Армянские топообразующие корни — история и современные искажения

21 сентября, 2015 - 11:39

Продолжая тему армянских топонимов, пришло время рассказать об основных древнейших корнях армянского языка, присутствующих в названиях Армении и Армянского нагорья. К сожалению, 9\10 нашей страны остается под игом пришлых завоевателей, а у тех хорошо получается лишь искажение чужой истории и географии. Именно поэтому так важно знать армянскую этимологию наших топонимов и различать способы ее искажения.

Самыми распространенными и, одновременно, самыми древними корнями армянской топонимии являются те, которые содержат в себе либо характеристику местности, либо особенности того или иного поселения. Среди первых наиболее часто встречаются, к примеру, корни “дзор” (ущелье, лощина, овраг), “сар” или “лер” (гора), “кар” (та же гора, скала), “гет” (река), “дан” (река, водный поток) с последующим переосмыслением в “тун”, “тан” – домашний, родной (первые селения в основном закладывались по берегам рек, поближе к живительной влаге), “лич” – озеро, “мор” – болото (отсюда и море, mar – водное пространство), “антар” – лес и многие другие. Смысла нет перечислять здесь тысячи названий, в которых участвуют все эти корни, достаточно назвать наиболее звучные и в историческом плане значимые – Ерасхадзор (ущелье Ерасха-Аракса), Айоц Дзор (Армянское Ущелье), Дзорагет (река в ущелье), Раздан (вода, родившаяся из огня), Мецамор (большое болото)… О названии Раздан стоит поговорить обстоятельнее. Его этимологию недавно предложили молодые исследователи, лингвисты и геологи. Согласно этой версии (а по моему мнению, она наиболее вероятна), гидроним этот состоит из корней “hур”, ”азн” и “дан”, означающих, соответственно, огонь, наследник и вода, река (с последующим “тун” — дом). Учитывая тот факт, что озеро Севан не имело в прошлом стока, а река Раздан стала таковым, прорвав смыкавшиеся вместе хребты Арджаноц и Гегама в результате тектонической деятельности последних, мы и получаем смысл гидронима – вода (дом, очаг), родившаяся из огня, наследница огня. Но самое главное – последняя тектоническая активность такого рода здесь происходила… в 8-7 тысячелетиях до Р.Х.! То есть уже тогда на Армянском нагорье жили армяне, или, если хотите, – протоармяне, думавшие и говорившие на нашем с вами языке, и на нем же нарекшие свою реку! Кстати, поднятия и спуски зеркала Севана имели место и позже, во 2-м тыс. до Р.Х., о чем свидетельствуют находки в Лчашене и прочих прибрежных местах.
Говоря об искажении армянских названий на оккупированных территориях Армении, следует прежде всего иметь в виду несколько неопровержимых фактов. Во-первых, исторически, генетически, лингвистически и т.д. армянскими и неармянскими учеными уже доказано, что армяне на Армянском нагорье, то есть в стране Армения, являются автохтонным народом, как минимум, начиная с 6-5 тыс. до Р.Х. Будучи автохтоном страны, именно армяне первыми нарекли как ее физико-географические элементы, как то: горы, реки, ущелья, поля, долины и т.д., так и все поселения, которые сами же и основывали. Кроме армянских, в Армении, да и то в незначительном количестве, присутствуют ассирийские, хеттские, урартские и иже с ними поселения. Несколько позже на Армянском нагорье появились курды. Будучи по своему жизненному укладу народом кочевым, последние стали селиться в тех деревнях, откуда сами (или с помощью турок) изгоняли и изживали исконных хозяев – армян, лишь в последние два-три века. Во всей Западной Армении, во всем Утике и Равнинном Арцахе турками и курдами не было основано ни одного собственного поселения – все считающиеся таковыми деревни изначально были армянскими. Естественно, занимая место армян в том или ином селении, завоеватели начинали с искажения его названия, а также всех окрестных малых и больших топонимов. Ведь географическое название – штука чрезвычайно консервативная, а если учесть и т.н. “генетическую память” страны – и вовсе неизменяемая. Особенно, когда пришлые жители стоят неизмеримо ниже автохтона по своим цивилизационным критериям. Ни у курдов, ни тем более у турок не было традиции наименования поселений, той сильнейшей связи народ-страна, которая, в конечном счете, и рождает понятия Родины, Нации и Патриотизма. Таким образом, все те топонимы, которые уже даже мы, армяне, считаем курдскими и тюркскими, на самом деле имеют древнейшие армянские корни! Так, “кей” – это искаженное “гюх” с тем же смыслом селения, “дере” – это искаженное “дзор” с тем же смыслом ущелья, “килиса” – это наше искаженное “екехеци” с тем же смыслом церкви, и т.д. и т.п. Встречаются и более изощренные искажения с надуманным иным смыслом. Так, древнейшее армянское Харабах – то есть множество лесов (вариант того же Арцаха) превратился в Карабах – черный сад (безо всякого смысла и даже логики), звучные армянские Ктрац Кар и Хараконис – т.е. треснувший камень и множество конусов (вулканогенных, слово во всех языках происходит от армянского кон), стали, соответственно, Кадыр Аскяр и Карагюндуз, и так до бесконечности. Вообще, тюркское “кара” в его цветовом значении (черный) неприменимо с точки зрения географической логики ко всем его топонимическим носителям, Однако, с учетом этимологии искажения – древнеармянским “хара” (со смыслом множественности, или “кар” со смыслом камня, скалы, горы), все топонимы становятся легко понятными.
Та же ситуация сложилась и вокруг второй крупной группы топообразующих армянских корней, обозначающих характеристики поселений, то есть, антропогенной (с вашего позволения – армяногенной) составляющей страны. Здесь наиболее часты “ван” – поселение, жилище; “тун” – дом, очаг, то же жилище; “шен” – отстроенный, благоустроенный (известное армянское прощание – “шен мнак” – оставайтесь в благоустройстве, благополучии), а также употребляемые в связке с именем основателей “керт” – основанный, созданный, “пат” – обустроенный, обнесенный стеной, “стан” – страна (да-да, это именно армянский корень “з-тан”, “с-тан” с грабаровским префиксом и значением страны, дома какого-либо народа, отсюда и становище, станица, стан). Так что, Айастан – исконно армянский топоним.
Создателями и основателями поселений часто становились армянские цари. Так, Тигран Мец (Великий) основал около десятка городов, дав им свое имя в связке с различными корнями. Собственно столица Армянской империи Тиграна, а также, как минимум, три города в Арцахе были названы Тигранакерт – то есть основанный Тиграном, созданный Тиграном. Столица Тигранакерт располагалась на месте древнейшего Нпркерта (помните – Нибиракерт), теперешнего Силвана или Миа-Фаркина в провинции Ахдзник. Поскольку большую часть Ахдзника ныне занимает провинция Диарбакир, Тигранакерт часто путают с городом Диарбакир, отстоящим от него на сотню километров. Последний же назывался изначально Амид или Амеду – от армянского династионного княжеского имени Аматун(и). Три арцахских города Тиграна расположены, соответственно, близ села Барум в Северном Арцахе, у подножия горы Ванкасар в Мартакертском районе НКР и недалеко от села Бардутах на юге НКР, недалеко от Аракса. Искажения их названий носили диалектный характер – Гарнакерт, Ткрнакерт, Тарнагют. Тюркские же искажения превращают керт в кюрт, кюрд или гирт – Вагаршакерт-Алашкерт стал Элешгиртом, Манавазакерт-Маназкерт превратился в Мелазгирт, Кертн или Кертагюх – в Кертенекей. Шен в тюркском искажается в шин, пат – в абад (арабско-персидский корень со смыслом города, что затрудняет правильную этимологизацию) и т.д.
Однако все подобные искажения разбиваются в пух и прах при правильной постановке базовых принципов арменоведения, перечисленных выше, и все наши топонимы могут и должны иметь четкую, прослеживаемую тысячелетиями, имеющую географически и исторически логическую смысловую нагрузку этимологию. А смысл, как уже показывалось в этой статье, может скрываться под кажущимся естественным налетом лжи или быть потерянным и измененным с течением времени. Например, такая судьба постигла один из древнейших армянских корней – “гом”. Изначально он нес в себе смысл храмового места, капища богов – дицатуна. Затем приобрел также значение построек в стороне от основного села – в русском языке они обозначаются словом “выселки”. В этом значении корень “гом” заимствован у армян и курдами, участвуя в большинстве искаженных армянских названий сел. А сейчас он и вовсе незаслуженно принижен и обозначает… хлев. А между тем, именно этот корень лежит, среди прочих, в основе названия второго города Республики Армения, который изначально был наречен Гом Айроц – то есть либо Храм Мужей, Ариев, либо Храм Пещер, – в любом случае, святое место, дицатун, с незапамятных времен. В течение веков Гом Айроц (кстати, гора с тем же названием есть на Сюникском плато) превратился в Гомайри, Кумайри. Но вместо возвращения городу исконного, древнейшего и приличествующего ему названия, смысл которого был утрачен в нашем самосознании, мы двадцать лет назад назвали его Гюмри – словом, которое в арабском языке означает таможню. Как говорится, ни к селу, ни к городу…

Григор Бегларян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image