«Братья по оружию» и «партнеры по кризису»: к итогам саммитов ЕАЭС и ОДКБ в Москве

22 декабря, 2015 - 20:11

Последние события постсоветского масштаба в уходящем году — два саммита, состоявшиеся в Москве: Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Высшего евразийского экономического совета (ВЕЭС). Оба прошли в достаточно непростой обстановке.

Обычно внешне благодушный дух заседаний в формате ОДКБ был взорван выступлением президента Армении Сержа Саргсяна, который обвинил партнеров по военному блоку, кроме России, в бездеятельности, равнодушии, невыполнении союзнических обязательств. Объяснять разочарование армянского лидера только тем, что члены ОДКБ в отношении карабахского конфликта ограничиваются в лучшем случае заявлениями седативного характера, было бы поспешно. Сам Саргсян не настолько наивен, чтобы в конфликте с Азербайджаном ожидать поддержки от вечно ловящей свою рыбу в мутной воде Белоруссии или тем паче мусульманских стран, состоящих как в ОДКБ, так и в Союзе тюркоязычных государств, за исключением Таджикистана. И еще не известно, что им дороже — членство в ОДКБ, или союз единоверных и единоязычных, скрепленный еще и советским прошлым. Но ведь «братья по оружию», кроме Армении, не обозначили толком свою позицию в отношении Турции, сбившей российский самолет. Вопросы, прозвучавшие из уст Сержа Саргсяна, давно витали в воздухе в отношении ОДКБ — Организации на сегодня отличающейся амбициями далеко опережающими ее аморфное состояние. А ответы, данные членами блока на прозвучавшие вопросы, пожалуй, только укрепили сомнения в дееспособности военно-политической Организации. В конце концов, апогеем размытых остальных выступлений с выражением озабоченности и беспокойства «по поводу сложнейшей международной обстановки» стало провозглашение очередной насущной задачи — «совместное противостояние терроризму и экстремизму». В связи с чем в ОДКБ даже будет создано специальное отделение или подразделение. В общем, не хочется, чтобы в данном случае опять оправдалась расхожая поговорка: «Хочешь зажевать что-то — создай еще одну структуру». Но дело к тому и пошло, если объективно.

С другим саммитом — глав государств членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), оказалось еще сложнее. По сути, он прошел в закрытом режиме. Общее представление о нем дала встреча президентов РФ и Казахстан Владимира Путина и Нурсултана Назарбаева, состоявшаяся до заседания ВЕЭС. Главы государств сошлись на том, что Союз был создан в тяжелое кризисное время. Стало еще тяжелее из-за санкционного противостояния России с Западом и падения цен на нефть. Но было бы еще хуже, если б не успели создать ЕАЭС.

На самом же саммите, кроме того, что «были подведены итоги первого года работы и определены ориентиры на будущее», одним из животрепещущих вопросов стала выработка единой позиции членов ЕАЭС в отношении Украины. Точнее на ассоциацию Украины с Евросоюзом (ЕС). С 1 января 2016 года между Украиной и ЕС начинает действовать Зона свободной торговли (ЗСТ) и представители ЕАЭС задумались над минимизацией негативных последствий для себя.

Москва решила остановить аналогичный договор о ЗСТ с Украиной. Госдума РФ вряд ли отклонит президентский законопроект о прекращении режима ЗСТ с Украиной. Как поступят остальные члены ЕАЭС? Очевидно, что только из-за конфликта Москвы с Киевом никто из ЕАЭС партнера в лице Украины терять не хочет. Скорее всего, в продолжении сотрудничества с бывшими советскими республиками заинтересован и Киев. Это подсказывает простая логика. Потеряв российский рынок, Украина попытается найти новые рынки сбыта, и не только в ЕС, что само по себе крайне тяжело для оказавшейся в депрессии украинской экономики, а в странах СНГ — в частности, в Казахстане, для которого Киев пока занимает десятое место в списке основных торговых партнеров с долей в 2,4% в 2015 году. К общему знаменателю прийти не удалось. Главы государств, партнеров РФ по ЕАЭС, подумав, решили взять на вынесение решения полгода — посмотреть, как и что «двинется» в вопросе с Украиной за шесть месяцев, а там будет видно.

Пока же общими усилиями в 2016 году будет создаваться то, что было задумано по договору. А Договор ЕАЭС предписывает в будущем году создать общий рынок лекарств и медицинских изделий, а также совершенствовать то, что было создано в уходящем 2015 году — свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, осуществлять согласованную политику в ключевых отраслях экономики: в энергетике, промышленности, сельском хозяйстве.

Председательство в ЕАЭС от Белоруссии переходит к Казахстану. Президент Нурсултан Назарбаев отметил, что следующий год, будет сложным, но заверил, что Астана приложит максимум усилий для того, чтобы ЕАЭС развивался и работал успешно. В качестве залога для успеха Назарбаев видит интенсификацию торговли с Китаем — Поднебесная способна усилить ЕАЭС.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image