Демократический сюр на пути к Севану

28 августа, 2015 - 14:07

На полдороге магистрали Ереван — Севан много лет маячит раскулаченный памятник “Дорожники”. Он никого не волнует: ни государство, ни местную власть, ни дорожников...

В 70-х гг. по советской стране стал быстро распространяться новый агитпроп — автодорожный. Повсеместно начали возводить идеологически выдержанные памятники угрожающих размеров. Радости скульпторов, а также зодчих и только-только утверждающихся дизайнеров не было пределов. Производственные мощности худфонда напряглись до предела и то тут, то там на главных дорогах республик взмыли памятники новой волны. Тематика не поражала воображения, поскольку была в основном посвящена героическому рабочему классу, героическим работникам сельского хозяйства и героическим покорителям космоса... Скульптуры дюжих молодцев и девиц появились и в Армении. Одну из композиций на стыке 70-80-х годов создал замечательный скульптор Давид Беджанян (ум.2011 г.) — ереванцам он известен по памятнику А.Бабаджаняну, одному из лучших в столице. Он вызвал целый поток несправедливых и невежественных упреков, но время внесло ясность и расставило точки над i). Давид придумал композицию “Дорожники”: опять же мускулистых женщину и мужчину, связанных воедино сложной геометрической формой, символизирующей дорожный серпантин. Парень крепко стоял на родной земле, девица как бы парила над ним. Памятник воздвигли на холмике впритык к шоссе Ереван — Севан, недалеко от промышленного Раздана. Композиция выглядела вполне пристойно и издалека, и вблизи.

Постсоветская разруха и обнищание сыграли роковую роль: “Дорожников” принялись раскулачивать охотники за цветным металлом. Он был изготовлен из чеканной меди, что и решило его судьбу. Если быть точным, медь пока содрана с мужчины, от которого осталась одна рука и железный остов, напоминающий обглоданный рыбий костяк. Как и от “серпантина”. Украдено то, что позволил ручной инструмент, дальше нужна техника, которую подогнать варвары побоялись. Так и стоит арт-объект, помесь соцреализма с сюром. Как долго — никто не скажет. Хорошо бы восстановить, но кто за это возьмется. Нужны и средства, и материалы, и мастера. Может, стоит как-то заново переосмыслить одинокую страдающую женщину и убрать руку пролетария? Вопрос сложный. Марзпетаран это не заботит, Минкультуры, понятно, тоже. Так и стоит годами.

Такому же бандитскому раскулачиванию подверглась монументальная скульптура “Горный танец” Тиграна Арзуманяна у гостиницы “Двин”. Медные листы были содраны с половины скульптуры и только совсем недавно, через несколько лет, автор смог взяться за восстановление. (Финансовую поддержку оказывает инвестор, осуществляющий реконструкцию гостиницы.)

Кроме “Дорожников” на трассе есть еще одно многострадальное произведение — “Эхо” Хачатура Акопяна: полулежащая женская фигура, как бы внимающая звукам природы. Недолго она красовалась на фоне Арарата. Впервые ее испортили давно — ободрали медную “кожу”. Автор трижды ее реставрировал — и все впустую. Медь исчезала, едва появившись. Х.Акопян не так давно умер, “Эхо”, точнее, бетонное нутро, подкрашивают “под бронзу”. Ужас. Лучше убрать совсем и не позориться.

Пока же результат труда искателей меди поражает автоездоков, особенно зарубежных. Очевидно, что впредь памятники надо будет отливать из бетона или возводить из дикого камня. Или сооружать нечто из черного металла, или металлолома. Можно изготовить чудесные вещи.

Карен Микаэлян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image