственный сценарий и концепцию фильма.

"Книга La Bomba поначалу мне показалась очень впечатляющей, но ее было недостаточно для фильма, который я себе представлял, - рассказывает Гедигян. - Пришлось дополнять и обогащать идеями историю Гурриарана. Я хотел, чтобы частная история переродилась в общечеловеческую. Мне нужно было донести до зрителя достоверную информацию о Геноциде, и я задумал подать книжные события в своей интерпретации: придумал семью, рассказал о Талаат-паше... Я постарался объяснить причину возмущения армян, которое длится целый век".

ИСТОРИЯ БЕЗУМЦЕВ АРАМА И ЖИЛА

"ИСТОРИЯ БЕЗУМИЯ" НАЧИНАЕТСЯ С 20-МИНУТНОГО ФРАГМЕНТА о судебном процессе над Симоном Тейлиряном, ликвидировавшем одного из главных палачей армянского народа - министра внутренних дел Османской империи Талаата. В черно-белых кадрах Гедигян подает предисловие к своей картине, напрямую связанное с событиями 1915 года и побудившими дальнейшую тактику армянского народа в вопросах борьбы с инициаторами Геноцида и за его международное признание. Увидев ужасающие фотографии невинно убитых армян - женщин, стариков, детей, суд Берлина полностью оправдал Тейлиряна.
Сюжет фильма переносит зрителя в 1970-е гг. Житель Марселя армянин Ованнес (Симон Абгарян) открыл небольшой магазин, где торгует овощами, приправами, продуктами и таким образом содержит семью - тещу, жену Ануш, повзрослевшего сына Арама и дочь - школьницу Нуне. Семья участвует в жизни армянской общины Марселя, это свидетели Геноцида и потомки его жертв. Люди стремятся построить новую родину на чужбине, сохраняя язык, веру, традиции и, конечно, историческую память. Однако не все так просто: турецкая рука дотягивается и до Марселя, препятствуя любой попытке армян заговорить во всеуслышание о резне 1915 г. Но Арам (актер Сайрус Шахиди) не принимает мирную позицию отца в условиях, когда Турция продолжает отрицать факт Геноцида, и однажды, покинув дом, примыкает к организации АСАЛА. Арам уверен: лишь путем вооруженной борьбы можно привлечь внимание мировой общественности к Армянскому вопросу. Но во время первого же задания, когда парень должен был взорвать машину с турецким послом, происходит непоправимое: огненная волна доходит до оказавшегося вблизи парня по имени Жил (актер Грегуар Лепренс-Ренге) и тот лишается обеих ног.
Прежде Жил не только не знал историю Армении, но даже не знал ее места на карте. Однако Ануш (Ариан Аскарид), узнав, что к взрыву причастен ее сын, решает навестить Жила и рассказать ему правду. Не только о террористическом акте. Робер Гедигян развивает сюжет дальше, сближая молодого француза с армянской семьей, а с ней и со всей Арменией, ее народом, историей и трагическими событиями, жертвой которых стал и сам Жил. Фабула неожиданно меняется, когда Жил и Арам встречаются на конспиративной квартире в Бейруте. К тому времени Арам уже понял, что действия АСАЛА приводят к невинным жертвам, и выходит из организации, в которой ему не прощают "предательства".

Фильм Робера Гедигяна "История безумия" содержит много пластов, на примере одной семьи режиссер рассказывает 100-летнюю историю армянского народа, насильственно изгнанного со своей земли, разбросанного по всему миру, оторванного от корней, пытающего продолжить свой род, но не забывающего историю. Одна из основных тем, затронутых автором, - историческая память, а точнее идея ее передачи потомкам. Ее Гедигян раскрывает через песню, которую бабушка поет юной Нуне, песню-колыбельную, каждая строка которой повествует о страшных событиях и призывает к наказанию виновных в преступлении. Память передается через журналы, лежащие на столике Арама, через тесные контакты с соотечественниками, армянские национальные блюда, которыми Ашхен угощает Жила, народную музыку и танцы. Порой эта историческая память ищет выхода в вооруженной борьбе, и тут Гедигян тоже не однозначен.

ИСТОРИЯ БЕЗУМЦЕВ АРАМА И ЖИЛА

САМ РЕЖИССЕР ТАК ПОЯСНЯЕТ СВОЮ КОНЦЕПЦИЮ: "Я ГЛУБОКО УБЕЖДЕН, что борьба бывает оправданной и не оправданной, да и внутри самой вооруженной борьбы есть действия оправданные и не оправданные. Я всегда выступаю против политической вооруженной борьбы, направленной против гражданского общества. Но я - за борьбу против конкретных политических деятелей, поскольку ничто и никогда не может оправдать убийство невинных. Это борьба за справедливость и против вероломных правителей".

Каждый кадр фильма убеждает, что действия АСАЛА, безусловно, естественны и закономерны: именно благодаря наказанию турок, совершивших Геноцид, мир узнал и заговорил об Армянском вопросе. Однако режиссер также приводит зрителя к мысли, что на последующих этапах борьбы за признание Геноцида необходим иной подход к решению вопроса, поскольку зло порождает зло. Жажда мести не всегда верное оружие, не случайно Жил, став инвалидом, поначалу мечтает отомстить Араму. Но, войдя в армянскую семью, узнав историю армянского народа, он, как говорит сам, "переборол это желание" и призывает Арама сделать то же самое. Встреча этих молодых людей длится всего несколько минут, но они успевают многому научиться друг у друга за столь короткое время. Жил записывает на диктофон рассказ Арама о причинах вооруженной борьбы и впоследствии становится сторонником борьбы за исторические требования армян.

Режиссер ставит вопрос признания Геноцида, он требует справедливости и верит в ее торжество. Он считает, что спустя 100 лет надо продолжать борьбу за признание Геноцида армян, доказывая миру состоятельность нашего народа, его гуманность, умение брать на себя ответственность, демонстрируя всему миру силу духа армянского народа, его непоколебимость, умение сжать губы, чувствуя горечь потерь, и смело идти вперед.

Символом армянской храбрости и силы духа Робер Гедигян выбирает танец, который гости главного героя фильма Ованнеса танцуют на дне рождения Нуне и который сам Ованнес, удерживая в горле комок слез, танцует перед портретом сына. Блестящая находка режиссера вспоминается в конце фильма, когда Ашхен приезжает с Жилом в современную независимую Армению, чтобы предать земле предков, как и обещала, прах матери. У древней церкви они видят людей в военной форме - солдат, которые и сегодня с оружием в руках охраняют родную землю. И Ашхен уверяет Жила: не за горой времена, когда земли предков вновь станут нашими и армянский народ соберется на них со всего света, чтобы жить и созидать во имя мира на земле и процветания Армении.

Магдалина ЗАТИКЯН, "Голос Армении"

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image