Григор Аствацатрян: «Центр Набережных Челнов надо перемещать на набережную, чтобы жизнь кипела на берегу. Это самая доступная для всех зона»
Четыре года назад архитектора из Армении Григора Аствацатряна пригласили работать в Россию. Он говорит, что мог выбрать место в Москве или Казани, но ему понравились Набережные Челны. «Понравились своими возможностями и перспективой архитектурного и градостроительного развития», - говорит он. Аствацатрян уверен, что город может стать одним из самых современных в области архитектуры и градостроительства.
У него свой взгляд на все: архитектор предлагает по-другому спроектировать парк Победы; перенести центр жизни города на набережную; сделать улицу Центральную действительно центральной. Обо всем этом он рассказал в интервью KazanFirst.
— Я знаю, вы критично настроены по отношению к некоторым городским проектам. Давайте начнем с этого.
— Хорошо. Давайте посмотрим на парк Победы. Здесь хотят возвести немалое количество монументов, убрать цирк. Парк опять делится на отдельные зоны. Я не понимаю этого. Должна быть одна цельная идея. Должен быть один цельный проект. Моим внукам неинтересно будет смотреть на монументы. Их надо туда завлечь. Так вот надо сделать так, чтобы я, ведя внука в цирк, проходил через парк по аллее, по пути останавливаясь около монументов и рассказывая ему об истории. Тогда эта территория будет функционировать. А так люди будут раз в полгода приходить, возлагать цветы и уходить.
Судьбу парка Победы решили на проектном семинаре 22 июля в здании городского шахматно-шашечного клуба (ШШК) прошел проектный семинар по парку Победы. Он собрал представителей власти, бизнеса, рядовых челнинцев. Общественные обсуждения превращатились в конкретные рекомендации. Из них составили техническое задание. Сейчас на территории уже ведутся работы. Парк ожидает серьезная реконструкция |
— Хорошо, что же нужно сделать?
— Я создал свою концепцию реконструкции. В неё заложена идея функционального объединения всех автономных зон. Идея должна создать комплексность всей парковой архитектуры. С этой целью мы создаем линейную ось «Аллеи Славы» диагонально связывающую все функциональные части парковой зоны. На ней анфиладой располагаются четыре площади.
1. Площадь Славы — мемориальный комплекс «Они прошли сквозь огонь, воду и медные трубы».
2. Амфитеатр «Майдан», приспособленный для массовых мероприятий, концертов, молодежных дискотек. Тем самым, мы создаем необходимость прохода по основной оси «Аллеи Славы». Это поможет завлекать сюда подрастающее поколение. Молодежь, пересекая площадь, сможет обозревать возведенные мемориалы.
3. Площадь «Трудовой Славы» — мемориал героям-строителям города.
4. Площадь «Городов-героев». В концепции площади заложена идея солнечных часов. Символика солнца и времени — вечность. (13 — городов. 12 — по кругу, в середине — столица нашей родины, город-герой Москва).
Мемориал рассчитан также на проведение праздников несет в себе историческую информацию по городам-героям. Такая концепция позволит создать целостность функционирования всего паркового комплекса.
— Вы предложили также реконструировать площадь Батенчука; и даже отправили письмо на имя главы Татарстана Рустама Минниханова. Расскажите об этом.
— Реконструкция площади имени Батенчука предполагает три направления благоустройства территории, которые будут выполняться за счет предпринимателя-инвестора.
Вообще надо начать с того, что площадь имеет особое градостроительное значение. Она находится практически на въезде в город, потому может нести на себе нагрузку символики современного города. Сама она спроектирована в ультросовременном стиле с элементами хай-тек и деконструктивизма.
Первая очередь строительства предполагает реконструкцию, расширение существующего объекта и создание экопарковки со стороны площади.
Со стороны площади Батенчука предполагается размещение объекта быстрого питания. Со стороны проспекта Мусы Джалиля также полностью модернизируются существующие павильоны под современные формы в стиле хай-тек. На верхнем этаже надстройки заложена функция гипермаркета по продаже бытовой техники и электроники.
Вторая очередь предполагает создание в новом объеме современного медицинского центра с профилакторием и гостиничными номерами. Благодаря рельефу под зданием предпологается размещение двухуровневой парковки на 60 автомобилей.
Для строительства второй очереди необходимо расширение на 1 250 кв. м.
Архитектура Челнов развивается неправильно. Город может «заболеть»
— Как вы оцениваете архитектуру Челнов в целом?
— Челны проектировались для завода «Камаз», как город-спальня. С градостроительной точки зрения он построен очень правильно, хотя много чего было неучтено. Но на сегодняшний день с изменением формации, с переходом от планового хозяйства, социалистического развития на капиталистический путь развития, поменялись и функциональные потребности города.
— Что это значит?
— Градообразующим фактором является не только автозавод. Кроме промышленных объектов, существует еще и понятие инфраструктуры. Вместе с ней все должно меняться. Это как живой организм; и он уже «потребляет». Поэтому ему нужны и торговые, развлекательные центры и так далее. В градостроительстве роль архитектора заключается в поддержании этого организма в хорошем состоянии. Если его неправильно развивать, он начинает «болеть». Сейчас город развивается в неправильном направлении.
— Что вы имеете в виду?
— Генплан, который был утвержден, если не ошибаюсь, в 2005 году, не содержит перспектив для развития. Там, например, не заложено то, что будет через десять лет. Сегодня генплан надо менять и корректировать. Это ведь основной документ города, это его основа, кодекс, если хотите. В течение этих лет генплан «направо и налево» изменяли, зонировали по-разному. Но этот город сам по себе такой, что он сможет «самолечением» измениться.
— Для того, чтобы заняться этим самым «самолечением», надо знать проблемные зоны. Каковы самые большие огрехи?
— Челны стоят на берегу Камы. Самый первый недостаток в том, что река практически не участвует в жизни города. У [архитектора-градостроителя Бориса] Рубаненко было заложено в проекте это, но его планы не полностью воплотились в жизнь. То, что там сделали дорожки — этого недостаточно. Сама прибрежная зона должна развиваться по-другому. Это должно быть неимоверное количество развлекательных, торговых центров. Естественно, налоги от этих бизнесменов будут поступать в казну города и это большой плюс. Потому центр надо перемещать туда, чтобы жизнь кипела на берегу. Потому что это самая «видовая», самая доступная для всех зона. Но сегодня туда мало кто ходит, потому что там практически нечего делать.
— Есть бульвар Энтузиастов, есть проспект Мира. Там большое количество развлекательных центров и ресторанов, ведется бизнес…
— Планировка города изначально была квартальной. Когда начал развиваться бизнес, у города появился линейный центр. Им стал проспект Мира. Там начали возникать разные торговые центры, офисные здания. Но проспект перегружен.
— Но ведь и в других городах есть центральные улицы. Что в этом плохого?
— Да, во многих городах такая планировка. Но в Челнах загружена только одна улица. Это как позвоночник человека. Если его перегрузить, что получится? Он сломается. Также и с городом. Чрезмерный перегруз проспекта Мира привел к тому, что другие узловые точки на остальных проспектах ослабели. Город изначально не проектировался с линейным центром. Это была квартальная застройка.
— Какие еще вы видите минусы в проектировании города?
— Тут нет понятия проекта детальной планировки основных узлов (ПДП): какие застройки, какие типы застроек, этажность, масштаб и т.д. То есть землю отдали, а что там построят — неважно. Получается очередная безликая застройка.
Город и без того безликий — это касается архитектурных критериев. Таким его делают и жилые дома, и те стеклянные офисные здания, которые считаются здесь ультрамодными, хотя это архитектура 60-70 годов прошлого века (эпоха функционалистов).
В городе отсутствует понятие доминантов. Единственный доминант в городе — это тюбетейка. Ее все узнают, а если человека закинуть, например, в какой-нибудь комплекс — он потеряется. Дома похожи друг на друга. Если еще и общественные сооружения будут такими — город совсем будет серым и неинтересным.
Везде хотят сейчас ставить это стекло, алюкобонд, а это уже не модно. Это давно ушедший поезд. Взять торговый центр «Омега». Видно, что над ним работали неместные архитекторы. Работа не из дешёвых. Но они в проект «засунули» все, что знали и где-то видели. Попытались сделать в стиле деконструктивизма, который сегодня в моде. Здание невзрачно из-за своей масштабности. Еще одна ошибка в том, что рядом поставили немасштабную гостиницу [Оpen Сity]. Кроме «тюбетейки» вертикальных доминантов очень мало. А они должны быть.
«...Прошлое руководство города испугалось новшеств»
— Понятно, что Челны отстают во многих вещах от таких городов, как, например, Москва…
— Это отчасти из-за того, что архитектурная школа здесь слабая. В Челнах вообще боятся смелых решений. Меня просили спроектировать здание на улице Центральной. Я все сделал. Прежнему главному архитектору города это понравилось. Но финансовые возможности не позволили его построить. Если бы мне дали заняться этим проектом, я бы сделал эту улицу на самом деле центральной, превратив ее в улицу-праздник, улицу для фланирования.
Здесь можно было бы организовать праздники для жителей, чтобы они гуляли по улице. Привлекать к работе ремесленников, народных умельцев, малый бизнес, в конце-концов. Интересные архитектурные концепции на самом деле выгодны и для руководства муниципалитета, и для самого города, так как под такие программы можно привлечь немало инвесторов.
— Что вы думаете о новом архитекторе города Алмасе Идрисове и его идее обновить фасады домов, покрасить их яркими красками?
— Он мой хороший друг. Я, между прочим, обиделся, за то, что меня не пригласили, когда его хотели ругать по инициативе челнинских архитекторов, за окраску домов. Сейчас многие жилые дома перекрашиваются. Может и некрасиво покрасили. Но я тут ничего страшного не вижу. Через лет пять это все облезет, и можно будет перекрашивать по-новой. Здесь есть и положительные моменты.
— Какие?
— Это ветхий жилой фонд. Там все швы уже отошли. Рабочие полностью это все обновили, торцы утеплили. То есть жители теперь меньше будут платить за электроэнергию, за тепло. Не будут жаловаться на сквозняк, поступающий из незаделанных швов. Для того, чтобы сделать красивыми жилые здания, можно применить суперграфику на торцах домов и при возможности дополнить их нестандартными элементами по методу «лего». Например, в Литве в городе Шауляй торцы домов украшают суперграфикой.
— Есть ли проекты, которые вас просил разработать исполком Челнов?
— Руководство города ко мне с таким предложением не обращалось. Возможно потому что я здесь чужой. Ко мне обращаются предприниматели и инвесторы. Например, бизнесмен Дамир Бибишев, который сейчас возводит в 17-м комплексе галерею.
Мы с ним хорошие знакомые. Зная то, что жители близлежащих домов были против стройки, я предложил ему свой вариант и сделал эскиз. В этом парке вырубили много деревьев, и людям это не понравилось. Учитывая это, я предложил ему вынести парк на крышу строящегося здания. Это полная пластика, которая насквозь пробивается. Туда можно подняться по террасам. Должен был получиться такой многоярусный парк. Бибишев знал, что это будет недешево, но все же понес эскизы в исполком. Это было при экс-мэре Василе Шайхразиеве.
Тогда Бибишева в исполкоме отговорили, сказав, что будет много проблем и возни с этим. Это было на самом деле оригинальное и смелое решение. Те же жители близлежащих домов могли бы и из окна любоваться этим парком, и гулять там, заниматься спортом. Летом там можно было бы установить кафе и так далее. Но прошлое руководство испугалось таких новшеств. Надеюсь, что новое не будет этого бояться.
— Почему вы уехали из Армении?
— Когда экономика, страдает, это плохо сказывается на архитектуре. Это та профессия, которая развивается только в хороших условиях и обстоятельствах.
— Что вас привлекло в Челнах?
— Я мог бы давно работать в Москве. Меня приглашают в Казань. Но здесь город, который имеет очень много возможностей для развития. Мне очень понравились Набережные Челны со своими возможностями и перспективой архитектурного и градостроительного развития. Есть и проблемы, которые нужно устранять. Набережные Челны — один из развитых промышленных и высокотехнологических центров страны может стать одним из самых современно развивающихся городов в области архитектуры и градостроительства.
Добавить комментарий