Георгий Мурадов: “История свидетельствует о древней, глубокой связи армянского народа с крымской землей”

11 сентября, 2015 - 14:49

В Республике Крым обнаружился новый армянский “след” — конкретно зампредседателя Совмина, постпред при президенте РФ Георгий Львович Мурадов (фото справа). Около года он эффективно работает в молодой республике — налаживает экономические и прочие связи с окружающим миром.

В результате в ближайшее время в Армению с официальным визитом прибудет глава Крыма Сергей Асенов. О ситуации в Республике Крым, о проблемах и их решениях, о самом себе рассказал Георгий Мурадов в интервью одной из московских газет.

- Георгий Львович, вступив в должность, вы говорили, что одной из основных целей работы станет “привлечение иностранных инвестиций, оказание содействия правительству Крыма во внешнеэкономической деятельности. Несмотря на то что западными странами и США были приложены значительные усилия по изоляции Крыма, вы провели большую работу по налаживанию внешнеэкономических и международных связей республики.

— Прежде всего отмечу, что прошел целый ряд успешных визитов на уровне главы республики и его заместителей в Индию, Китай, Армению и др. страны. Все поездки имели прагматичную цель — установить связи, наладить деловые отношения с зарубежным бизнесом, рассказать о возможностях республики, пригласить инвесторов, изучить опыт партнеров. В целом мы делаем максимум возможного, чтобы обеспечить благоприятные внешние условия для всестороннего развития Крыма.

Сегодня наиболее активно в Крыму с точки зрения бизнеса ведет себя Турция, но и такие страны, как Индия, Китай, арабские государства, Израиль, также проявляют немалый интерес к работе в республике. На этом фоне из европейцев особо выделяются представители бизнеса из Франции, Италии, Испании, Чехии и других европейских стран. Недавно был подписан протокол о сотрудничестве с чешской торгово-промышленной палатой. То есть все санкционные ограничения оказались по существу дополнительной рекламой для Республики Крым, вызвав повышенный интерес к нашим возможностям.

— Вы только что назвали представителей бизнеса из стран, которые наиболее активно сотрудничают с Республикой Крым. Есть свежая информация, что, например, та же Турция, с одной стороны, активно участвует в бизнесе, а с другой — поддерживает антироссийские настроения среди татарской части населения.

— Такого рода примеры, к сожалению, действительно есть. Недавно Крым посетила некая делегация турецкой общественности. Это были представители научного мира и общественных организаций. Судя по всему, их пребывание в Крыму оплачивалось зарубежными грантами. Мы их приняли, что называется, с открытой душой. Наши беседы носили дружественный и даже, как мне показалось, теплый характер. Турки с интересом нас слушали, улыбались, кивали, в общем, все было по-доброму.

Мы много рассказывали гостям, что сделано за прошедший год для обеспечения прав крымско-татарского народа. Отмечали, что крымско-татарский язык является одним из трех официальных языков республики. Информировали, что Федеральной целевой программой развития Крыма на 2015-2020 гг. предусмотрено выделение многомиллиардных сумм из бюджета на укрепление материально-технической базы дошкольных учреждений, учебных заведений, больниц, жилья и инфраструктуры, издание учебников на крымско-татарском языке и т.д. Мы рассказывали туркам о действующей системе образования, о том, какая работа ведется по восстановлению материальных, имущественных, социальных, культурных прав крымско-татарского народа, пострадавшего наряду с другими от сталинской депортации. Турецкие представители встречались с руководителями крымско-татарской общины, ее духовными лидерами, которые также позитивно оценивали происходящие перемены в жизни этого народа.

Что же в итоге? Вернувшись в Турцию, они опубликовали абсолютно лживый доклад, в котором нет ни единой позитивной оценки ситуации. Делаются голословные выводы, что в Крыму “преследуют” татар, причем выводы базируются на непроверенной информации и слухах от антироссийски настроенных людей. Например, изъятие экстремистской литературы пытаются противопоставить принципам свободы печати и информации, отдельные случаи отъезда крымских татар на Украину подаются чуть ли не как массовый исход населения. Словом, весь отчет той турецкой делегации представлял собой незначительные, выдернутые из контекста факты, которые должны были проиллюстрировать, какая “страшная” ситуация сложилась здесь вокруг крымских татар. Все наши свидетельства, разъяснения о материальной поддержке, о языке, об образовании, о культуре, о СМИ, об участии крымских татар во всех без исключения органах власти, включая самый высший правительственный уровень (вице-премьер Республики Крым Р.Бальбек является крымским татарином), — все было проигнорировано.

Убежден, что вся эта инсценировка, носившая антироссийский и антикрымский характер, была нацелена на подрыв российско-турецких отношений. Хочется надеяться, что турецкое руководство дорожит добрососедскими отношениями с Россией и не станет поощрять направленные против нее подрывные акции.

— Одна из самых серьезных проблем, которая волнует и туристов, и коренных жителей, — транспортная доступность Крыма. Вопрос о строительстве моста через Керченский пролив поднимался неоднократно. Сейчас инвестор нашелся и работы могут скоро начаться. Это так? И если да, то когда путь в Крым будет открыт?

— Транспортные вопросы всегда стратегически важны. И тут я бы выделил две темы. Первая — острая необходимость в срочном порядке обеспечить транспортную доступность полуострова, особенно в курортный сезон. В этом году были приняты необходимые меры, чтобы наладить регулярное бесперебойное сообщение паромами. Во многом это удалось сделать. Аэропорт Симферополя расширен и может принимать до 200 рейсов в сутки — это колоссальный прорыв. В этом году на Крымский полуостров из других российских регионов планируется перевезти авиатранспортом 3 млн человек и около 2 млн через Керченскую переправу. Поэтому на сегодняшний день проблема доставки людей и грузов в Крым и из Крыма решается в целом удовлетворительно.

Вторая тема — это создание постоянного транспортного сообщения. Правительство РФ свое решение приняло: начинается строительство моста через Керченский пролив, через остров Тузла. Кроме этого стали появляться и различные инвестиционные предложения — например, построить автомобильный тоннель или разводной железнодорожный мост. В общем, предложений с избытком. Будем искать оптимальные варианты. Убежден, наша “дорога жизни” скоро появится.

— Сейчас в Крыму как раз в разгаре курортный сезон. Есть ли какие-то улучшения по сравнению с прошлым годом в обслуживании, в инфраструктуре и т.д.?

— Подвижки позитивные, безусловно, есть. Во-первых, растет туристический поток, прежде всего за счет россиян. В этом году мы рассчитываем выйти на цифру 5 миллионов туристов, которые отдохнут в Крыму. Но я не хочу рисовать все в розовом цвете и говорить, что все хорошо и никаких проблем нет. Инфраструктура, туризм и сам туристический потенциал Крыма последние 25 лет либо приходили в упадок, либо развивались экстенсивно, без внятной стратегии.

— Я хотел бы вернуться к близкой мне армянской теме. В Армении нет моря, а летом жарко. Жители страны раньше ездили отдыхать или в Сочи, или на территорию Грузии. В Сочи сегодня попасть трудно — нет прямой дороги, только самолетом. Нельзя ли сделать совместно с Арменией общую рекреационную программу? Армения с Россией сегодня — единое экономическое пространство. Немалое количество армян могли бы отдыхать в Крыму, а армянские бизнесмены — вкладывать свои деньги в развитие Крыма.

— Этот вопрос обсуждался на последней российско-армянской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, которая проходила в Ереване. Мы как представители региональной крымской власти говорили в Армении о туристических возможностях Крыма, о создании в Крыму свободной экономической зоны. Эта информация была с интересом воспринята нашими армянскими партнерами. Республика Крым готова подписать с Арменией соглашение в сфере туризма. В октябре в Ереване будет проходить российско-армянский межрегиональный форум, где мы намерены представить свои туристические и инвестиционные возможности. Необходимо подумать и о создании регулярного сообщения между Крымом и Арменией. Насколько я помню, раньше в курортный сезон существовал ежедневный рейс Ереван — Симферополь.

Говоря о развитии делового и экономического сотрудничества, хотел бы отметить, что представители деловых кругов Армении проявляют к Крыму немалый интерес. С их стороны подан ряд инвестиционных заявок, которые сегодня находятся в стадии рассмотрения. Уверен, что в ближайшее время по ним будут приняты позитивные решения и начнется реализация этих проектов.

— Задам тогда личный вопрос: откуда родом вы сами, где ваши корни?

— Когда был Советский Союз, мне было легко отвечать, что я советский человек. Во мне смешалось много национальностей, хотя по культуре, языку, образованию я, безусловно, русский, но по отцовской линии у меня армянские корни. Его предки — армяне из Южной Грузии, из Джавахетии. По материнской линии есть крымские корни. Бабушка у меня родом из Керчи. Дед — русский, из кубанской станицы Роговской. Сам считаю своей малой родиной Краснодар, город, где я вырос и окончил школу, хотя факт моего рождения зарегистрирован в Республике Коми.

— А бываете ли вы в Армении? Знакомы ли со страной?

— В Армении я бывал неоднократно, особенно в 2000-е годы, когда отвечал за международные связи Москвы. Наши отношения с Арменией уходят в глубь веков и скреплены исторической, культурной, духовной близостью народов двух государств. Эти отношения развиваются поступательно, вышли на новое качество в контексте присоединения Армении к Евразийскому экономическому союзу. Широко известен вклад армянской диаспоры в развитие России в экономической, культурной, политической и военной сферах.

Историю Крыма нельзя представить без армян. Их многовековая история пребывания в Крыму изобилует как светлыми, так и трагическими страницами. В живописных уголках полуострова бережно сохраняются старинные армянские церкви и монастыри. Большинство из них относятся к XIV-XV векам, когда армянская колония Крыма переживала пору наивысшего расцвета. В трех километрах от Старого Крыма стоит великолепный монастырь Сурб Хач, престол Армянской Апостольской Церкви в Крыму. Все это свидетельство древней, глубокой связи армянского народа с крымской землей.

Добавлю, что я не только чиновник, но по общественной линии генеральный секретарь Российской ассоциации международного сотрудничества (РАМС), объединяющей более сотни общественных организаций в сфере общественной дипломатии, обществ дружбы международной специализации и различных фондов. Многие из моих армянских коллег, работающих в данной области, разделяют точку зрения о том, что сегодня нам необходимо придать новый импульс нашему восточнохристианскому цивилизационному единству.

Именно потому, что мы исторически всегда были вместе, мы выстояли в самые трудные времена, уберегли наши народы и государства от разрушения, сумели сохранить каждый свою и нашу общую культуру, язык и религию. Если разделить народы, которые живут сейчас в самой России и вокруг нее в рамках нашей цивилизационной общности — многих просто вскоре не станет. Это мы обязаны чувствовать, понимать и обязательно передать нашим потомкам эстафету.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image