И странник вдали забыл, как вернуться домой

6 ноября, 2015 - 19:08

Вряд ли их так уж интересовало участие армян в Великом шелковом пути или правда о татаро-монгольском иге на Руси: уж очень деловые ребята – руководители проекта. Сотрудник колледжа Лондонского Университета Гаррет Геленталь и члены Института эволюционной антропологии Общества Марка Планка, что в Германии, трудились над ним несколько лет. Скорее всего, это был заказ торговцев войной, и спущен он был с целью создания генетического оружия. Того, что действует выборочно и неумолимо, исходя из генетической специфики целевой группы.

Но как всегда, сработал неумолимый закон справедливости «Нет худа без добра», и в руках у человечества оказалась генетическая карта основных этносов мира. Да, политизированная донельзя, да, зачастую путающая причины и следствия, да, замалчивающая этнические преступные группировки, что владеют деньгами мира и скорее всего, и являются заказчиками проекта. Да, авторы исследования не сумели разыскать на просторах Калифорнии и других бедных на армянских эмигрантов территориях достаточное количество представителей этой редкой нации для формулирования четкого и научно обоснованного вердикта о генетическом портрете армян. Пока же, в силу неполной исследовательской базы, нарисовали в донорах армянского гена поляков и литовцев. Не наоборот. Хотя в армянском языке нет ни одного полонизма или влияния литовского языка, зато в последних армянского – пруд-пруди, и мы уже обращались с вами к этой теме в статье «Армянские имена-2» . Между тем историческое донорство по крови, идеям и языку всегда взаимозависимы с великой достоверностью.

Но особенно-то врать у заправил проекта уже нет возможности, поскольку обоймой, одна за другой, в мировых научных журналах Science и Nature пошли публикации участников этого масштабного проекта по генетическому картированию мира, и пока – о миграциях бронзового века, т.е. культурного человечества с сохой, сменившей вектор людоедства на гуманизм и созидание. Одна из последних научных публикаций на эту тему – статья доктора биологических наук и ученого с мировым именем Левона Епископосяна с зарубежными соавторами. При всех идеологических ограничениях, накладываемых финансирующей стороной, научная статья свидетельствует: нынешнее поколение армян, проживающих на востоке своей родины, Армянского нагорья, в обоих армянских государствах, – прямые беспримесные потомки тех, кто жил здесь 5-6 тысяч лет тому назад, и скорее всего – и ранее. Это часть правды, но уже не песенки про переселенцев с Балкан, бедных перебитых «урартах» и «капуйт ачерь э унецел hайэ».

Но вернемся к карте, согласно которой генетический код народа хань, что в Китае, на 3,9% – армянский. Вы помните, что мы в детстве любили хихикать на тему связей с великим народом, у которого династии звучат, как армянская считалка, «Тин – Шин – Мин», и невероятно осмысленна в значениях. В отрочестве рассказывали уморительные анекдоты: уж очень много сходства в трудолюбии и невероятен контраст в количественных характеристиках. А на поверку оказалось, что шутя, мы сохраняли память на дела давно минувших дней, когда армянские «хопанщики» строго по своему меридиану отправлялись на Восток в Китай и на Запад – в Басконию, поскольку не выдерживали конкуренции на родине. Зато на новых землях становились цивилизаторами и богатеями. Итак, в гене ханьцев 3,9% армянского гена. Это ханьцев-то, которые составляют 91% всего населения Китая, то есть порядка 1,2 миллиарда людей! При этом, мы должны помнить, что всего-то 300 лет назад, в 1700 году, согласно Ф. Броделю («Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIIIвв. Том 1.Структуры повседневности. Возможное и невозможное – 1989), население Китая составляло 130 млн человек, т.е. в 10 раз меньше, чем сейчас. В то время как у нашего народа, в результате объявленной на него мировой охоты, – обратная прогрессия за тот же период. Согласно «Истории России» С. Глинки, написанной по соизволению русского императора Александра I, в 1600-1700 годах численность армянского населения в присоединенной к России, т.е. Восточной, Армении составляла 23 миллиона. В это число не включалась гораздо более развитая и многонаселенная Западная Армения в составе Османской империи. И многочисленные армянские поселения в Восточной и Западной Европе, на Ближнем и Среднем Востоке, в Индии. Шутка ли сказать, согласно исследованию русского историографа, в руках армян находилось 75% мировой торговли, 90% торговли солью, и не только пищевой, но также производимой для металлургии и других отраслей производства. Мировая торговля шелком на тот же период принадлежала исключительно армянам, все 100%. И лишь за отсутствием нефтеприисков на тот момент, не указано, что и они в дальнейшем явились плодом армянских технологий и армянского капитала на все 100%. Нобели объявились лишь на крыльях революций.

Таким образом, на заре капитализма товар и деньги проходили в основном через армянские руки, и не только проходили, но претворялись в первые фабрики и заводы от Фрязино в России до шелкопрядильных производств на юге Китая. Ну как тут их не сгеноцидить повсеместно? И не только в Османской империи.

Еще древние китайские философы говорили: «Властвуешь над историей – властвуешь и над настоящим, а будущее в твоих руках». Именно по этому принципу XIX век можно назвать началом появления фальшивых «хозяев истории», вставших на этот путь для того, чтобы стать хозяевами мировых денег. И стали ведь! Роковая роль этой фальсификации в нашей национальной судьбе чрезвычайно велика: если примерно равных по численности китайских ханьцев и армян было в 1600-1700 годах где-то по 120 миллионов, то сегодня первых в десять раз больше (1,2 млрд). В то время как нас – в десять раз меньше даже по оптимистичным подсчетам (12,0 млн.). То есть всего-то за 300 лет, которые можно было бы посчитать мгновением в нашей длительной истории, возникла разница в 100 раз. Ничего себе! Да ведь это соотношение численности населения Армении и США. Можете себе представить обратную ситуацию?

Я обращаюсь к этой статистике вовсе не из национальной хвастливости, в которой нас зачастую обвиняют люди малосведущие и малокультурные. Нет. Речь здесь пойдет о том, что столь важный исстари народ со своим первоязыком не мог не оставить следа в языках народов, с которыми он соседствовал, торговал, обучал и обучался. Братался, учился, женился.

В пути и пути,

и снова в пути и в пути…

Так мы, господин,

расстались, теперь ты один.



Меж нами лежат

бессчетные тысячи ли,

И каждый из нас

у самого края небес.



Дорога твоя

опасна, да и далека.

Увидеться вновь,

кто знает, придется ли нам?



Плывут облака,

все белое солнце закрыв,

И странник вдали

забыл, как вернуться домой.



Тоска по тебе

состарила сразу меня.

Вслед месяцам год

приходит внезапно к концу.



Но хватит уже,

не буду о том говорить…

Себя береги,

ешь вовремя в долгом пути!

Есть одно только слово в этой прекрасной, тонкой любовной лирике, которое выдает с головой, что это не Айрэны. Что стихи посвящены скитальцу-китайцу, а не армянскому пандухту. И слово это — «ли», единица измерения в китайской метрической системе, равная 500 м. Или 50 граммам золота. При этом Ли – культурность как основа конфуцианского мировоззрения, принятого в качестве государственной доктрины в период династии Хань. Точно так же, Ли, китайцы называют аборигенов острова Хайнань в КНР. И полноводная река, изображенная даже на 20-юаневой купюре, – тоже Ли. Да и вообще язык Китая сами жители поднебесной называют Ли. И даже амбар для зерна у китайцев – лиацанк.

Если бы река Ли в Англии не являлась единственным источником питьевой воды после ужасающего загрязнения Темзы в позднее Средневековье, я бы подумала, что Ли – сугубо китайский феномен. И что китайцы или англичане назвали еще недавно богатую на улов реку в Подмосковье Ликовой. Или что русские назвали полноводную реку в Ирландии Ли – ту, что впадает в Кельтское море. Или что это ирландцы назвали Ли коммуну в департаменте Эндр во Франции. Или что французы поименовали крупнейший парк Лондона Ли Вэлли.

Но если честно, то любитель эпиграмм и замечательный поэт с прекрасным чувством юмора Арамаис Саакян как-то, наконец дозвонившись до меня по делу, с лёту сочинил экспромт: «Гехецкуи Лия, сиртэс кезнов ли а». При этом он не был китайцем, ирландцем, французом, англичанином или русским, а был талантливым поэтом, чувствовавшим свой родной язык, как не умеют головы, отутюженные викизнаниями. Потому что в этом языке «ли» — полнота, как в конфуцианском мировоззрении, которое удивительно созвучно мировоззрению армянскому. Отсюда и семантический ряд из слов «совершенство» (лиакатар), «благоденствие» (лиутюн), «полнолуние» (лиалусин), «полноценность» (лиаржек) и пр. Мало того: достаточно попросту переставить ударение на армянское классическое в конце слова – и класс растений «лиана» получает не просто иное звучание, но и смысл: «да будет полна»! Чем, впрочем, все дикорастущие лианы, включая городскую виноградную лозу, и занимаются безо всякого ухода, полива и присмотра. При этом подружки и двоюродные сестрички называли лично меня Ликой наряду со своими сестричками и подружками, которых звали иначе: Лилия, Лиана, Лилиана. Почему? Да потому, что смысл-то был заложен во все эти имена один и тот же! Лия – «она полна»; Лилия – «она полным-полна»; Лиана – «да будет полна», и наконец Лилиана – «да будет полным-полна». И всегда, как и во всех именах-благословениях, речь идет о полноте достоинств, полноте, которая укладывается в культурное мировоззрение армян. И в мировоззрение китайцев, для которых имена Ван и Ли возглавляют рейтинг наиболее популярных. Для ханьцев – или хаев? – которые, если учесть космические темпы роста этой великой нации, еще недавно охотно вступали в кумовство с народом из страны, которую до сих пор называют Красавицей Востока.

Конечно, Вартан Мамиконян – такой же китаец, как Шарль Азнавур – француз, Ба Мао – бирманец, а Ованнес Айвазовский – русский. Но то ли важно? Величие армян и давших им приют великих народов в том и состоит, что они умеют дружить и трудиться. Как в армянских сказках, когда новый друг из чужого рода-племени оказывается на поверку добрым волшебником, пришедшим, чтобы отблагодарить за некогда совершенный подвиг. Отблагодарить странника, забывшего, как вернуться домой и посчитавшего Китай своей новой родиной.

Лия Аветисян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image